Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»13 / 2013

Теоретические подходы к исследованию проблемы классификации факторов конкурентоспособности предприятий

Радулов Дмитрий Дмитриевич, аспирант кафедры экономики предприятия, Одесский национальный экономический университет, Россия

Theoretical Approaches to Investigation of Classification Problems of Factors Influencing Competitive Capacity of Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 175

Аннотация:
В статье проанализирован ряд классификаций факторов конкурентоспособности предприятия. Приведена авторская классификация внешних факторов конкурентоспособности предприятия. Аргументировано, что содействие органов государственной власти развитию предприятий является одним из внешних факторов, повышающих конкурентоспособность предприятия.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Радулов Д.Д. Теоретические подходы к исследованию проблемы классификации факторов конкурентоспособности предприятий // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 13. – С. 15-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Непрерывное формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений в Украине вызывает необходимость повышения конкурентоспособности производства. Решение этой проблемы сегодня осложнено нестабильной экономической ситуацией, низкой эффективностью системы государственного регулирования, нехваткой денежных ресурсов предприятий, недостаточным уровнем профессионализма кадров.

В современной науке рассматривается значительное количество факторов конкурентоспособности предприятия, в связи с чем возникает необходимость их классификации. 

Классификация факторов конкурентоспособности

Существует большое количество определений понятия «фактор конкурентоспособности предприятия»и классификаций данных факторов по различным признакам. Под фактором конкурентоспособности предприятия авторы понимают действующую силу, обстоятельство, условие, влияние которых может привести к изменениям в наличии особенностей, конкурентных преимуществ предприятия и возможностей их использования в борьбе за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции.

Классификация факторов конкурентоспособности предприятия у разных авторов очень неоднородна. При этом можно отметить, что по происхождению все исследователи классифицируют факторы конкурентоспособности предприятия на внутренние и внешние. Внутренние факторы - факторы, которые по своему происхождению относятся к самому предприятию, то есть они управляются предприятием, их изменение возможно за счет ресурсов предприятия.  К внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность предприятия, следует относить наличие качественных ресурсов всех видов, местоположение предприятия, уровень менеджмента и т.п. Внешние факторы - это силы, явления, обстоятельства, влияющие на конкурентоспособность отдельного предприятия извне. Предприятие не всегда может на них влиять, руководить ими. К этим факторам следует относить действия правительства, факторы спроса, активность конкурентов и т.п.

М.В. Шеремет к внешним факторам относит:

– факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества предприятия на протяжении всего его производственного процесса;

– активность конкурентов;

– факторы спроса (например, эластичность спроса), требования потребителей к качеству продукции, наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике Украины;

– действия правительства, степень приватизации предприятий данной отрасли;

– случайные события   [1].

Мы согласныс тем, что к внешним факторам конкурентоспособности предприятия следует относить активность конкурентов, факторы спроса, наличие родственных отраслей Украины, действия правительства. Но с отнесением к внешним факторам производства факторов, влияющих на формирование конкурентного преимущества предприятия на протяжении всего его производственного процесса, а также фактора «степень приватизации предприятий данной отрасли», мы не можем полностью согласиться. На наличие инвестиционных возможностей, инновационной технологии производства, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров в большой степени влияют действия самого предприятия. Степень приватизации предприятий, по нашему мнению, не имеет с конкурентоспособностью предприятий постоянной зависимости, поэтому введение данного фактора в качестве фактора конкурентоспособности предприятия является спорным. Если степень приватизации и можно рассматривать как фактор конкурентоспособности предприятия, то только в индивидуальном для каждого предприятия порядке.

Заслуживает внимания точка зрения Д.Б. Станько, который в своих научных трудах предлагает классифицировать факторы конкурентоспособности предприятия не только на внутренние и внешние, а добавить еще третью категорию - комплексные факторы. Внешние факторы он распределяет на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого действия автор относит поставщиков, потребителей, конкурентов. К факторам косвенного воздействия - международные, политические факторы, влияние решений правительства, экологические. Относительно факторов прямого действия следует отметить, что именно поставщики обеспечивают производственные мощности предприятия необходимым сырьем и другими ресурсами. При этом такие действия конкурентов, как повышение цен на сырье, несвоевременность и несоблюдение условий поставки напрямую снижают эффективность и, как следствие, конкурентоспособность предприятия. К факторам комплексного действия Д.Б. Станько относит такие факторы как научно-технические, социальные и инфраструктурные. Относительно научно-технических факторов можно отметить, что в результате проведения научно-технического открытия (косвенное воздействие) при условии его осуществления (прямое), предприятие сможет сократить затраты на производство продукции [2].

Всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия                     И.У. Зулькарнаев и Л.Р. Ильясова предлагают разделить на три группы:

– цели, которые ставит перед собой предприятие;

– ресурсы, которыми владеет предприятие;

– факторы внешней среды [3].

Внешняя среда предприятия

По нашему мнению, необходимо расширить группу «цели предприятия» до группы «постановка целей и планирование, организация, контроль и анализ их достижения». Другими словами, необходимо оценивать не столько умение ставить цели, сколько умение их достигать.

А.Т. Зуб разработал классификацию факторов внешней среды, состоящую из четырех групп: политические, правовые, экономические, социально-культурные. И.А. Бланк выделил общеэкономические, государственные, рыночные, другие внешние факторы конкурентоспособности [3].

