Мультикультуралисткий подход к развитию малого бизнеса

Ше С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (235), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ше С.Г. Мультикультуралисткий подход к развитию малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 13. – С. 56-60.

Аннотация:
В представленной статье уточнены принципы и сформулирована цель миграционной политики. Показана эффективность мультикультуралисткого подхода к развитию малого бизнеса. На основе зарубежного опыта разработана организационная структура регулирования мультикультурных отношений в экономике.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, трудовая миграция, мультикультуралисткий подход

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Актуальность проблемы регулирования мультикультурных отношений в обществе в значительной степени обусловлена нарастающими миграционными процессами и демографическим кризисом в стране. Трудно переоценить роль трудовой миграции в таких странах как: Австралия, Великобритания, Канада, США, однако вопросы разработки технологий применения мультикультуралистских подходов в экономике остаются открытыми.

Обратимся к исследованиям в области анализа демографии и трудовой миграции на Дальнем Востоке проведенными Мотрич Е.Л.: «Согласно оценкам прогноза демографического департамента ООН для всей России, Дальний Восток в наибольшей степени, чем другие территории страны, пострадает от сокращения числа своих жителей за счет естественной убыли и миграционного оттока. Так, в начале 2009 г. численность населения на Дальнем Востоке (6460,1 тыс. чел.) сохранялась примерно на уровне 1975 г. (6472,0 тыс. чел. [4]).

За период 1991-2008 гг. регион потерял 1596,5 тыс. чел., или 19,8% собственного населения [2]. В таких условиях Дальневосточный округ вынужден привлекать рабочую силу из других регионов России, а также трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья» [1].

Отечественный и зарубежный опыт регулирования мультикультурных отношений

Рассмотрим Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, цель которой заключается в содействии обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей. К основным экономическим принципам названного документа относятся: развитие институтов социального партнерства и гражданского общества; защита национального рынка труда; дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов и т.п. [3]

Следует отметить, что одним из главных принципов политики мультикультурализма является принцип трансформации государственных и общественных институтов с целью обеспечения реального равенства всех граждан, защиты их прав и предотвращения любой дискриминации. Чем в большей степени мигранты вовлечены в функционирование данных институтов, тем в меньшей степени они представляют собой угрозу стабильности в обществе. По нашему мнению, такую модернизацию должно пройти в целом институциональное регулирование, затрагивающее не только названные сферы, но и систему государственной поддержки предпринимательской деятельности, поскольку именно субъектам малого бизнеса, по нашему мнению, должна быть приурочена названная миграционная политика.

Например, в Республике Корея в 1993 году с целью сокращения дефицита рабочей силы на малых и средних предприятиях была введена схема производственной стажировки. Стажер-мигрант согласно такой системе может получить временную рабочую визу (сроком до 5 лет) только при трудоустройстве на предприятиях малого бизнеса, при этом поменять такое предприятие он имеет право только три раза. Согласно трудовому контракту мигрант проживает на территории завода в общежитии и имеет трех-четырех разовый прием пищи в сутки. По истечении срока пребывания иностранный рабочий незамедлительно должен покинуть страну. Особенность такой политики заключается в том, что Правительство Республики Корея не жалеет средства на осуществление контроля над миграционными процессами и принуждение к выезду трудовых мигрантов после завершения контракта. Так, например, предприятия, предоставившие работу нелегалам, подвергаются крупным штрафным санкциям. Такая жесткая мультикультурная политика проходит под императивом «быстрее зарабатывайте и поскорее возвращайтесь домой».

Отраслевой аспект регулирования мультикультурных отношений

Следует отметить, что рабочие-мигранты во многом активнее на рынке труда безработных принимающей страны. Лишенные всяческой поддержки, а зачастую и без знания языка прокормить свои семьи они могут только за счет особого старания. В таких сложных условиях мигранты объединяются в артели, организованные по принципу духовного и этнического единства. А поскольку цель малого бизнеса заключается в максимизации прибыли, сверхмотивация мигрантов, снижающая предпринимательские риски, невольно способствует достижению данной цели и в этом проявляется симбиоз, основанный на взаимовыгодных отношениях. Таким образом, мы можем утверждать о том, что, являясь средством борьбы с бедностью в странах этнических сообществ, регулируемая трудовая миграция позволяет активизировать развитие малого бизнеса в принимающей стране и приводит к росту объемов вырабатываемой продукции в наиболее трудоемких сферах предпринимательской деятельности. Не следует осуществлять миграционную политику в масштабах народного хозяйства, для этого существует сфера малого предпринимательства, испытывающая, как показывает зарубежный опыт, острый дефицит в рабочей силе.

