Интерпретация метода определения географических границ товарного рынка

Кудрявцев К.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кудрявцев К.А. Интерпретация метода определения географических границ товарного рынка // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 14. – С. 165-172.

Аннотация:
В статье приведен анализ определения географических границ товарного рынка автомобильного и дизельного топлива (на примере Республики Марий Эл) и структуры товаропотоков (на примере хлебокомбината Сахалинской области). Сформулированы рекомендации практического применения метода определения географических границ товарного рынка.

Ключевые слова: государственное регулирование, товарный рынок, монополия, доминирующее положение

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Определение географических границ товарного рынка проводится в соответствии с процедурой, установленной в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденной ФАС России.Одним из факторов конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и защиты товарных рынков является государственное регулирование, в систему которого входит, в том числе, и антимонопольное регулирование [1]. Первым шагом защиты конкуренции и интересов потребителей на товарном рынке является установление доминирующего положения. Антимонопольное законодательство устанавливает ряд запретов на злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию, соглашения и согласованные действия [2].

В процессе анализа конкуренции товарного рынка важным этапом является определение его географических границ, от правильности которых зависит состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, их итоговая доля и, как следствие, необходимость в соблюдении норм антимонопольного законодательства.

Таким образом, интерпретация метода определения географических границ товарного рынка является актуальной задачей, решение которой позволит сделать его более понятным в практическом применении.

Локализация рынков углеводородного газа

Географические границы розничных рынков углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, целесообразно определять с точки зрения спроса. В связи со специфическим характером товара, потребителям, чтобы его получить, необходимо приехать на АГЗС/АГНКС. С точки зрения экономической целесообразности для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АГЗС/АГНКС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Дальность поездки, необходимой для заправки автомобиля, имеет существенное значение, так как потребление товара осуществляется довольно часто и связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени.

В Республике Марий Эл заправочные станции, в большинстве случаев, располагаются в административных центрах муниципальных районов, городских округах, по возможности, вдоль дорог и трасс с большим потоком движения транспорта. Таким образом, рынки розничной продажи углеводородного газа для конкретного потребителя в основном локализованы зоной, прилегающей к населенным пунктам, где проживает потребитель, а также маршрутами следования автомобилей.

Расход автомобильного бензина у легковых автомобилей составляет 8–11 л на 100 км, у автомобиля «Газель» – 16–20 л на 100 км, у ГАЗ-3307 и ЗИЛ-130 – 20–30 л на 100 км.

Для легкового автомобиля с нормой расхода бензина 10 л/100 км в расчете на 100 км пути потребуется 12,2 л сжиженного газа или 10 куб. м компримированного природного газа. В среднем стоимость сжиженного газа в 2008–2009 годах составляла 11,5 руб./л, компримированного природного газа – 8,7 руб./куб.м. Следовательно, заправка бака легкового автомобиля сжиженным газом обходилась автомобилистам в 460 рублей, сжатым газом – в 178 рублей. Для автомобилей на сжиженном газе 2 – 4 литров (в денежном выражении 23–46 рублей) достаточно для пробега 16–32 км, для автомобилей на компримированном газе 1–2 литров (в денежном выражении 9–17,8 рублей) – для пробега в 10–20 км. Исходя их этого расчета, учитывая возможности спроса и предложения углеводородного газа, определяются территории деятельности АГЗС и его географические границы локального рынка – МО «Городской округ «Город Йошкар-Ола», МО «Медведевский муниципальный район» [5].

Законность определения географических границ указанным способом с использованием информации об административно-территориальном делении и ценах на топливо подтверждена арбитражными судами по делу № А38-5559/2011. В частности арбитражный суд Республики Марий Эл указал, что «…АГЗС в г. Йошкар-Оле и населенных пунктах Медведевского района (п. Медведево, с. Кузнецово, п. Знаменский), расположены на территории, которую исходя из расстояния между АГЗС, учитывая возможности спроса и предложения углеводородного газа, по географическим границам антимонопольный орган обоснованно признал единым локальным рынком. При этом учтено, что рынки розничной продажи сжиженного углеводородного газа для конкретного потребителя в основном локализованы зоной, прилегающей к населенному пункту, в котором проживает потребитель, а также маршруту следования его автомобиля.

Также обоснованно принято во внимание, что одними из основных потребителей сжиженного углеводородного газа являются владельцы автомобилей «Газель», в том числе оказывающие услуги маршрутных такси. Большое количество городских маршрутов, обслуживаемых маршрутными такси, имеют конечные остановочные пункты на территории указанных населенных пунктов Медведевского района» [6].

Географические границы локальных розничных рынков в Республике Марий Эл

В Республике Марий Эл основными потребителями нефтепродуктов являются собственники легкового автотранспорта. В среднем бак легкового автомобиля вмещает 40 литров. Наиболее популярный вид топлива – бензин АИ-92. Цена бензина марки АИ-92 в 2009 году в среднем составляла 18,5 рублей, в 2010 году в среднем составляла 22,5 рублей. Следовательно, заправка бака потребителю обходилась в 2009 году в 740 рублей, в 2010 году – в 900 рублей. Незначительные транспортные расходы (5–10 %) составляли в 2009 году 37–74 рублей, в 2010 г. – 45–90 рублей, что является стоимостью 2–4 литров бензина АИ-92. Среднестатистический легковой автомобиль затрачивает 10 литров топлива на 100 км пробега. Таким образом, 2–4 литров бензина достаточно автомобилю для пробега 20–40 км.