Расширенную классификацию внешних факторов конкурентоспособности предприятия представляет в своих трудах Д.В.Кокарев, к ним он относит: политико-административные; законодательно-регулятивные; экономические; институциональные; научно-технические; природные или географические; инфраструктурные; социально-демократические, социокультурные, международные, факторы криминального происхождения; общественную среду и конкуренцию.

Т.А. Фролова внешнюю среду предприятия разделяет на макро- и микросреду. Под микросредой она предполагает «среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг), предприятия-конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и другие» субъекты, с которыми контактирует предприятие. К факторам макросреды автор относит те, которые косвенно влияют на предприятие и его микросреду. Микросреда включает естественную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную сферы [4].

В.В. Пехтеревым разработана комплексная классификация факторов конкурентоспособности предприятия. По признаку включения отдельных факторов он выделяет конкурентоспособность:

– экзогенную, которая обеспечивается за счет внешних по отношению к менеджменту предприятия факторов экономической политики государства;

–эндогенную, которая обеспечивается за счет реализации внутреннего потенциала, внутрипроизводственных факторов (техника, персонал, менеджмент);

–системную, которая обеспечивается совместным действием как эндогенных, так и экзогенных факторов (собственные конкурентные преимущества усиливаются за счет различных факторов, например, государственной поддержки) [5].

По нашему мнению, данная классификация имеет право на существование, учитывая важность взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательской деятельности любой формы собственности с целью повышения их конкурентоспособности.

В вышеуказанных классификациях факторов конкурентоспособности предприятия отсутствуют факторы регионального уровня, которые значительно отличаются от общегосударственных и существенно влияют на конкурентоспособность предприятия. Содержание и степень влияния социальных факторов, уровень привлечения инвестиций, уровень взаимодействия местных органов власти с предприятиями могут отличаться по регионам, соответственно степень их влияния на  конкурентоспособность предприятий также будет различной.

Следует также отметить, что большинство ученых в своих классификациях выделяют систему государственного регулирования как один из внешних факторов конкурентоспособности предприятий.

Определяя внешние факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, по нашему мнению следует разделить их на группы по уровням влияния и территориальности (см. рис. 1).

р1

Рис. 1. Классификация внешних факторов конкурентоспособности

 Факторы мезоуровня

Рассмотрим более подробно факторы конкурентоспособности предприятия, которые мы отнесли к мезоуровню (контролируемые государством, уровень влияния на предприятие - область, район, город).

Каждое предприятие расположено на определенной территории, где на конкурентоспособность предприятия действуют различные процессы, силы, факторы социального, экономического, культурного и других характеров, которые и являются факторами мезоуровня. На рисунке 2 приведена классификация факторов мезоуровня конкурентоспособности предприятия (см. рис. 2 ).

р2

Рис. 2. Классификация внешних факторов конкурентоспособности предприятия мезоуровня 

Промышленныйкомплекс Одесской области представляет собой десятки тысяч рабочих мест в каждом регионе и более 2,5 млн рабочих мест в целом по стране со средней заработной платой более 3,5 тыс. грн. Промышленность осуществляет огромные отчисления в бюджеты регионов и государственный бюджет, инвестиции, которые обеспечивают развитие отрасли и возможность разработки инновационных видов продукции, что увеличивает показатели экспорта и импортозамещения. Создание режима наибольшего благоприятствования для промышленного комплекса должно быть одной из главных задач государственных и местных органов власти.

Сегодня в Одесской области существует перечень предприятий, развитию текущей операционной и инвестиционной деятельности которых оказывается содействие структурными подразделениями областной государственной администрации, территориальными подразделениями центральных органов исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства [6].

Предприятиям, согласно действующего законодательства, оказывается содействие при взаимодействии с органами налоговой, таможенной, экологической служб, других контролирующих органов. Это яркий пример успешного взаимодействия власти с бизнесом. Содействие предприятиям органами государственной власти в данном случае является одним из факторов повышения его конкурентоспособности, который обеспечивает значительно лучшие условия ведения хозяйственной деятельности. Ряд предприятий Одесской области имеют свои конкурентные преимущества, которые отсутствуют у предприятий в других областях и регионах [6].

Вывод

Конкурентные преимущества предприятий создаются органами государственной власти путем создания благоприятных условий для развития предприятий и повышения их конкурентоспособности, реализации инвестиционно-инновационных проектов в обмен на соблюдение ряда требований, преимущественно социального характера. Дальнейшим направлением исследований может быть разработка показателей, характеризующих влияние каждого из внешних факторов, в том числе  региональных органов власти, на конкурентоспособность предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Теория экономического анализа : [Учеб.] / под ред. М.И. Баканов, – М.: Финансы и статистика, 2007. – 536 с.
2. Станько Д.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия / Д.В. Станько // Актуальные проблемы экономики. – 2009. – № 9(99). – С. 112–116.
3. Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие // Экономические науки. Экономика и управление. – 2010. – № 12 (73). – С. 283-287.
4. Фролова Т.А. Экономика предприятия. Конспект лекций. – Таганрог, ТРТУ. – 2005. – 412 с.
5. Пехтерев В.В. Эндогенные и экзогенные факторы конкурентоспособности субъектов рынка: автореф. дис. к.э.н. – М., 2010. – 30 с.
6. Департамент экономического развития и торговли Одесской областной государственной администрации. Официальная веб-страница. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gue.odessa.gov.ua.