Социально-экономическое значение регионального управления промышленными предприятиями

Плоткина А.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 19 (241), Октябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Плоткина А.Р. Социально-экономическое значение регионального управления промышленными предприятиями // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 19. – С. 4-12.

Аннотация:
В данной статье автор рассмотрел и систематизировал предпосылки для улучшения системы управления социально-экономическим развитием регионального промышленного комплекса.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, государственное управление, государственно-частное партнерство, промышленный комплекс, регион

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На современном этапе общественного развития одной из ведущих задач в сфере российской экономики является формирование промышленного комплекса страны, конкурентоспособного на мировом рынке. Существенный износ основных производственных фондов и необходимость согласования интересов большого количества промышленных предприятий, имеющих различную отраслевую принадлежность, создают предпосылки для улучшения системы управления экономическим развитием регионального промышленного комплекса, обеспечивающей эффективное взаимодействие промышленных предприятий и объектов инфраструктуры.

Эффективность производственных отношений на уровне региона определяется объемом производительных сил и качеством их использования. Для ее повышения формируется адекватная современным условиям система управления экономикой, использующая производительные силы в качестве ресурсов регионального развития.

Региональный промышленный комплекс (РПК)

Система управления экономикой региона, как и любая система управления, может быть условно разделена на две составляющие: управляющую и управляемую подсистемы. В данном случае управляемая подсистема объединяет производительные силы (ресурсы) и объекты инфраструктурного комплекса, а управляющая – органы планирования, регулирования, контроля и развития, которые обеспечивают реализацию социально-экономических процессов в регионе. Анализ современной экономической ситуации в России позволяет выделить пять составляющих системы управления экономикой региона: ресурсная, инфраструктурная, планово-координационная, инновационная и организационно-контрольная. Каждая составляющая вносит свой вклад в развитие системы управления экономикой и эффективность организации производственных отношений в регионе.

Вместе с тем основным элементом производительных сил региона является региональный промышленный комплекс (РПК), под которым в контексте данной работы предлагается понимать совокупность промышленных предприятий и объектов инфраструктуры, объединенных по территориальному признаку и обеспечивающих производство основной доли валового регионального продукта.РПК, являясь основным элементом производительных сил, аналогично системе управления экономикой региона может объединять пять обозначенных выше составляющих. Вместе с тем промышленный комплекс региона является функциональным элементом регионального хозяйства, к которому помимо теоретических положений региональной экономики могут быть применены теории и концепции: экономики, организации и управления промышленностью, стратегического и корпоративного управления, формирования конкурентных преимуществ, управления производственной и инновационной деятельностью, создания территориально-производственных комплексов, устойчивого и сбалансированного развития территорий и пространственных экономических образований, выявления полюсов роста, рационального выбора, управления инфраструктурным комплексом и ряд других.

Критический анализ обозначенных выше теорий и концепций на основе системного подхода, позволил рассмотреть РПК как территориально-производственный комплекс, локализованный на региональном уровне и объединяющий помимо промышленных и транспортных узлов совокупность объектов инфраструктуры, вовлеченных в процесс расширенного воспроизводства его ресурсов. Данное положение обосновывает необходимость соответствия системы управления экономическим развитием РПК действующей модели системы управления экономикой региона, а также целесообразность создания зон инфраструктурного обеспечения промышленного производства.

Управление экономическим развитием РПК

Достижения экономической мысли позволяют выделить несколько наиболее важных подходов к управлению РПК: системный, экономический, функциональный, процессный, организационный, поведенческий, ситуационный подходы. В частности, системный подход является основой методологии управления РПК, так как он позволяет создать целостное представление об экономике промышленного комплекса региона, этапах его формирования, структуре, направлениях экономического развития. Применительно к экономике РПК системный подход означает одновременное рассмотрение этого комплекса и как особой системы, и как элемента (подсистемы) общей системы (региона и/или экономики страны). Более широкое понимание системного подхода включает анализ экономики РПК в элементном (какие элементы включает), структурном (какую структуру имеет), функциональном (какие функции выполняет), коммуникативном (каким образом связан с другими региональными комплексами, характер коммуникаций) и динамическом аспектах (как развивался).