Розничная реализация нефтепродуктов подразумевает реализацию нескольких видов автомобильного топлива (бензины марок АИ-92, АИ-95, дизельное топливо) с одной торговой точки (АЗС). Разница в ценах на нефтепродукты различных продавцов на АЗС (расположенных в границах муниципальных районов) составляет около 5 % по отдельным видам топлива. Следовательно, территория деятельности АЗС определяется окружностью радиусом 20–40 км, площадь которой составляет от 1,3 до 5 тыс. кв. км.

В административные границы Республики Марий Эл входят 14 районов и столица республики – город Йошкар-Ола, которые являются муниципальными образованиями. В каждом административном районе республики расположены АЗС. Всего протяженность Республики Марий Эл: с запада на восток – 230 км, с севера на юг – 160 км. Кроме того, можно выделить локальные рынки, расположенные вдоль крупных автомагистралей, например, автомобильной дороги «Йошкар-Ола – Зеленодольск – Казань».

Вместе с тем, арбитражным судом Республики Марий Эл установлено, что определение географических границ на основе административных границ муниципальных образований не противоречит Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке [7].

Учитывая юридические аспекты, возможности спроса и предложения автомобильного и дизельного топлива, географические границы локальных розничных рынков в Республике Марий Эл определены следующим образом: город Йошкар-Ола и прилегающая к городу часть Медведевского района; Волжский район; Горномарийский район; Мари-Турекский район; Оршанский район; Звениговский район по Кокшайскому тракту; части Медведевского (около п. Силикатный) и Звениговского районов вдоль автомобильной дороги «Йошкар-Ола-Зеленодольск-Казань»; Куженерский район; Килемарский район; Новоторъяльский район; Параньгинский район; Моркинский район; Сернурский район; Советский район; Юринский район [5].

Структура товаропотоков

Определяя географические границы товарного рынка, также необходимо проанализировать информацию о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы). Согласно Приказа ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

– «тест гипотетического монополиста»;

– установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

– сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям [4].

В решении арбитражного суда Сахалинской области от 19.08.2011 г. по делу № 59–1998/2011 указано, что «…для определения географических границ товарного рынка проведен «тест гипотетического монополиста». При обобщении ответов покупателей по результатам проведенного теста ответчик пришел к выводу о том, что у покупателей, в том числе, ОАО «Тымовский хлебокомбинат» отсутствует готовность смены поставщика муки в случае долговременного повышения цены на поставляемую муку пшеничную первого сорта и муку ржаную обдирную на 5–10 %.

При определении географических границ товарного рынка методом установления фактических районов продаж, анализировались договоры на поставку муки, заключенные между поставщиками и покупателями, в которых содержится информация о месте нахождения покупателей. При этом, как следует из материалов дела, в качестве покупателей рассматривались хлебокомбинаты Сахалинской области, включенные в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %, которые оснащены специальным оборудованием по осуществлению технологического процесса подготовки муки к пуску в производство и производят социально важные сорта хлеба.

Учитывая местоположение хлебокомбинатов фактическими районами продаж были установлены территории хлебокомбинатов, заключивших с поставщиками договоры на поставку муки пшеничной первого сорта и ржаной обдирной.

В ходе исследований также установлено, что приобретаемый производителями хлеба товар применяется исключительно для целей профессионального использования, т.е. производства хлеба пшеничного и ржаного, и доставляется в Сахалинскую область только в соответствии с заключенными договорами. Возможность приобретения муки пшеничной первого сорта и ржаной обдирной в границах Сахалинской области или г. Южно-Сахалинска у неопределенного круга покупателей отсутствует.

Таким образом, географические границы товарного рынка поставки муки пшеничной первого сорта и ржаной обдирной определены границами территорий, на которых расположены хлебокомбинаты Сахалинской области…» [9].

Выводы

Интерпретация метода определения географических границ товарного рынка, позволила авторам, сформулировать следующие практические рекомендации, которые были апробированы в антимонопольном органе Республики Марий Эл и в арбитражных судах:

– определение и включение хозяйствующих субъектов в Реестр по географическим границам товарного рынка может осуществляться: в границах региона согласно установленному административно-территориальному делению; в границах непосредственного расположения технологической инфраструктуры (сетей); в границах фактического расположения хозяйствующих субъектов, осуществляющих определенный вид деятельности;

– следует учитывать, что существуют услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами, которые находятся в состоянии естественной монополии (хотя и не включены в сферу деятельности субъектов естественных монополий), в этом случае необходимо применять п. 4.7 Приказа ФАС РФ от 28.04.2010 № 220;

– определение географических границ товарного рынка возможно посредством объединения территорий, входящих в различные административно-территориальные деления при условии, что издержки на приобретение товара не будут превышать 10 % стоимости товара в установленных границах;

– определение географических границ товарного рынка должно осуществляться на основе сочетания различных методов позволяющих с достоверностью установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом, а также комплексного анализа имеющейся информации получаемой от хозяйствующих субъектов действующих на рынке, органов власти, средств массовой информации.


Источники:

1. Кудрявцев К.А. Факторы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и защиты товарных рынков // Регионология. – 2013. – № 1. – С. 35–39.
2. Кудрявцев К.А. Методические аспекты исследования согласованных действий // Современная конкуренция. – 2012. – № 5. – С. 3–17.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции» [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online.
4. Приказ ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online.
5. Государственное регулирование и защита конкуренции на товарных рынках (на примере Республики Марий Эл): монография / К. А. Кудрявцев – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. – 292 с.
6. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.02.2012 г. А38-5559/2011 [Электронный документ]. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru.
7. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.07.2012 г. по делу № А38-1824/2012 [Электронный документ]. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/.
8. Конкурентное право России / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев, Е.Ю. Борзило и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. – 391 с.
9. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.08.2011 г. по делу № 59-1998/2011 [Электронный документ]. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:57