Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»13 / 2013

Основные направления реализации региональной промышленной политики Архангельской области

Лапочкина Людмила Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и менеджмента, Институт судостроения и морской арктической техники Северного (Арктического) федерального университета, г. Северодвинск, Россия

Main Directions in Implementation of Regional Industrial policy of the Arkhangelsk Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 83

Аннотация:
В статье дан краткий анализ состояния промышленного комплекса Архангельской области. Представлены результаты SWOT-анализа состояния промышленного комплекса, выделены основные факторы его развития. Разработана концептуальная схема механизма реализации основных направлений региональной промышленной политики Архангельской области.
Цитировать публикацию:
Лапочкина Л.В. Основные направления реализации региональной промышленной политики Архангельской области // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 13. – С. 23-29.

Реализация промышленной политики является важнейшей составляющей развития экономики на региональном уровне. Разработка региональной промышленной политики Архангельской области предполагает использование данных анализа состояния индустриального сектора экономики региона.

Производственный потенциал Архангельской области

Архангельская область, являясь одним из субъектов Северо-Западного федерального округа, имеет свой уникальный специфический уровень геополитического, социально-экономического, культурного, образовательного и других потенциалов.

Отраслевая структура ВРП Архангельской области включает повышенную долю обрабатывающей промышленности (20,1%). Отрасли первичного сектора, к которым относятся лесозаготовительная и добывающая промышленности, дают только 4,5% валового продукта [1]. Для региона с лесной специализацией столь низкая доля данной отрасли в общем объеме ВРП означает, что в ней велики масштабы теневой экономики. Доля сектора услуг области в ВРП заметно превышает долю данного сектора в целом по России (64% и 54% соответственно), хотя реальный уровень развития третичного сектора невысок, за исключением услуг транспорта. Структура совокупного ВРП Архангельской области и Ненецкого АО сильно смещена в сторону добывающей промышленности (30,2%). В Архангельской области (без Ненецкого округа) деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности в 2009 г. составляли 59% производства всей обрабатывающей промышленности, их доля увеличилась по сравнению с докризисным уровнем (49% в 2008 г.). Вторая отрасль специализации – машиностроение, на нее в докризисном 2008 г. приходилось 32% всего объема производства, а в 2009 г. – только 17%, что говорит о сильном спаде производства в машиностроении. Помимо деревообрабатывающей промышленности и машиностроения,значительную роль в развитии экономики региона играет пищевая промышленность, её производство составляет около 13% в объеме отраслевой структуры обрабатывающей промышленности (см. табл. 1).

Таблица 1

Отраслевая структура обрабатывающей промышленности в 2009 г.

10

Источник: [1]

Производственный потенциал, сложившийся в Архангельской области, может быть охарактеризован как индустриальный с развитой топливно-энергетической промышленностью. Ресурсный потенциал Архангельской области связан с добычей и транспортировкой углеводородов, угля, рудного сырья Тимано-Печерской нефтегазонасосной провинции и нерудного сырья Северо-Онежского бокситового района,с продукцией лесопромышленного и машиностроительного комплексов, экспортируемой в значительной мере на мировые рынки. [2]

В последние годы в Архангельской области сложился существенный инновационный потенциал: создан Северный (Арктический) Федеральный университет, призванный служить основой для подготовки и переподготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием для работы в условиях Арктики. Инвестиционная привлекательность экономики области связана, в основном, с созданием государством благоприятных условий для частных инвестиций в техническую и технологическую реновацию её базовых сфер деятельности: лесное хозяйство, обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство.

Для определения стратегических позиций промышленности области использован SWOT- анализ (см. табл. 2).

Таблица 2

SWOT-анализ состояния промышленного комплекса Архангельской области

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

1. Территориальная близость к странам Северной Европы.

2. Крупнейшие минерально-сырьевые запасы.

3. Наличие алмазных месторождений, (запасы составляют около 20% от всех запасов России).

4. Высокий уровень образования трудовых ресурсов.

5. Высокий научно-технический потенциал.

6. Участие Архангельской области совместно с Норвегией в международном проекте «Северный морской коридор» (СМК), направленного на создание единой системы транспортного обслуживания в северной части Европы.

Сильные стороны

1.Многофункциональность промышленного комплекса

2. Уникальность выпускаемой продукции на предприятиях ВПК.

3. Рост объемов экспорта.

4. Широкая география экспорта, российских рынков сбыта.

Угрозы

1. Транспортная изолированность от центра страны.

2. Экстремальные природно-климатические условия.

3. Острая экологическая ситуация.

4. Естественная убыль и значительный отток трудоспособной части населения.