Управление экономическим развитием РПК является сложной экономической категорией, учитывающей весь спектр социально-экономических задач, стоящих перед предприятиями исследуемого комплекса, а также особенности развития объектов его инфраструктуры и параметры эффективного взаимодействия между ними и РПК.

По сути, управление экономическим развитием РПК должно рационально сочетать экономические интересы предприятий, обеспечивать их согласованность с интересами объектов инфраструктуры и учитывать влияние внешней среды (интересы потребителей, государственных и рыночных институтов). С данной позиции, система управления экономическим развитием РПК может быть представлена как совокупность согласованных воздействий на факторы производства и инфраструктурного обеспечения исследуемого комплекса из единого координационного центра управления, обеспечивающего согласование социально-экономических интересов предприятий с учетом приоритетов их развития и регулирования. При этом приоритеты развития и регулирования отдельных предприятий РПК определяются их управляющими органами в соответствии с особенностями их производственно-хозяйственной деятельности и ролью в структуре исследуемого комплекса. В данном случае координационный центр управления обеспечивает сбалансированность интересов государственных и рыночных институтов по критерию максимизации социально-экономического эффекта использования ресурсов регионального хозяйства [1].

Среди участников процесса управления экономическим развитием РПК можно выделить органы государственной власти, местного самоуправления, промышленные предприятия и объекты инфраструктуры. Поскольку в РПК входят лишь промышленные предприятия и объекты инфраструктуры, объединенные по отраслевому признаку, а система управления исследуемым комплексом должна учитывать влияние обозначенных выше участников, то необходимо рассмотреть состав, приоритеты и функции данных участников, реализуемые в отношении РПК, что позволит повысить эффективность промышленного производства и его инфраструктурного обеспечения благодаря сбалансированному учету в рамках каждого воздействия интересов государственных и рыночных институтов. Согласование интересов всех предприятий и иных участников системы управления экономическим развитием РПК должно учитывать экономические, институциональные, организационные, инновационные, стратегические, целевые, ресурсные и сервисныепараметры управляющих воздействий, осуществляемых координационным центром на множество производственных предприятий и объектов инфраструктуры, входящих в состав РПК [5, 6].

Вместе с тем сбалансированное территориальное развитие российской экономики должно быть ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности при обеспечении политического и правового единства страны. Достижение этой цели планируется в ходе осуществления государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала экономического развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.

Концепция управления экономическим развитием РПК

При построении концепции управления экономическим развитием РПК важное значение имеет определение ее составляющих, в качестве которых предлагается принять такие, как: экономическая, планово-координационная, инновационная, организационная и инфраструктурная. Данный выбор обусловлен необходимостью соответствия концепции структуре действующей модели системы управления экономикой регионов. При этомразработка концепции управления экономическим развитием РПК позволяет обеспечить необходимые предпосылки:

- усиление взаимосвязи между факторами промышленного производства и инфраструктурного обеспечения РПК, создание условий для разработки методов и механизмов их интегративного воздействия на процесс социально-экономического развития исследуемого комплекса;

- упрощение институционального взаимодействия предприятий и иных участников системы управления экономическим развитием РПК (заинтересованных сторон), оказывающих совокупность регулирующих и регулируемых воздействий на исследуемый комплекс;

- рост экономической устойчивости РПК за счет использования результатов научно-технического прогресса для снижения ресурсоемкости процессов промышленного производства и инфраструктурного обеспечения;

- повышение инвестиционной привлекательности РПК за счет снижения доли государственной собственности в его составе при одновременном стимулировании развития отдельных предприятий в рамках федеральных и региональных целевых программ финансирования;

- рациональное сочетание социальных и экономических интересов предприятий и иных участников системы управления экономическим развитием РПК с учетом приоритетов их развития и регулирования [3,4].

Учет указанных предпосылок позволяет сформировать эффективную систему управления экономическим развитием РПК, позволяющую обеспечить сбалансированность интересов государственных и рыночных институтов. С целью повышения эффективности использования государственной собственности в такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов: с одной стороны, государства - в форме его собственности, с другой - бизнеса - в виде применения современных, частнопредпринимательских методов хозяйствования, менеджмента, а также привлечения инвестиций и внедрения инноваций.

