Геометрия корпоративного гражданства

Руденко К.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (235), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Руденко К.А. Геометрия корпоративного гражданства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 13. – С. 45-54.

Аннотация:
В статье автор рассматривает различные модели, по которым строятся взаимоотношения государства, бизнеса и общества в различных странах мира.

Ключевые слова: партнерские отношения, социальное партнерство, корпоративное гражданство, гражданское общество, модель корпоративного гражданства



В настоящее время в России перспективы развития демократических основ гражданского общества, а так же стабильность экономики во многом зависят от модели, по которой строятся взаимоотношения государства, бизнеса и общества. Осознавая усиливающуюся роль бизнеса в таких вопросах как: охрана окружающей среды, охрана здоровья населения, борьба с безработицей, борьба с коррупцией и др., и учитывая, что государственный сектор начинает тесно сотрудничать с бизнесом в области решения большинства из этих проблем, сегодня просто необходимо пересмотреть систему отношений государство – бизнес – общество.

Общество постоянно развивается, повышается роль бизнеса и требования к его открытости. Сегодня от эффективности формирования системы партнерских отношений бизнес-структур, власти и гражданского общества в социальной сфере напрямую зависит уровень жизни населения и социальная стабильность в целом.

Корпоративное гражданство

В условиях необходимости стабилизации экономических и социальных процессов в России весьма актуальной становится проблема выбора наиболее подходящей модели корпоративного гражданства.

Корпоративное гражданство - это системное взаимодействие бизнес-структур со структурами государства и гражданского общества в рамках социального партнерства всех трех общественных секторов – коммерческого, государственного и некоммерческого (рис.1).

рр1

Рис. 1. Модель корпоративного гражданства

Корпоративное гражданство, подразумевает взаимную ответственность бизнеса и власти перед обществом, когда устанавливаются партнерские отношения между бизнесом, обществом и государством, в которых предпринимательство взамен ответственного отношения к общественным нуждам вправе рассчитывать на определенные преимущества.

Социальные инвестиции в развитие местных сообществ получили широкое распространение как в развитых, так и в развивающихся странах, в связи с чем можно выделить несколько моделей корпоративного гражданства.

Американская модель

На сегодняшний день в США (рис. 2) корпоративное гражданство находится пока на начальной стадии развития и весьма неактивно проявляется на практике. Инициатором сотрудничества в рамках партнерства выступает индивидуальный предприниматель-филантроп. Выбор сфер приложения сил и средств остается за бизнесом. Корпоративная благотворительность является основным ресурсом реализации социально ответственной деятельности, а государственное участие сводится к рамочному правовому регулированию, оно затрагивает лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Соответственно все инициативы в области социального партнерства являются для корпораций добровольными. Круг стейкхолдеров относительно узок и избирателен. Конечно происходит развитие местных сообществ, территории присутствия, проявляется забота о наемном персонале, но на первом месте всегда интересы акционеров. Смысл существования компании - извлечение для них прибыли. Работник, получая достойную зарплату, имеет возможность самостоятельно удовлетворяет свои многообразные социальные потребности через посредство частных структур.

рр2

Рис. 2. Американская модель корпоративного гражданства

Японская модель

В японской модели все общество в целом является основным стейкхолдером (рис. 3), и его устойчивое развитие изначально заложено в корпоративную философию и мировоззрение членов общества. Вмешательство государства в деятельность бизнеса сводится к минимуму. Наоборот, компании стремятся оказывать давление на собственное правительство, побуждают его принимать меры по преодолению негативных последствий глобализации. Происходит продвижение корпорации к полномасштабному корпоративному гражданству.

Соглашения о партнерстве охватывают всю страну, все уровни – и отдельно взятое поселение и государство в целом. Доминирует договорная форма с четким разграничением прав и обязанностей сторон.

Государственно-частное партнерство в японской модели функционирует в условиях максимальной прозрачности и обратной связи. С одной стороны представители общественности имеют доступ к информации, касающейся финансово-экономического состояния и реализации партнерства, качества предоставляемых им услуг и т.д., а с другой – имеют возможность довести свое мнение до участников партнерства и организаций, контролирующих их работу. В рамках модели происходит сращивание интересов общества и корпораций [2].

рр3

Рис. 3. Японская модель корпоративного гражданств

Российская модель

Российская модель предполагает, что государство и бизнес пытаются достичь компромиссных решений с получением всеми сторонами максимальных выгод(рис. 4). Государство стремится переложить на бизнес часть обязанностей по решению социальных вопросов, бизнес работает на имидж компании, пытается получить стратегические преимущества.

