Потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления

Чаплина А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чаплина А.Н. Потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 8. – С. 49-52.

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 7/2003) Приведенные в различных источниках статистические данные о функционировании и развитии потребительского рынка (ПР), направлены, как правило, на аргументацию той или иной ситуации в конкретном секторе какого-либо городского хозяйства. Поэтому не представляется возможным установить фактическое наличие или отсутствие стабильности ПР. Поэтому выясняя условия равновесия системы, целесообразно установить те внутренние закономерности, которые создают и постоянно воспроизводят нормальное и достаточно устойчивое состояние системы управления потребительским рынком (СУПР).

Ключевые слова: город, экономика города



Приведенные в различных источниках статистические данные о функционировании и развитии потребительского рынка (ПР), направлены, как правило, на аргументацию той или иной ситуации в конкретном секторе какого-либо городского хозяйства. Поэтому не представляется возможным установить фактическое наличие или отсутствие стабильности ПР. Поэтому выясняя условия равновесия системы, целесообразно установить те внутренние закономерности, которые создают и постоянно воспроизводят нормальное и достаточно устойчивое состояние системы управления потребительским рынком (СУПР).

Основной проблемой функционирования СУПР является ее способность адекватно реагировать на макро- и микроэкономические изменения, происходящие в стране, регионе и рассматриваемом городе. При этом СУПР должна быть гибкой и адаптивной, способной создать условия комфортности в жизнедеятельности населения города и мотивации к успеху у исполнителей, занятых в ее реализации, в ситуациях непредсказуемости и кризиса на потребительском рынке. Серьезной проблемой, стоящей перед разработчиками СУПР, является создание эффективной системы управления, обеспечивающей рост как экономического, так и человеческого потенциала города, социально-психологическую стабильность и готовность населения к нововведениям.

Разработка концепции СУПР необходима:

во-первых, как база, формирующая и поддерживающая на рынке необходимый уровень предложения, спроса, емкости, конъюнктуры и цен на товары и услуги;

во-вторых, для реализации условия адекватности стратегии ПР стратегической линии, выбранной городом.

В основе формирования концепции лежат принципы приоритетов, критических факторов, ориентирования, самодостаточности, адекватности, комплексности. При этом каждый из принципов отражает те стороны СУПР, которые должны быть заложены в разработку концепции. Некоторые параметры, определяющие принцип приоритетов, раскрываются в изначальном учете следующих факторов:

  • человеческого фактора, который предполагает создание «общественного блага», исходя из потребностей населения города;
  • мотивирования, которое указывает на необходимость формирования стимулов для бизнес-процессов ПР (т.к. конституционно-административное управление создает организационно-экономическую среду рынка, а главный стимул в рыночной экономике, как известно, личностный);
  • профессионализма, который ориентирует менеджеров повышать свою компетентность при формировании СУПР города.
  • Сущность принципа самодостаточности СУПР предполагает, что параметры ПР (емкость, конъюнктура, динамика цен и др.) должны быть сопоставимы с уровнем и масштабом задач, которые определяются управленческой способностью органов муниципального управления города. Для реализации данного принципа необходимо, чтобы структура управления ПР была адекватна целям и задачам его формирования и развития, а также находилась в границах полномочий и функций, определяемых законодательством о местном самоуправлении. Таким образом, разрабатывать программы, обеспечивающие реализацию стратегии ПР, необходимо исходя из реальных возможностей органов городского управления. При этом следует учитывать и некоторые ограничивающие критерии.

    Системный подход к разработке СУПР предполагает наличие совокупности компонентов, тесно связанных как между собой, так и с другими системами управления ПР, образующими единую управленческую систему. В качестве таких компонентов выделяются принципы, цели, функции, структура, методы, кадры, технологии, технические средства, информационное обеспечение, принятие решений.

    В условиях высокой степени сложности и неопределенности будущего состояния среды окружения управляемого объекта (вследствие множества разнообразных факторов) большое значение имеет содействие самоорганизации субъектов хозяйствования на потребительском рынке (СХПР). Сегодня разрабатываются методические рекомендации по формированию СУПР и системы самоуправления бизнес-процессами в СХПР, в основу которых положена принципиальная модель, отражающая встречные, скоординированные и взаимоусиливающие действия, место и роль основных субъектов управления ПР.

    В результате такого взаимодействия при сложении усилий менеджеров муниципального управления и СХПР имеет место синергетический эффект в формировании, поддержании и изменении потенциала потребления. Управление потребительским рынком включает в себя следующие процедуры: исследование, стратегическое планирование, организацию, координацию, руководство и контроль формированием, поддержкой и изменениями его состояния.

    Важным фактором повышения эффективности СУПР для обеспечения жизнедеятельности городского населения является развитие информационно-коммуникационного комплекса, в котором важным элементом выступает система информационно-аналитического мониторинга рынка (СИАМ). При этом главной целью СИАМ является не только получение информации о товародвижении на потребительском рынке, но и осуществление обратной связи между производством и потреблением товаров и услуг. СИАМ может включать в себя информационные ресурсы, организационные структуры, средства информационного воздействия, нормы и правила их функционирования. Содержание мониторинга включает в себя совокупность сведений, организованных определенным образом в рамках заранее заданной системы, отслеживающей изменение указанных показателей с определенной периодичностью.

    СИАМ должна функционировать на основе технически единого информационного пространства и соблюдения прав собственности на информационные ресурсы, а также обеспечивать возможность при соблюдении определенных условий свободного (но это не значит бесплатного) доступа для всех субъектов хозяйствования ПР. Организационная структура СИАМ ПР должна, по нашему мнению, формироваться на базе существующих и вновь создаваемых информационных центров. Особая роль отводится коммерческим информационно-коммуникационным центрам города. При этом интеграция этих центров должна базироваться на следующих подходах: системном; воспроизводственном и ситуационном. Это позволяет каждому элементу функционировать самостоятельно и в тоже время обеспечивать целостность СИАМ ПР.

    Указанные положения являются в определенной степени гарантией стабильности СУПР городского населения и позволяют осуществлять действенный контроль над развитием социально-экономических отношений на потребительском рынке.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:04:31