Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»14 / 2013

Управление рисками на этапе прогнозирования социально-экономического развития территории

Цыдыпова Туяна Баировна, преподаватель кафедры высшей математики, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Россия

Risk Management at the Stage of Forecasting of Socio-Economic Development of the Territory - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 94

Аннотация:
В статье отражены вопросы управления рисками территории в условиях нестабильной экономики. Определены основные факторы риска, виды рисков, приведена методика расчета воздействия рисков на основные зоны хозяйствования территориальной единицы. Также определены факторы, снижающие и повышающие риски, предложен алгоритм управления рисками.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Цыдыпова Т.Б. Управление рисками на этапе прогнозирования социально-экономического развития территории // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 14. – С. 26-34.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Традиционные подходы к прогнозированию социально-экономических процессов основаны на предположении, что основные тенденции и факторы развития экономики, выявленные за последние несколько лет, сохраняются и в прогнозируемый период. Но в современных условиях все чаще устанавливаются факты сильного влияния экономической нестабильности на выполнение основных показателей социально-экономического развития регионов. Поэтому для территории, как экономической системы с множеством сложных взаимосвязанных процессов, управление рисками на этапе прогнозирования становится необходимой частью управленческого механизма.

Управление рисками территории и формирование управленческих решений

Управление рисками территории включает следующие основные направления деятельности:

- оценка и анализ риска;

- разработка механизма выработки предупреждения рисков и их минимизация;

- кризисное управление.

В рамках первого направления осуществляется идентификация и анализ рисков, в результате чего оценивается степень возможного риска. Идеальным вариантом принятия управленческих решений с учетом возможных рисков может быть такой цикл управления, в котором кризисные явления предупреждены уже на этапе планирования хозяйственной деятельности (рис. 1):

 р19

Рис. 1 Управление рисками территории

Формирование управленческих решений в территориальном управлении происходит, зачастую, в условиях ограниченности информации. Это основной риск, хотя также необходимо учитывать такие факторы, как наличие противоборствующих тенденций, элементы случайности и т.д. Вся эта информация по пути к управленческому решению проходит несколько этапов трансформации: начиная с постановки задачи, заканчивая выбором оптимального решения (рис. 2):

р116

Рис. 2. Формирование управленческих решений

Факторы риска

Прогнозирование социально-экономического развития территории реализуется на двух первых этапах этой трансформации: постановка задачи и подготовка решения.

Как было отмечено выше, управление рисками начинается с его идентификации, что означает выявление всех возможных факторов риска и их ранжирования по степени влияния на развитие экономики.

Под факторами риска понимаются условия протекания хозяйственных процессов в условиях неопределенности или причины, вызвавшие изменение благоприятных условий экономического развития. Можно выделить пять основных критериев классификации факторов риска (рис. 3):

р117

Рис. 3 Факторы риска социально-экономического развития территории 

В Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года на основе метода экспертных оценок определены факторы внутренней и внешней среды Республики Бурятия. На основе этой информации можно выделить основные факторы риска и причины, которые могут негативно повлиять на полноценное развитие экономики в этот период. В данном случае можем говорить, что учет риска является своего рода прогнозом неблагоприятных исходов, исходя из слабых сторон экономики (рис. 4):

р118 

Рис. 4 - Факторы риска "внутренней среды" Республики Бурятия

Среди основных угроз внешней среды Республики Бурятия эксперты назвали:

-                             жесткую конкуренцию на мировых рынках сырья и технологий, обусловливающую трудности выхода с продукцией местных предприятий на национальный и мировой рынки;

-                             конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства;

-                             дальнейший отток инвестиционного капитала исключительно в сырьевые отрасли Республики Бурятия;

-                             быстрорастущую конкуренцию в сфере туризма со стороны территорий-соседей, схожих по природным характеристикам курортно-туристических зон и т.д.

Внутренние и внешние риски

Риски территории, в общем случае, будем делить на внутренние и внешние. Внутренние риски подлежат расчету и, зачастую, на их уровень влияет компетентность руководствующего состава. Более проблемной является область внешних рисков, не связанных с деятельностью территориального органа управления, так называемые слабые сигналы. На сегодняшний день субъектов Федерации обязывают на этапе планирования проводить анализ сильных и слабых сторон.

Это позволяет определить приоритетные направления для разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих действий, усиления контроля и введения механизмов измерения, анализа и улучшения. Если обратимся к той же «Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года», то анализ слабых и сильных сторон позволил определить сдерживающие факторы роста объемов ВРП на планируемый период. Но, тем не менее, ряд негативных явлений, изменивших в результате структуру ВРП, не были определены.

