Некоторые характеристики внутренней организации кластеров и консорциумов

Зазимко В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зазимко В.Н. Некоторые характеристики внутренней организации кластеров и консорциумов // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 18. – С. 41-46.

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы организации хозяйственных кластеров с промышленным, научно-производственным системообразующим центром-ядром. Показано, что в развитом кластере ядро может принимать несколько организационных форм, большинство из которых будут представлять из себя разные варианты холдинговой компании. Предложена система статусных уровней членов альянсов для кластеров и для консорциумов.

Ключевые слова: консорциум, холдинг, кластер, кластерное ядро, промышленные альянсы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Промышленный кластер – это хозяйственная специализация территории с высоким уровнем концентрации однородных предприятий и развитой между ними устойчивой и значимой горизонтальной интеграцией, исторически сложившаяся на основе объективных природно-климатических и географических условий. При этом они соединены с прочими хозяйствующими субъектами данной территории организованной системой управления их кооперированными связями и связями кластерообразующих предприятий и организаций.

Признаки кластераЕсли в рамках компактной территории обнаружится вертикально-интегрированная сеть, состоящая, например, из финишного и двух его агрегатных предприятий-поставщиков, то говорить о наличии специализированного по конечной продукции финишного предприятия кластера (авиастроительного, автомобилестроительного и т.п.) не стоит. Это не верно. С той же лёгкостью можно обнаружить кооперацию между аналогичными предприятиями, отдалёнными друг от друга на сотни и тысячи километров. Мало того, часть агрегатных предприятий той или иной территориальной принадлежности могут обеспечивать финишные предприятия, расположенные на другой территории. Их кооперация, в силу разных причин, может оказаться более развитой, чем с близлежащим финишным предприятием. В условиях же концентрации на компактной территории ряда предприятий одной отрасли (что равносильно концентрации однородных производственных потребностей) возникнут объективные предпосылки для развития вертикальной, многоотраслевой интеграции. Таким образом будет формироваться комбинированный тип интеграции, создаваться кооперированная сеть с высокой степенью самодостаточности. При условии построения эффективных механизмов её саморегулирования можно будет говорить о наличии развитого промышленного кластера. Постепенно, к нему присоединяться непромышленные организации, как-то, например, финансовые, логистические, образовательные и т.п. Полностью сформируется необходимая инфраструктура. Образуется хозяйственный кластер с промышленным, научно-производственным системообразующим центром-ядром. В зависимости от степени связности и важности для предприятий ядра другие организации кластера выстроятся в естественную иерархию и займут свои места на её ступенях – так называемых стратах. Такая иерархия позволит структурировать кластер и выстроить в нём эффективную систему отношений коллективного самоуправления.Достаточно очевидно, что в развитом кластере ядро может принимать несколько организационных форм, большинство из которых будут представлять из себя разные варианты холдинговой компании. Наиболее сложный, но и эффективный вариант состоит в следующем:1) все однородные финишные предприятия специализированны по предметно-технологическому принципу: производят свои конечные продукты и какую-либо часть конечного продукта для себя и всех остальных;2) финишные предприятия реструктурированы и из них выделены отдельные производства, которые, после расширения и модернизации получили статус юридических лиц – узкоспециализированных предприятий, каждое из которых обслуживает все материнские;3) в системе горизонтальной интеграции присутствует одна или несколько организаций сферы НИОКР, так же входящих в ядро.Холдинг может быть построен на базе:1. организации сферы НИОКР как управляющей компании с её долями в финишных предприятиях, а последних в выделенных из них дочерних организациях.2. специальной управляющей компании за счёт её вхождения в капиталы финишных предприятий и организаций сферы НИОКР (при наличии нескольких организаций сферы НИОКР и нецелесообразности их слияния). Возможен и вариант «продления» системы участия в капитале до агрегатных, головных поставщиков холдинга. Предприятия и организации кластера, занимающие места в его стратах, могут строить свои отношения с холдингом (ядром) на основе многостороннего, долгосрочного договора о совместной деятельности, т.е., на основе создания консорциума. Однако, каждый из указанных вариантов, описанных теоретически, на практике выстроится несколько иначе. При создании консорциума с большим числом разно-отраслевых (разно-профильных) предприятий и организаций, будет целесообразным образование соответствующего органа управления директората. Аппарат директората должен быть сформирован из специалистов предприятий – участников, а исполнительный директор и его заместители выбраны из их числа.При создании кластера с большим числом участников в форме чистого консорциума необходимым станет и образование наблюдательного Совета, состоящего из руководителей предприятий и организаций ядра и, как минимум, первой страты.Нахождение организации на том или ином уровне иерархии кластера позволяет говорить о её статусе (ранге). В зависимости от него организация должна иметь определённый приоритет в правах, но и повышенные обязанности и ответственность перед альянсом.Стимулами участия в кластере должны быть:- доступ, как минимум, к трехлетнему плану портфелей заказов (ППЗ) ;- участие в стратегическом планировании и проектах развития;- доступ к более дешёвым финансовым ресурсам: лизингу, инвестиционным средствам инвестиционного фонда, текущим кредитам;- вхождение в зону выгодного (одинакового с финишными предприятиями) ценообразования как способа выгодополучения;- вхождение в систему более низких страховых тарифов.- участие в управлении;- возможность повышения статуса (ранга).Дополнительная ответственность:- участие в системе солидарной ответственности;- более высокие ставки пеней и неустоек внутри альянса;- возможность исключения из членов альянса, либо перевода в более низкий статус.Примерно такая же система стимулов может быть использована и в чистом консорциуме независимо от того, на территориальной или на нетерриториальной основе он создан.Разница может состоять в том, что ядро развитого промышленного кластера, как было показано выше, должен формировать горизонтально интегрированный научно-производственный альянс. В межотраслевом же, вертикально интегрированном, нетерриториальном, чистом консорциуме, главными участниками, из-за отсутствия на финишном уровне горизонтальной интеграции как таковой, могут быть агрегатные (головные) поставщики, производители эксклюзивных материалов и т.п.

