Методология логистического и организационного управления инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов

Заенчковский А.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Заенчковский А.Э. Методология логистического и организационного управления инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 14. – С. 129-137.

Аннотация:
Представлены авторские методические наработки по логистическому управлению инновационным процессом на региональном уровне c использованием оптимизационных моделей.

Ключевые слова: менеджмент, инновационная сфера, управление, интеллектуальный капитал, инфраструктура, экономика знаний, оценка эффективности, кластеры, инновация, региональное управление, оптимизационные модели

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современные тенденции социально-экономического развития свидетельствуют о том, что структурная модернизация российской экономики идет невысокими темпами. Расходы на НИОКР в стране, несмотря на ежегодный рост, составляют всего 1,1% к ВВП (в том числе около 0,8% ВВП вкладывает бюджет и всего 0,3% – бизнес) и в значительной мере уступают не только странам-лидерам (Китай, США, Япония), но и странам ЕС, а также Австралии и Новой Зеландии. При этом ни на одном из сегментов данного рынка Россия не входит в число мировых лидеров-экспортеров.

Логистический механизм региона

При этом Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. Несмотря на высокоперспективные существующие технологические заделы в различных наукоемких отраслях хозяйственной деятельности уровень технологичности коммерческого использования низок (до этой стадии доведены менее 20% разработок). При этом с каждым годом растет количество создаваемых в РФ наукоемких производственных технологий: в 2005 г. – 637 (из них 9,4% принципиально новых), в 2010 г. – 864 (из них 11,8% принципиально новых).

Общий объем бюджетного финансирования технологических программ и фундаментальной науки в России в 2012 году составил около 1,3 трлн руб., при этом расходы на НИОКР не превысили в итоге 90 миллиардов. Закономерным является тот факт, что отдача от НИОКР в российской экономике как доля в ВВП страны, минимальна: для сравнения в докризисные годы, когда рост ВВП составлял 7%, вклад инноваций в этот показатель составлял немногим менее 10%. На сегодняшний день лишь около 8% ВВП производится в отраслях, связанных с высокими технологиями, при этом экспорт высокотехнологичной продукции составляет около 2% от общего объема промышленного экспорта (для сравнения в США и Китае – более 30%). В итоге удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3% [1].

Вышесказанное предопределяет необходимость качественно нового государственного подхода к менеджменту инновационной среды, в частности на уровне региона. Одним из перспективных инструментов управления в региональных научно-промышленных комплексах (РНПК) является инновационная логистика или логистика инноваций. В общем случае применение инструментов логистического менеджмента в управлении инновационной средой региональных научно-промышленных комплексов (РНПК) ранее рассматривалось учеными фрагментарно (некоторые аспекты представлены в работах В. Голоскокова, Е. Жаворонкова, К. Козлова, Е. Куценко, А. Солдатова). Тем не менее на сегодняшний день данный вопрос представляется перспективным для научных изысканий, поскольку его решение позволит в конечном итоге повысить показатели эффективности деятельности научно-промышленных комплексов, то есть позволит выявить следующие эффекты: снижение общего уровня затрат; сокращение длительности инновационного цикла; повышение объемов инновационной продукции; улучшение инвестиционного климата региона и страны в целом; усиление уровня и качества региональной интеграции.

При этом следует отметить, что сами по себе термины «инновационная логистика» и «логистика инноваций» синонимичны, хотя второй должен предполагать определенную концентрацию на объекте логистического управления – инновациях. Следует констатировать отсутствие единого подхода к отождествлению понятия «инновационная логистика» с фактическими принципами и инструментарием трансформации инновационной среды на региональном и аналогичном по масштабам отраслевом уровнях современными авторами. Зачастую под инновационной логистикой подразумевается разновидность традиционной логистики – науки и вида деятельности по организации и управлению поставками продукции народного хозяйства, когда данный инструментарий усовершенствуется путем внедрения прогрессивных инноваций в текущее и стратегическое управление рыночными структурами с целью оптимизации результатов экономической деятельности, в том числе и в сфере производственных инноваций: наукоемких отраслей и т.п.

