Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»16 / 2013

Энергетическая безопасность и угрозы ее обеспечения в современной экономике России

Плужник Марина Владимировна, аспирантка кафедры экономики, Томский политехнический университет, Россия

Сапрыкина Мария Александровна, студентка кафедры экономики, Томский политехнический университет, Россия

Energy security and threats to its provision in modern Russian economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 740

Аннотация:
Представлено авторское понятие энергетической безопасности. Выделены параметры оценки состояния энергетической безопасности России. На основании проведенного анализа данных параметров определены основные угрозы энергетической безопасности. Предложены пути обеспечения энергетической безопасности в экономике России.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Плужник М.В., Сапрыкина М.А. Энергетическая безопасность и угрозы ее обеспечения в современной экономике России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 16. – С. 41-50.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Проблемы энергетической безопасности становятся в последнее время все более актуальными. Об этом говорит пересмотр энергетической стратегии развития США, Евросоюза, Японии и ряда других стран. Вопросы энергобезопасности волнуют и Россию. Такое внимание вполне оправданно, потому что энергетика является одной из базовых отраслей в экономике любой страны, от состояния и развития которой зависит продуктивность всего хозяйственного механизма. Однако в настоящее время нет строгого определения такого понятия, как энергетическая безопасность. Как правило, внимание акцентируется на истощении ресурсной базы, вследствие чего оценка состояния энергетической безопасности становится зависима от наличия и запасов природных ископаемых, что значительно суживает трактовку самого многостороннего явления.

В связи с этим авторы ставят своей целью дать широкое определение энергетической безопасности, выделить параметры ее оценки и провести анализ состояния энергетической безопасности России.

Сущность энергетической безопасности

Формирование подходов к обеспечению «энергетической безопасности» можно проследить через историю взаимоотношений стран-поставщиков и стран-потребителей энергоресурсов. Для каждой из этих 2 групп энергетическая безопасность трактуется по-разному. Но независимо от того, рассматривается ли она со стороны страны – импортера или экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность является одним из самых важных элементов экономической и, следовательно, национальной безопасности [1].

Авторы определяют энергетическую безопасность как внутреннее и внешнее состояние страны, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства, а в случае возникновения угроз – это система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов. В данном случае поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов; обеспечиваются необходимые условия для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны.

Можно выделить следующие параметры для оценки энергетической безопасности:

- возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение;

- устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики;

- экономическая доступность энергетических ресурсов.

Современная структура энергетики России представляет собой комплекс отраслей, который включает как добывающие сектора, так и обрабатывающие: электроэнергетика, нефтегазовый комплекс, угольная промышленность и возобновляемые источники энергии, которые особенно популярны в мире, но находятся в процессе исследования и дороги в использовании в силу своей крайней ограниченности. Далее анализ будет производиться по первым трем базовым отраслям экономики [2].

Возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение экономически доступных и качественных ресурсов

Возможность предлагать энергетические ресурсы обусловлена в России огромным ресурсным потенциалом, а способность можно охарактеризовать сбалансированностью между добычей первичных энергоресурсов и их внутренним потреблением.

Производство и потребление электроэнергии увеличивались вплоть до 2008 года. После чего произошел спад и объемов производства, и потребления в результате экономического кризиса, но уже в 2010 году показатели растут. Разница между предложением и спросом в среднем за 2005–2011 гг. составляет 17,7 млрд кВт, или 1,8%.

Внутреннее потребление и производство газа в России растет на протяжении 2005–2011 гг., за исключением 2009 года, когда наблюдался спад.

Разница между спросом и предложением газа в среднем составляет 220157,1 млн м3, или 30%, из чего можно сделать вывод, что треть всей добычи идет на экспорт.

Добыча и внутреннее потребление нефти растут в течение 2005–2011 гг. Здесь разница между спросом и предложением очень большая, ее средняя величина составляет 358157,1 тыс. т, или 51%.