Эти явления относятся, в большинстве случаев, к слабым сигналам. Среди них можно выделить снижение объемов добычи полезных ископаемых (0,3 %). Также в 2012 г. темпы роста основных показателей внешней торговли существенно замедлились по сравнению с 2011 годом.

Таким образом, внедрение механизмов управления слабыми сигналами на уровне территорий позволяет повысить уровень осведомленности о наступлении рисков даже в условиях неожиданных изменений и, тем самым, повысить эффективность территориального управления.

Примерную методику расчета воздействия слабых сигналов можно выстроить по аналогии с методикой расчета для фирмы, описанной И. Ансоффом. Он в своей книге «Стратегическое планирование» описал технологию расчета воздействия на примере фирмы, осуществляющей экономическую деятельность в четырех зонах хозяйствования. Для территории или региона можно описать основные направления экономики в соответствии с плановыми и отчетными показателями. Каждому явлению в таблице отведена колонка в соответствии с уровнем осведомленности о нем (табл. 1).

Таблица 1

Анализ потенциальной опасности (благоприятной возможности)при слабых сигналах

Стратегическая зона хозяйствования

Уровень осведомленности

Осознание опасности (новых возможностей)

Источник опасности (возможности)

Масштаб опасности (возможность)

Пути решения проблемы

Промышленность

1)    опасность

2)    1-3 года

3)    0,15-0,40

Сельское хозяйство

1)                 Опасность (возможность)

2)                 10-15 лет

3)                 От +0,3 до -0,3

Строительство

1)    Возможность

2)    1-2 года

3)    0,25-0,30

Транспорт и связь

Образование и наука

Здравоохранение

Примечания:

1) Описание опасности (или благоприятной возможности).

2) Период возможного воздействия.

3) Доля снижения (увеличения) доходов.

Алгоритм процесса управления рисками

Управление рисками территории предполагает осуществление ряда процессов и процедур, реализующих целенаправленное воздействие на риск. Исходя из схемы управления, приведенной на рис. 1, можно предложить следующий алгоритм процесса управления рисками:

р119

Рис. 1. Алгоритм процесса управления риском:

1 — наблюдение за внешней обстановкой, 2 – определение относительной силы или слабости сигналов; 3 - сбор и обработка первичной информации о риске; 4 — качественный анализ риска; 5 — количественная оценка риска; 6 — оценка возможности снижения риска; 7 — выбор методов и формирование вариантов снижения риска; 8 – снижение внешней стратегической уязвимости; 9 – повышение гибкости внутренней среды; 10 – разработка плана-программы мер по устранению конкретной опасности; 11 – оценка приемлемости применения плана; 12– осуществление плана; 13 – корректировка плана; 14 – отказ от реализации проекта (избежание риска).

Такой алгоритм управления обеспечивает наиболее четкую взаимосвязь результатов отдельных процессов и тем самым – достижение целей управления рисками. А также определяет основные факторы (табл. 2), снижающие или, напротив, повышающие риски территории.

Таблица 2

Основные факторы, влияющие на риски

Факторы, снижающие риск

Факторы, повышающие риск

-                   проводимые исследования;

-                   системы защиты

-                   контроль

-                   разработка стратегии развития

-                   управление рисками

-                   нестабильность экономики

-                   инфляция

-                   природные и техногенные катастрофы

-                   коррупция

Учет этих факторов позволит определить влияние слабых сигналов на стратегические зоны хозяйствования территории и точно указать: как включить управление по слабым сигналам в систему управления территорией, кто этим должен заниматься, во сколько это обойдется, и какие трудности могут встретиться на пути внедрения выбранной технологии управления.

Вывод

В настоящее время, когда менеджмент на всех уровнях его применения направлен не на результативность, а на эффективность, умение предугадать и предупредить риски является важнейшим условием грамотного хозяйствования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование. Методы и приемы практических расчетов: учебное пособие. – М.: КноРус, 2010.
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410).
3. Левошкина К.А. Риски в проектах государственно-частного партнерства // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». – Новосибирск, 2011.
4. Постановление Правительства Республики Бурятия от 4 октября 2011 г. № 513 «О предварительной оценке социально-экономического развития Республики Бурятия за 2011 год, прогнозе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
5. Экономический барометр за январь–декабрь 2012 года (на основе комплексного доклада Бурятстата № 01-01-01), Министерство экономики Республики Бурятия, 2013 г.