1

Рассмотрим прикладной аспект мультикультуралисткого подхода, на рисунке 1 представлена структура регулирования и поддержки малого предпринимательства в рыбном хозяйстве на основе мультикультурных отношений. Из приведенной схемы следует, что субъектами регулируемой миграции являются государственные структуры, малое предпринимательство и общественные организации. В качестве основного государственного органа по регулированию трудовой миграции и этнического предпринимательства в прибрежной рыбохозяйственной деятельности, по авторскому мнению может являться Министерство водных и биологических ресурсов Дальнего Востока. С учетом потребностей малого предпринимательства в трудовых ресурсах данный орган разрабатывает квоты на привлечение иностранной рабочей силы (см. рис., область А) в производственную сферу прибрежной рыбохозяйственной деятельности. Оказывает поддержку этнической предпринимательской деятельности коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Проводит геоэкономическую политику по отношению к иностранным и совместным фирмам в рыбном хозяйстве.

Следует отметить, что важную роль в жизнеобеспечении трудовых мигрантов играет этническое предпринимательство как форма поддержки иностранцев в принимающей стране. Как правило, в данную сферу входят этнический ресторанный бизнес, розничная торговля традиционными для соответствующего этноса продуктами питания "Fast foods", осуществление денежных переводов, грузовые перевозки (напр. "Cargo") и т.п. Эту нишу предпринимательской деятельности не могут заполнить иные организации из-за традиционных потребительских и религиозных предпочтений мигрантов.

Субъектами общественного регулирования мультикультурных отношений могут являться:

- этнокультурные и религиозные организации;

- мультикультурные центры по оказанию социальной поддержки мигрантам;

- ассоциации.

Основными видами общественной деятельности таких организаций, как правило, становятся: образовательные услуги; первичная медицинская помощь (проведение акций «врачи без границ»); юридическая и консультационная поддержка при разрешении трудовых конфликтов и споров; сохранение этнической самобытности в мигрантских диаспорах (см. рис., область В).

В заключение уточним принципы миграционной политики, к которым, по нашему мнению, следует добавить принцип развития малого и среднего предпринимательства, учитывающий государственную поддержку в обеспечении потребностей малого бизнеса в рабочей силе. Принцип интегрированного регулирования мультикультурных отношений, учитывающий развитие этнического предпринимательства, совместных и иностранных форм предпринимательской деятельности, а также некоммерческих мультикультурных организаций образующих инфраструктуру миграционных отношении. Такой принцип способствует интеграции мигрантов в социальное общество принимающей страны и освоению соответствующей культуры, при сохранении основ этнической самобытности.

Вывод

На основании скорректированных принципов целью государственной миграционной политики Российской Федерации является содействие обеспечению потребности малого и среднего бизнеса Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности предприятий в основных сферах предпринимательской деятельности.

Отличие представленных принципов и цели государственной миграционной политики от целей и принципов, сформулированных в Концепции, заключается в том, что основным субъектом регулирования мультикультурных отношений в экономике должно стать малое предпринимательство, в интересах которого и должна проводиться названная политика.

Представленный подход позволяет ускорить развитие малого бизнеса и увеличить объемы оказанных услуг и выпуска продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.


Источники:

1. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: Дальневосточный вектор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15209778
2. Мотрич Е.Л. Формирование и динамика населения как фактор экономического развития Дальнего Востока России. Дисс. на соиск. уч. степени д-ра экон. наук. – Хабаровск: Ин-т экон. исслед-ий ДВО РАН, 2006. – С. 212.
3. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15635
4. Российский статистический ежегодник. 2001.Стат. сб. – М.: Госкомстат России, – 2001. – С. 83. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://habstat.gks.ru/news/reviewdoc/news_dok_02.htm
5. Раковская В.С. Взаимодействие внешней трудовой миграции и системы социально-трудовых отношений / В.С. Раковская, К.И. Макарова, Г.А. Барышева // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10 Вып. 2 (194). – С. 54–58.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:33