Добыча и потребление угля в 2005–2011 гг. в России медленно растет, большого роста или падения за представленные годы не было.Разница между предложением и спросом в среднем составляет 56,5 млн т, или 30%.

Подводя итог анализа первой составляющей энергетической безопасности можно сделать вывод о том, что возможность обеспечивать предложение ресурсами есть. Однако дисбаланс между внутренним спросом и добычей первичных энергоресурсов (особенно по нефти) и производством электроэнергии позволяет предположить, что система энергетики полностью не востребована внутренним рынком, излишек предложения экспортируется, что является основным фактором экономического роста.

Устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики к воздействующим факторам

Этот параметр можно оценить по мере физического и морального износов основных фондов энергетической отрасли, аварийностью объектов, энергоемкостью ВВП.

На сегодняшний день износ основных фондов в России в электроэнергетике превышает 40%; в газовой промышленности – 60%; в нефтепереработке – 80% [4].

И доля оборудования, выработавшего свой ресурс (нормативный срок службы), во всех отраслях ТЭКа продолжает увеличиваться. Следствием этого является высокая аварийность, значительные затраты и продолжительность ремонтов, низкий технический уровень. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.

К 2010 г. около 70% магистральных нефтепроводов имели возраст более 20 лет, из них около половины находились в эксплуатации более 30 лет. При этом несмотря на ввод новых нефтепроводов качественных изменений не произошло – доля изношенного оборудования остается по-прежнему большой. В газотранспортной системе страны на начало 2009 г. около 30% линейной части трубопроводов и 10% газоперекачивающих агрегатов находится в эксплуатации более 30 лет, а к 2015 г. средний возраст всех газопроводов превысит 30 лет [5].

Важнейшей проблемой электроэнергетики России является высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов. Динамика старения генерирующего оборудования электростанций России до 2020 г. приведена в таблице 1.

Таблица 1

Мощность устаревшего оборудования на электростанциях России, млн. кВт [6]

Тип электростанции

2001

2005

2010

2015

2020

ГЭС

23

26

34

40

42

ТЭС

5

36

68

81

95

АЭС

-

-

-

2

7

Всего по отношению к установленной мощности на 1.01.02 г.

28

62

102

123

144

(13%)

(28%)

(47%)

(57%)

(67%)

Существует также проблема морального износа оборудования, в особенности преодоления низкой эффективности сжигания природного газа, доля которого в структуре сжигаемого на электростанциях топлива превышает 60%. [7]

Несмотря на высокую изношенность активной части основных производственных фондов отраслей ТЭК коэффициенты их обновления на протяжении последнего десятилетия были около 2% (за исключением нефтедобычи – 4%).

Износ основных фондов неизбежно приводит к аварийным ситуациям. Аварийность в энергетике России по отраслям представлена в таблице 2.

Таблица 2

Аварийность энергетики России по отраслям в 2012 году [8]

Количество аварий

Общая аварийность, % (изменение по отношению к 2011 году)

Электроэнергетика

3500

-5,3%

Нефтегазовый комплекс

17

-10%

Угольная отрасль

16

+3,1%

Общая аварийность на объектах энергетики снижается в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе, однако количество аварий по сей день остается очень большим.

Таким образом, Россия на сегодняшний день обладает одним из самых высоких значений энергоемкости ВВП в мире. Энергоемкость России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза. Такая величина в первую очередь обусловлена высокой электроемкостью – высокие удельные расходы электроэнергии на добывающих и обрабатывающих производствах. Также причина кроется в существенных потерях электроэнергии в электрических сетях вследствие старения электротехнического оборудования.

Сохранение высокой энергоемкости экономики, низкие темпы обновления производственного аппарата ТЭК, высокий моральный и физический износ основных фондов однозначно создают угрозу энергетической безопасности России. Это приводит к таким последствиям, как снижение энергетической безопасности России, торможение экономического роста, низкая конкурентоспособность российской промышленности и др.

Экономическая доступность энергетических ресурсов

Чтобы оценить этот параметр, проанализируем цены на внешнем и внутреннем рынках газа, нефти, угля и электроэнергии.