В.Н. Голоскоков предлагает функциональным отличием инновационной логистики считать ревизию всех априорных ограничений, накладываемых на организацию управления движением потоков, в том числе, связанных с разработкой и внедрением инноваций. При этом метод сквозной аналитико-оптимизационной организации инновационных потоков допускает использование всех возможных вариантов организации управлением этими потоками ради конечного результата, то есть экстремизации целевой функции логистической деятельности в зависимости от состояния и изменения внешней среды. В качестве инновационного потока выступает интегральная совокупность потребительских свойств конечного продукта и входящих в него компонентов: базисная идея инновации, эксплуатационный аспект, технический аспект, экономический аспект, коммерческий аспект, логистический аспект. Подобный подход предлагается использовать в сфере железнодорожного транспорта. Примером здесь служит ОАО «РЖД» [2].

В рамках парадигмы логистического менеджмента для управления инновационной сферой региональных научно-промышленных комплексов автором предложена концептуальная трехуровневая модель механизма логистизации инновационной сферы РНПК (рис. 1), под которой понимается совокупность системно связанных компонентов, устойчиво определяющая элементы и порядок процессов, связанных с инновационной деятельностью в ходе создания и вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот организаций региона с возможностью контроля и управления ресурсными параметрами и эффективностью этой деятельности. Такой механизм должен формировать организационно-функциональное обеспечение инновационной деятельности в его привязке к разработанной модели инновационного процесса в регионе.

12

Рис. 1. Укрупненная модель механизма логистизации инновационной деятельности на региональном уровне

Эффективность «от возможного»

В аспекте рассматриваемого подхода к логистизации инновационной деятельности в регионе важно не только определить процесс взаимодействия между государственной властью и субъектами сферы науки, но и обеспечить возможность достижения весомых экономических результатов вследствие эффективного использования имеющегося в регионе материально-технического, сырьевого и трудового потенциала, а также удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Для этого предложен концептуально и логически предопределенный организационно-методический подход к логистизации инновационной деятельности, состоящий из следующих позиций:1) определяющая координационная роль при комплексной логистизации инновационной среды региона должна принадлежать организационно выделенной структуре: региональному инновационному логистическому центру (РИЛЦ), имеющему соответствующие функциональные задачи и полномочия;2) РИЛЦ должен создаваться при должном участии всех участников инновационного процесса, быть аффилированным с органами государственного и муниципального управления;3) ввиду широты набора используемых логистических технологий и их функциональной разрозненности и разнонаправленности в рамках РИЛЦ следует выделить операторов логистических технологий, осуществляющих комплексное управление и оптимизацию выделенных в оперативное управление потоковых процессов;4) оптимизация процессов должна быть в должной степени автоматизирована, а управляющие воздействия и ответственность распределены между «держателями интересов» процесса: указанные условия предопределяют создание в рамках и под эгидой РИЛЦ виртуальных логистических операторов.При этом функционально РИЛЦ будет оперировать стратегическим управлением инновационной деятельностью региона с учетом целей его развития и инновационного потенциала региона в плане наличия собственных возможностей и привлечения внешних инновационных ресурсов; осуществлять селекцию объектов инноваций, оценку их инновационных качеств, оптимизацию (и корректировку) структуры инновационного портфеля в зависимости от отраслевых особенностей региона. Здесь же и содействие в текущем планировании, и оперативное управление конкретными инновационными проектами, мониторинг, координация, информационное обеспечение и регулирование инновационной деятельности исполнителей инновационных программ и др.Таким образом, становится возможным глобальное прогнозирование ресурсных и нематериальных потребностей субъектов инновационной деятельности; выявление скрытых составляющих инновационного потенциала региона и территориальных промышленных комплексов, на текущий момент слабо вовлеченных в инновационный процесс либо вообще выключенных из него; выработка основных направлений поддержки инновационной деятельности, в том числе на условиях господдержки; обеспечение открытого и оперативного информационного взаимодействия и координации всех участников инновационной деятельности; статистико-аналитическое сопровождение в части экономического анализа эффективности и прибыльности инновационной деятельности.

Важным является и вопрос организационного сопровождения инновационного цикла, осуществляемого путем инновационной интеграции научно-исследовательских учреждений, инновационных предприятий и прочих организаций с инновационным заделом либо их элементов различной степени соподчиненности. Под инновационной интеграцией понимается организационное объединение отдельных хозяйственных единиц различной степени самостоятельности на основе предопределенных договорных отношений с использованием инфраструктуры инновационной сферы.