В России государство занимает центральную роль в системе отношений с бизнесом, оно устанавливает правила игры в экономике и контролирует их исполнение, поэтому весьма ожидаемо прямое давление власти на бизнес. В то же время со стороны самого предпринимательского сообщества отсутствует консолидированная позиция по поводу социального партнерства и корпоративного гражданства. Функционирующие институты согласования социальных интересов – это всего лишь площадка для сопоставления мнений по преимуществу на неформальной основе.

рр4

Рис. 4. Российская модель корпоративного гражданства

В российском обществе нет консенсуса по поводу социально справедливого разграничения функций и ответственности трех участников процесса. Часто происходит ущемление интересов одной из сторон, что, в конечном счете, снижает эффективность социальных инвестиций.

В понимании того, кто, что и как должен делать на поле социальных инвестиций и кроется коренная проблема сегодняшнего корпоративного гражданства. Стороны кивают друг на друга, находясь больше в поле критики, нежели конструктивного диалога.

Власть, бизнес и общество дружно и абсолютно искренне ненавидят друг друга. Бизнес и общество считают власть коррупционной, медлительной и неэффективной. Бизнесмены видятся всем как люди, нажившие состояние нечестным трудом, спекулянты и т.д. А власть и бизнес считают общество вечно недовольным и ленивым. И при этом все стороны имеют основания занимать такую позицию.

Бизнес считает поддержку социальной сферы основной прерогативой государства, полагая, что участие в решении социальных проблем – дело добровольное, необязательное.

Государство же находится в позиции по отношению к бизнесу «вы должны». Вполне понятно, но для бизнеса не вдохновляюще. Бизнес в обмен на такую ожидаемую «добровольность» пока не требует, но заводит разговор о желаемых налоговых льготах, моральном поощрении, общественном признании.

Бизнес от государства ожидает более активного поведения как инициатора дискуссии, проводника лучших практик, как институции, которая поощряет и признает заслуги, гаранта создания благоприятных правовых и экономических условий для дальнейшего развития корпоративной филантропии.

Государство, в свою очередь, ждет от бизнеса не только существенных финансовых вливаний, но и внедрения новых технологий в социальной сфере, предложений, инициатив, шагов, которые, в свою очередь, готово осенить государственным одобрением.

А в это время общество хочет открытости от государства и бизнеса – прозрачных процедур принятия решений, понятных принципов выделения финансирования, оценки эффективности программ и проектов.

Все чего-то ждут и ситуация напоминает бег по замкнутому кругу.

В России отсутствуют равноправные отношения как между бизнесом и государством, так и между государством и гражданским обществом, что делает на сегодняшний день реализацию концепции корпоративного гражданства, предполагающую равноправное партнерство представителей трех секторов (государственного, коммерческого и некоммерческого), мало вероятной.

Европейская модель

В основе европейской модели лежит принцип «сильный помогает слабому» (рис. 5). Соблюдение интересов всех участников партнерства достигается посредством диалога с абсолютно всеми стейкхолдерами – с теми, кого в той или иной степени затрагивает деятельность фирм: менеджмент, акционеры, работники, поставщики, потребители, население, живущее на прилегающей территории, местные сообщества, организации, отражающие различные общественно значимые интересы (экологические, правозащитные, потребительские и др.) и т.п.

Для реализации межсекторного взаимодействия бизнес при посредничестве государства вступает в диалог с профсоюзами. Это позволяет выявить сферы потенциального конфликта. При этом компании занимают позицию полноправных членов национальных сообществ. Реализация инновационных социально направленных технологий становится неотъемлемой частью маркетинговой стратегии бизнеса.

В такой модели социального государства за счет того, что бизнес платит достаточно большие налоги, государство может создать благоприятные условия для удовлетворения наиболее острых социальных потребностей населения. Фирмы избавлены от необходимости самим заниматься решением социальных проблемнаселения, они реализуют эту функцию через взаимодействие с гражданскими формированиями, некоммерческими организациями и государственными учреждениями. Развитием этой модели является концепция корпоративного гражданства, в которой бизнес рассматривается в качестве ячейки гражданского общества – заинтересованного участника системы социальных отношений [3].