Динамика цен на внутреннем рынке ТЭР и электроэнергии имеет тенденцию к росту (табл. 3). С 2005-го по 2011 г. цены на все виды угля, нефть и газ увеличились не менее чем в 2 раза. Цены на электроэнергию для производителей увеличились только на 1,73% за рассматриваемый период благодаря тарифному регулированию региональными органами власти. Из всех видов ресурсов самые высокие цены на нефть, а самая большая разница между ценой производителя и ценой потребителя у газа, что говорит о большой налоговой нагрузке. Соотношение между ценой производителей и потребителей в рассматриваемый период: по углю уменьшилось; по нефти – уменьшилось незначительно; по газу и электроэнергии – увеличилось.

Таблица 3

Средние цены производителей и приобретения основных видов топливно-энергетических ресурсов и их соотношение в России (на конец года, рублей за тонну) [10]

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Уголь коксовый (коксующийся)

- производителей*

- приобретения**

- соотношение, раз

787

743

788

1125

1026

1555

2456

2402

2199

2819

4505

3782

5920

6505

3,1

3,0

3,6

4,0

3,7

3,8

2,6

Уголь каменный обогащенный

- производителей

- приобретения

- соотношение, раз

453

465

568

746

712

822

1001

792

871

949

1101

1174

1308

1498

1,7

1,9

1,7

1,5

1,6

1,6

1,5

Нефть

- производителей

- приобретения

- соотношение, раз

4812

4434

7075

3377

6633

7566

9765

6569

5711

10368

3025

7429

11045

12417

1,4

1,3

1,5

0,9

1,1

1,5

1,3

Газ горючий природный

(газ естественный), за 1000 м3

- производителей

- приобретения

- соотношение, раз

330

378

431

533

510

626

686

1436

1582

1856

2312

2764

3081

3562

4,4

4,2

4,3

4,3

5,4

4,9

5,2

Электроэнергия, за 1000 кВт×ч

- производителей

- приобретения

- соотношение, раз

451

536

627

677

559

665

782

914

1016

1009

1284

1551

1539

1914

2,0

1,9

1,6

1,9

2,8

2,3

2,4

*Цена производителей (оптовая) – это цена, по которой предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию, включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы.

**Цена приобретения (цена потребителя) – это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством РФ. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации. В частности, Газпром получил право отпускать газ определенной категории потребителей по договорным ценам, при этом ФСТ регулирует верхний предел цен. В 2011 году этот предел составлял 10% от уровня регулируемой цены. Несмотря на то, что уровень регулируемых цен на газ в России повышается, в настоящее время цены существенно ниже мирового уровня [11].

Учитывая рассмотренные данные, можно заключить, что экономическая допустимость топливно-энергетических ресурсов для потребителей в России постепенно снижается.

Результаты анализа критериев оценки энергетической безопасности России показали, что возможность ТЭК страны обеспечивать предложение есть, однако его способность сокращается, при этом сам топливно-энергетический комплекс страны неустойчив и экономическая доступность энергетических ресурсов сокращается.

Угрозы энергетической безопасности России

Дав оценку энергетической безопасности России, можно сформулировать и имеющие место угрозы:

1. Экономика, ориентированная на экспорт сырья. Возможность предлагать ТЭР в России есть, она обусловлена богатым природно-ресурсным потенциалом. Однако внутренний рынок не потребляет то количество ресурсов, которое добывается, и излишек предложения экспортируется. В результате страна свой потенциал вывозит за границу, не развивая собственное производство товаров.

2. Высокий физический и моральный износ основных фондов объектов энергетики. Надежность поставок энергоресурсов зависит от технического состояния основных производственных фондов ТЭКа. Во всех отраслях энергетики увеличивается доля оборудования, выработавшего своей ресурс. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.

3. Энергорасточительность экономики. Энергоемкость ВВП России выше среднемирового уровня, это обусловлено использованием энергорасточительных технологий и оборудования, большими потерями при транспортировке и хранении, нерациональной структурой экономики.