Выбор формы и подхода к интеграции и оценка эффективности зависят, прежде всего, от целей, которые ставят перед собой субъекты, участвующие в интеграционном процессе. В работе выделены и описаны группы целей, которые ставятся и достигаются в процессе реорганизации инновационных хозяйствующих субъектов: инвестиционные, информационные, инновационные, производственные; показаны особенности основных секторов (научно-университетский, промышленный, предпринимательский, инвестиционно-рисковый), в которых происходит генерирование организационно оформленных инвенций, рассмотрены инструменты, инфраструктура поддержки организационной трансформации инновационных предприятий. Также представлены формы и особенности организационного выделения инновационно-активных единиц (трансформация производства, выделение инновационных подразделений, создание малых инновационных предприятий при вузах и НИИ, инновационное предпринимательство и инкубирование).

В малых формах заложен потенциал

Автор подробно рассмотрел вопросы инкубирования организационных единиц в [3,4]. Резюмируя написанное, можно выделить следующие варианты создания малых инновационных предприятий крупной промышленной компанией:

1. Промышленное предприятие для коммерциализации инновации, которая потребуется ему в дальнейшем для осуществления основного производства, инициирует создание малого инновационного предприятия. Данный вариант характеризуется следующими двумя способами реализации: с привлечением образовательного или научного учреждения или самостоятельно, т.е. только собственными силами.

2. Промышленное предприятие для коммерциализации побочного инновационного продукта основной инновационной деятельности, полученного в ходе собственных научно-исследовательских разработок, создает малое инновационное предприятие. Создание малого инновационного предприятия в этом случае обусловлено, во-первых, трудоемкостью организации процесса коммерциализации данного побочного инновационного продукта в рамках основного производства и значительными дополнительными инвестициями для его перестройки, во-вторых, высоким уровнем риска, которому подвергнется, в том числе, основное производство в данном случае. Этот вариант создания малого инновационного предприятия также может быть реализован двумя способами: с привлечением образовательного или научного учреждения или самостоятельно.

Автором показано, что совокупность целей, форм, инструментов, инфраструктуры организации инноваций и результатов организационно-трансформационной деятельности, а также способов их преобразования определяет организационно-логистический механизм управления трансформацией организационно выделенных элементов инновационной среды РНПК.

Автором предложена классификация и описаны группы оптимизационных логистических эффектов: экономический – ликвидация дублирующего и избыточного функционала, ресурсная оптимизация; синергии – сокращение и оптимизация цепей поставок и цепей ресурсов, экономия на инфраструктуре; синергии – появление новых, невозможных до объединения и обладающих внешней ценностью функций, компетенций и продуктов. Помимо прочего, также указаны способы аналитического исчисления указанных эффектов для сопоставления их с целевыми показателями. Исходя из предположения, что организационно трансформируемая совокупность отдельных элементов определяет характер и силу возникновения эффектов, предложена логистическая оптимизационная модель трансформации инновационной среды РНПК.

Предполагается, что модель имеет следующие особенности, определяемые имманентными свойствами интегрируемых единиц: в качестве параметрических оптимизируемых условий модели заданы свойства отдельных интегрируемых единиц, совокупность комбинаций также характеризуется присущими каждой комбинации свойствами; на модель накладываются внешние ограничения.

Вывод

Рассмотренная в статье концепция логистического управления инновационной деятельностью РНПК может зарекомендовать себя в качестве эффективного инструмента управления регулярными потоками, сопровождающими инновационный цикл, что будет способствовать повышению экономической эффективности функционирования региональной экономики в целом и даст мультипликативный эффект для глобального экономико-производственного цикла. При этом в сфере регионального менеджмента элементы логистики инноваций могут стать научным инструментарием, с помощью которого для различных производителей высокотехнологичной продукции возможно разработать обоснованные программы развития с учетом рыночной динамики и особенностей деятельности экономических структур инновационного профиля: технопарков, предприятий, вузов, исследовательских учреждений, объектов инновационной инфраструктуры.


Источники:

1. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. – Вып. 34. – М.: Институт Гайдара, 2013.
2. Голоскоков В.Н. Формирование системы инновационного логистического сервиса железных дорог // Креативная экономика. – 2007. – № 7.
3. Заенчковский, А.Э. Малые предприятия как инструмент развития инновационной среды / А.Э. Заенчковский, Т.В. Какатунова // Дискуссия. – 2012. – № 12.
4. Заенчковский, А.Э. Основы логистики интеграционных процессов в инновационно-ориентированных структурах // Научное обозрение. – 2012. – № 6.
5. Кормен Т. Алгоритмы: построение и анализ (Introduction to Algorithms) / Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест, К. Штайн. – М.: Вильямс, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:37