рр6

Рис. 5. Европейская модель корпоративного гражданства

Идеальная модель

Обрисовывая идеальную ситуацию, следует предположить, что корпоративное гражданство предполагает следующее:

-бизнес осознает себя как корпоративный гражданин, занимает активную позицию - наряду с представителями государства и гражданского общества, совместно с ними формулирует ценности, способные обеспечить устойчивое развитие и защиту интересов всех стейкхолдеров;

- бизнес сам инициирует социальные инвестиции в области самых актуальных для общества проблем;

- бизнес привлекает активных представителей гражданского общества к решению социальных проблем;

- бизнес планирует получить экономическую выгоду для себя от своих социальных инвестиций;

- не только бизнес несет бремя общественно значимых обязанностей, но и власть и общество, со своей стороны, также должны создавать для его развития определенные условия;

-власть создает для бизнеса нормальные условия, обеспечивает правовое поле для деятельности социально ответственного бизнеса;

- общество имеет механизмы общественного контроля за выполнением государством своих социальных обязательств;

- существуют специальные механизмы взаимодействия заинтересованных участников;

- существуют отношения доверия в рамках партнерства всех трех общественных секторов: коммерческого, государственного и некоммерческого;

- сами люди относятся к представителям бизнеса с уважением (рис. 6).

рр5

Рис. 6. Идеальная модель корпоративного гражданства

Таким образом, задача предпринимателей заключается в том, чтобы, во-первых, при взаимодействии с представителями общественности выявить проблемные зоны развития территории присутствия, во-вторых, вступить в диалог с государственными представителями - обратить внимание законодателей, правительственных структур, местных властей на существующие проблемы, и, в-третьих, попытаться их решить совместными усилиями. Компании должны стремиться найти баланс между бизнес-стратегией, интересами местной власти и местных сообществ.

Чтобы сотрудничество было продуктивным, сторонам необходимо договариваться друг с другом. Взаимоотношения бизнеса, власти и общества предполагают наличие и выполнение сторонами взаимных обязательств.

В вопросах сотрудничества органов местного самоуправления и бизнес-сообщества главной предпосылкой является то, что обе стороны полностью осознавая, что они разные, приходят к пониманию необходимости вести переговоры, достигать согласия ради устойчивого развития территории. Данный подход позволяет создать базовые условия для сотрудничества власти и бизнеса, давление же гражданских институтов нередко вносит коррективы в предпринимательские практики и корпоративные социальные программы.

Ситуация «на местах» складывается по-разному. У партнерских взаимоотношений везде своя специфика. Региональные элиты вносят много творчества во взаимодействие, возникают новый опыт, новые решения, новые формы взаимодействия власти, бизнеса и НКО [1].

Естественная основа для взаимодействия бизнеса и власти – осознание общих интересов, НКО же может давать эффективные механизмы, привлекать компетентных специалистов, экспертов, дополнительные заинтересованные стороны, вести учет интересов населения. Гражданское общество должно стать арбитром в отношениях власти и бизнеса, и третьей стороной, выявляющей наиболее насущные проблемы.

Чтобы такое партнерство стало возможным, прагматические цели бизнеса, которыми определяются его подходы к благотворительным программам, должны быть дополнены целями гораздо более общего характера, например, целью формирования благоприятной среды для ведения бизнеса в целом. Повышение прозрачности государственного управления, отсутствие коррупции и справедливые суды значительно снижают риски потери бизнеса и ненужные издержки, повышают уверенность инвесторов и позволяют иметь долгосрочную стратегию развития.

При доминировании таких мотивов корпоративной благотворительности общественные интересы приближаются к корпоративным настолько близко, насколько это вообще возможно. Однако для того, чтобы такая мотивация могла реализоваться в полной мере, компаниям необходимо быть готовыми к действительно долгосрочным и системным программам и оценке их эффективности, к вступлению в стратегические партнерства с организациями гражданского общества, а также к честной и принципиальной позиции по отношению к разного рода ожиданиям государства в целом и отдельных чиновников в частности. Компаниям, а значит – их собственникам, нужно становиться ответственными гражданами, желающими разделить свое будущее со страной, где они работают, и сделать ееуспешнойи предсказуемой.

Вывод

Итак, общество - власть - бизнес. Кого поместить на вершину треугольника социального партнерства? Если идет речь о создании демократического гражданского общества, двух последних не возбраняется поменять местами, но первое обязательно должно остаться на вершине этого треугольника.


Источники:

1. Глебова И.С. Социальная ответст венность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова – Ленина, 2008. – 112 с.
2. Иванова А.О. Государственно-частное партнерство в Японии: ста-тья // Вестник Института экономики РАН. – 2009. – № 4.
3. Набиев Р.Р. Социальная ответственность бизнеса. Бизнес и профсоюзы / Респ. орг. Башкортостана Рос. профсоюза работников хим. отраслей промсти. – Уфа: Гилем, 2011. – 76 с.
4. Мингалева Ж.А., СмилевскаяИ.П. Корпоративное гражданство как инструмент модернизации национальной экономики // Креативная экономика. — 2012. — № 5 (65). — c. 65-69. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23589/
5. Никандрова О.А. Становление понятия «корпоративное гражданство» // Российское предпринимательство. — 2012. — № 09 (207). — c. 62-66. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23683/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:55