4. Ценовая угроза. Ценообразование на рынке ТЭР в России свободное, государственное регулирование минимально (государство регулирует внутренние цены на нефть, отпускаемую Газпромом, и тарифы на электроэнергию устанавливают региональные органы власти). В результате цены на ТЭР в России высокие и продолжают увеличиваться с каждым годом.

Пути обеспечения энергетической безопасности России

Для формирования соответствующей нормативно-правовой базы обеспечения энергетической безопасности необходимо принять закон «Об энергетической безопасности России», который будет регламентировать критерии энергетической безопасности, основные параметры показателей и компетенцию государства в сфере энергетической безопасности страны и ее регионов как фундаментальную базу построения энергоэффективного общества. Также законом будут определяться нормы износа и предусматриваться принудительное выбытие изношенных ОПФ.

Вывод

Для обеспечения более эффективного обеспечения энергетической безопасности необходим переход от энергосырьевого сценария развития экономики на инновационный. 1. В новом варианте развития энергетический сектор должен играть обеспечивающую роль – представлять сырье новым направлениям развития, основанным на прогрессивных технологиях в промышленности, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве. Начальными этапами к данной цели могут быть снижение экспорта ТЭР, увеличение внутреннего спроса на ТЭР в больших масштабах; производство товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью.

  1. Использование возобновляемых источников энергии становится одним из приоритетных механизмов. Объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации составляет не менее 24 млрд тонн условного топлива, необходимо создавать технологии, которые помогут использовать данный резерв.
  2. Ввод ценового регулирования на ТЭР и электроэнергию. Современная экономика не может нормально функционировать при высокой стоимости энергии. В России низкий внутренний спрос на ТЭР и в случае экономических кризисов будет сокращаться спрос и на экспортную продукцию, тогда целые отрасли подвергнутся внешнему воздействию. Необходимо федеральное ценовое регулирование для увеличения внутреннего спроса на энергоресурсы.

Предложенные меры будут способствовать росту уровня обеспечения энергетической безопасности России, что благоприятно отразится на повышении конкурентоспособности страны и достижению интенсивного экономического роста.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Трачук К.В. Эволюция подходов к энергетической безопасности: страны – импортеры против странэкспортеров // Вестник МГИМО. – 2011. - № 6.
2. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс] // URL: http://minenergo.gov.ru/activity/
oilgas/structure_gas_industry.php. (Дата обращения: 03.02.13). 3. Россия в цифрах: 2011. Краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2011.
3. Киршина И.А. Экономические механизмы комплексной оценки и управления энергетической безопасностью: диссертация кандидата экон. наук / Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина. – М.: 2011.
4. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований [Электронный ресурс] / URL: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/z119 (Дата обращения: 14.03.13).
5. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения / Н.И. Пяткова; отв. ред. Н.И. Воропай, М.Б. Чельцов; Сибирское отделение РАН, Ин-т систем энергетики им. Л.А.Мелентьева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011.
6. Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики» [Электронный ресурс] // URL: http://www.libertarium.ru/l_energy _kr?NO_COMMENTS=1&PRINT_VIEW=1 (Дата обращения: 15.05.13).
7. Танайлов С.В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат диссертации кандидата полит. наук. – М.: Московский гос. обл. ун-т 2011.
8. Стратегия национальной безопасности России» и реальная безопасность энергетических объектов в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // URL: http://www.ozakaz.ru/index.php/articles/n-26-2010/50-026015 (Дата обращения: 27.11.12).
9. Белова О.В. Энергия. Взаимосвязь цены и спроса // Энергетика: Эффективность, надежность, безопасность: материалы XVII Всероссийской научно-технической конференции. – Томск: ТПУ; СПБ ГРАФИКС, 2011.
10. Борталевич С.И. Совершенствование управления энергетической безопасностью Республики Бурятия // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19 (217). — c. 152-156. — http://www.creativeconomy.ru/articles/25254/.
11. Газпром в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // URL: http://gazpromquestions.ru (Дата обращения: 17.05.13).