Следует заметить, что государственно-частное партнерство – сравнительно новая для России категория, исследованию которой в последнее время уделяется значительное внимание. Политическая составляющая, заложенная в рамках осуществления проектной деятельности стратегии социально-экономического развития России до 2020 года является весомым аргументом в пользу повышения результативности сотрудничества государства и частного сектора бизнеса, так как небольшой интерес со стороны инвесторов и низкая инвестиционная активность частного сектора во многом опираются на политическую составляющую, минуя недочеты правового и экономического характера. Так В. Варнавский склонен полагать что, бизнес зачастую не видит готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе, и, соответственно, не разделяет целевой инвестиционной стратегии, скептически воспринимая партнерское построение взаимоотношений [2].

Рассматривая государственно-частное партнерство с опорой на системный подход, и, отталкиваясь от системных рамок, возможно, разложить выстраивающиеся партнерские отношения в качестве элементов, объединенных между собой общностью форм реализации и органов управления, совокупностью целей, задач, принципов и уровневой иерархией. Таким образом, государство, общество и бизнес рассматриваются в качестве субъектов, привносящих индивидуальные характеристики в систему выстраиваемых отношений четко ориентированных на партнерство, обладающих собственной ролью в данной периодике. В качестве системы взаимодействия заинтересованных субъектов, партнерские отношения органов власти и бизнеса должны развиваться на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, обеспечивающих достижение согласия между ними. С этой точки зрения именно принцип территориальности является определяющей характеристикой уровневого построения государственно-частного партнерства, как производной особенностей субъектов, что не взаимоисключает разноуровневые партнерские соглашения между субъектами.

Российская система государственно-общественных отношений благодаря взаимодействию государства и корпоративных образований во многом ориентирована на дальнейшее институциональное развитие. Исходя из анализа точек зрения, имеющихся в научной литературе, можно сделать вывод, корпоративные образования, в современных условиях являясь «экономическим скелетом», должны принимать непосредственное активное участие в сбалансировании взаимодействующих сил общества и власти, учитывая, их базовый и несущий характер для организационной конструкции региональных экономических систем в частности и России в целом.

При этом становление партнерских отношений государства и бизнеса на региональном уровне может реализовываться посредством разработки концепции развития государственно-частного партнерства промышленных предприятий и органов государственной власти региона. Элементами такой концепции могут выступать:

- стратегические цели и тактические задачи социально-экономического развития РПК;

- управленческий функционал;

- приоритетные направления развития РПК, ориентированные на обеспечение социально-экономической безопасности региона;

- инструментарий решения проблем развития РПК [7].

Выводы

Указанные концептуальные основы, по сути,нацелены на решение тактических задач социально-экономического характера и стратегических установок, которые ориентированы на региональное развитие с опорой на согласование интересов участников государственно-частного партнерства. Социально ориентированная экономика региона предполагает формирование определенных условий для эффективного функционирования промышленного комплекса, в том числе стимулирования совокупного развития производственной, энергетической, транспортной, социальной и экологической инфраструктур, обеспечивающих становление благоприятной среды жизнедеятельности человека, с учетом снижения негативного воздействия на окружающую среду и оптимизации технологий природопользования.


Источники:

1. Бурцев Н.Н. Промышленность России в условиях развития конкурентной среды: регион, аспект. – М.: Наука, 2003. – 318 с.
2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. – М.: Наука, 2005.
3. Попова Е.Б. Развитие микроэкономической системы предприятия на основе динамики инвестиционного процесса: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Саратов, 2003.
4. Попова Л.В. Формирование системы маркетингового управления промышленным предприятием в контуре стратегического партнерства: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Краснодар, 2003.
5. Терехин Д.В. Теоретические и методологические основы эффективности развития промышленного комплекса региона: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05: Москва, 2006.
6. Титов К.А. Формирование и реализация региональной промышленной политики: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05: Санкт-Петербург, 2003.
7. Хардаев Н.Э. Партнерство государства и бизнеса как фактор регионального развития: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Улан-Удэ, 2008.
8. Гёттинг Б. Предприятие как продуктивная социальная система // Экономические отношения. — 2012. — № 1 (3). — c. 34-45. — http://www.creativeconomy.ru/articles/15687/.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 19:13:49