Статусные уровни (ранги) участников альянсовМожно предложить ввести статусные уровни (ранги) участников указанных типов альянсов, основанные на определённым образом изменённых системах прав и ответственности участников основных видов долевых товариществ.Известны следующие статусные уровни членов таких товариществ как: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), товарищество с ограниченной ответственностью, а именно:- полные товарищи;- верители;- простые товарищи;- облигационеры.По аналогии, создадим систему статусных уровней членов альянсов:1.Для кластера члены ядра – генеральные члены кластера; члены I страты – полные члены кластера члены II страты – простые члены кластера; члены III страты – контрактные члены кластера;Остальные организации – партнёры кластера.2.Для консорциума инициаторы, главные участники – генеральные члены консорциума; важные участники – полные члены консорциума; остальные участники – партнёры консорциума.Для генеральных и полных членов обоих форм альянсов должны действовать все из указанных стимулов, а кроме того, хотя и ограниченная, но солидарная ответственность. Для ряда других участников: ограниченная и частично солидарная. Для самых низких рангов – ограниченная.Приоритеты членов альянсов должны распространяться и на правила принятия коллективных решений.Следует выделить право решающего и совещательного голоса.Кроме того, право решающего голоса, в зависимости от статуса члена альянса, может дифференцироваться. Например, каждый генеральный член может иметь два голоса, полные члены альянса – по одному. Возможно дифференцировать количество голосов и в зависимости от решаемых вопросов.Свод таких правил можно разработать и представить промышленникам в качестве методических рекомендаций, но не нормативно-распорядительных документов, обязательных к исполнению. В каждом конкретном случае, любая из представленных моделей, может быть изменена ими и более точно подстроена под интересы конкретных участников конкретного альянса.Данный подход полностью соответствует одному из главных требований к промышленной реформе отечественной индустрии: обеспечение её функционирования и развития на основе коллективного взаимодействия предприятий при его инициировании и стимулировании со стороны государства.

ВыводыПромышленные альянсы, функционирующие в описанных выше, либо близких к ним формах, способные обеспечить глубокую кооперацию производства, устранят межотраслевые барьеры, будут способствовать снижению издержек и обеспечат связь науки с производством. Именно многоотраслевые, научно-производственные альянсы: кластеры, консорциумы и смешанные варианты организационных форм, со временем заработают репутацию эффективных, конкурентоспособных поставщиков, а далее и лидеров мирового рынка.


Источники:

1. Азимина Е.В., Андреев В.Н. Организация управления хозяйственными системами. – СПб: Нестер-история, 2011.
2. Алиатов А.А., Пушкин А.В., Джаниридзе Р.М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. – М.: Альпина паблишерз, 2010.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.
4. Чибро Г. Открывая инновации. – М.: Поколение, 2007.
5. Зазимко В.Н. Внутренние проблемы предприятий обрабатывающей промышленности России и пути их преодоления // Российское предпринимательство. – 2013. – № 16 (238). – c. 32-40. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29332/.
6. Петров В.М., Маслов А.Н. Управление инновационным предприятиям. Вопросы теории и практики. –СПб: Геликон Плюс, 2011.
7. Щербаков В.И. Крупные хозяйственные комплексы. Механизмы управления. – М.: Экономика, 1986.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 09:21:57