5. Зависимость производимой сырьевой продукции от колебания мировых цен.

6. Постоянный рост тарифов в сфере энергетики и транспорта.

7. Слабое развитие инфраструктуры (в частности, фондового рынка).

8. Рост курса рубля.

Слабые стороны

1. Высокозатратность производства.

2. Устаревание основных фондов.

3. Сырьевая направленность экспорта.

4. Низкая плотность автомобильных и железных дорог.

5. Несоответствие количества и качества трудового потенциала потребностям промышленного развития области.

6. Низкая доля конечной продукции в структуре экспорта.

8. Слабое коммерческое использование результатов научного развития.

9. Недостаток инвестиций.

10. Наличие моногородов с высокой социальной ответственностью.

11. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимную выгоду государства и бизнеса в реализации инвестиционных проектов.

Источник: составлено автором.

Несмотря на существующие слабые стороны и угрозы, промышленный комплекс Архангельской области имеет высокий потенциал развития (см. табл. 3).

Таблица 3

Результаты стратегического анализа основных факторов развития промышленных комплексов в Архангельской области

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовые факторы

Утверждена концепция стратегического социально-экономического развития области до 2030 г.

Отсутствие современной нормативно-правовой базы, регулирующей промышленную политику в регионе.

Образовательные факторы

Достаточно высокий научно-технический и научно-исследовательский потенциал. Заинтересованность региональных властей в развитии промышленности.Наличие научной базы, способной поставлять научный продукт, готовый к внедрению в производстве.

Недостаточно успешного опыта взаимодействия региональных властей с бизнесом по подготовке кадров требуемой квалификации

Экономические факторы

В Архангельской области создан региональный центр государственно-частного партнерства, который наделен полномочиями и финансовыми средствами для подготовки проектов государственно-частного партнерства, организации проведения соответствующих тендерных процедур, поддержки управления рисками реализуемых проектов, оценки эффективности проектов.

Низкая заинтересованность руководства промышленных предприятий и регионального менеджмента в модернизации производства на основе инноваций.

Экологические факторы

Имеются резервы площадей экологически чистых территорий для организации промышленного производства

Острая экологическая ситуация в некоторых районах области (например, Коряжемский).

Производственные факторы

Архангельская область занимает одно из ведущих мест в структуре ВРП по всем регионам России, после г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Специализация области – добывающая и обрабатывающая промышленность.

Нехватка инвестиционных ресурсов для технологического перевооружения и модернизации предприятий. Высокий износ основных производственных фондов. Малоразвитая транспортная инфраструктура

Источник: составлено автором.

Социально-экономическое развитие Архангельской области

Концепция социально-экономического развития Архангельской области до 2030 г. позволяет выделить направления, на которых руководство области намеревается сконцентрировать усилия, обеспечивающие развитие промышленности. В их числе: разработка и реализация политики по развитию приоритетных секторов экономики, в т.ч. машиностроение и ЛПК; модернизация высокотехнологичных отраслей экономики; развитие инновационной инфраструктуры, включающей формирование бизнес-сообществ, центров интеграции технологий и т.д.

Стратегическое развитие экономики Архангельской области связано с:

– диверсификацией товарной структуры экспорта лесной отрасли за счет увеличения в экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью;

– модернизацией и созданием новой инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления экономики области;

– повышением уровня интеграции промышленных предприятий области в мировое экономическое пространство, расширением мирохозяйственных связей.

Таким образом, на современном этапе развития качество трудовых ресурсов, т.е. фактор «знание» становится основополагающим при выделении приоритетов стратегического развития промышленности Архангельской области.

Результаты представленных выше SWOT-анализа и стратегического анализа послужили основой для разработки концептуальной схемы механизма реализации направлений региональной промышленной политики Архангельской области. Разработанная автором концептуальная схема представлена на рисунке (см. рис.)

р12                       

Рис. Концептуальная схема механизма реализации основных направлений региональной промышленной политики Архангельской области 

Вывод

В современных условиях для реализации важнейших направлений региональной промышленной политики Архангельской области необходимо разработать мероприятия, направленные на:

– повышение человеческого капитала, как приоритетного направления развития;

– совершенствование нормативно-правовой базы;

– повышение эффективности результатов взаимодействия бизнес-сообществ;

– усиление заинтересованности руководителей промышленных предприятий в разработке и внедрении инноваций, высоких технологий;

– привлечение инвестиционных ресурсов в регион.


Источники:
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. Джамалудинова М.Ю. Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Северного района в составе Северо-Западного федерального округа в Российской Федерации // Экономические науки. – 2010. – №12 (73). – С. 254–258.