Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2003

Эволюция концепций логистики

Казарновский Алексей Соломонович, Россия

Новиков Дмитрий Тимофеевич, доктор экономических наук, профессор, Россия

Проценко Олег Дмитриевич, проректор АНХ при правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 41

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 7/2003)
Начиная с 60-х годов практически во всех экономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственной инфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовых потоков становится функцией единой службы. Она реализует сквозные функции управления и регулирования (распределение) материальных потоков на фирме$производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и вплоть до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяется воедино управление такими ранее независимыми процессами как снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочих видов деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы.
Цитировать публикацию:
Казарновский А.С., Новиков Д.Т., Проценко О.Д. Эволюция концепций логистики // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 8. – С. 42-45.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Начиная с 60-х годов практически во всех экономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственной инфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовых потоков становится функцией единой службы. Она реализует сквозные функции управления и регулирования (распределение) материальных потоков на фирме-производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и вплоть до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяется воедино управление такими ранее независимыми процессами как снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочих видов деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы.

Так эмпирически складывались организационные службы логистики, которая, согласно второй концепции (см. «рп» № 7/2003), может трактоваться как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации (оптимизации) с целью более полного и своевременного материально-технического обеспечения производства фирмы и реализации выпускаемой продукции с наименьшими издержками.

Слабым местом этой концепции является исключение из состава материальных и товарных потоков, подлежащих интеграции и оптимизации по общему критерию, самого материального производства, где единый материальный поток подвергается наиболее глубокому преобразованию и где создается потенциальная потребительная стоимость.

Ограниченность рассмотренной концепции в значительной степени связана с еще достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство пока остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса, на которую работают все другие инфраструктурные звенья, а, следовательно, зависят от его требований. Поэтому более последовательной разновидностью указанной концепции, отвечающей полной переориентации на рынок или социально-этичный маркетинг, является сквозная организационно-аналитическая оптимизация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого целого, равно как и самих потоковых процессов. При этом непринципиально осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника, либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых производственно-коммерческих субъектов, но являющихся, по сути, звеньями общего материального (товарного) потока отраслевого или межотраслевого воспроизводственного процесса, вплоть до создания конечного продукта, его распределения и потребления. Это различие приобретает актуальность при проектировании и создании соответственно микро-, мета (мезо-) и макрологистических систем.

Очевидно, что при таком подходе к общей концепции логистики выглядит парадоксальной ее классификация (деление) по функциональному признаку на заготовительную, производственную, транспортную, складскую, распределительную и другие «виды логистики». Этим постадийным («поперечным») дроблением потока перечеркивается основная суть идеи логистики – целостность охвата и оптимизации единых потоковых процессов. Однако такое условное деление оправдано, если оно предполагает сделать предметом логистики не только оптимальную организацию самих потоков, в результате чего устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений (например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, доставки различными видами транспорта сырья, комплектующих изделий, оборудования и т.д.), но и решение целого ряда специфических локальных логистических задач внутри этих подразделений. В первую очередь это касается подготовки к реализации оптимальных решений распорядительного логистического центра.

Однако следует заметить, что даже такое распределение функций все же угрожает подменить с помощью логистики традиционную и достаточно содержательную деятельность других профессий и соответствующих наук по экономике и организации материально-технического обеспечения производства (и торговли), транспорта, складского хозяйства, сбыта и т.д.

Это потребует либо отказа от указанного деления логистики как особой методологии (на которую никакая другая дисциплина не претендует), либо необходимости проведения четкого разделения задач и функций в рамках указанных подразделений. Последнее позволит обоснованно отличать логистику в производстве, в снабжении, в транспорте и складском деле, в области управления информацией, финансами и др. от традиционной научно-практической деятельности в этих областях экономики и организации соответствующих подразделений. В противном случае логистика попросту претендует на замещение этих прикладных экономических наук, а, следовательно, признает их несостоятельными и ненужными.

На наш взгляд, за логистикой в рамках рассмотренных подразделений следует закрепить такие задачи, как:

1. Формирование информации о ресурсных возможностях этих подразделений и других ограничениях при использовании тактической (оперативной) логистики и информации о расширении этих потенциальных возможностей и устранении ряда ограничений при использовании стратегической логистики.

2. Создание и развитие логистических систем в указанных подразделениях по модульному принципу управления с достаточной самостоятельностью модулей и агрегированных блоков, что обеспечивает сочетание централизованного управления (логистики) с централизованной деятельностью внутри этих блоков, характерной для традиционных потоков и операций.

3. Определение комплекса предпосылок в виде конструктивной программы мероприятий для реализации оптимальных решений логистического центра.

Все ранее рассмотренные концепции, тем не менее, органически связывают теорию, методологию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченными материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками.

Появление новой современной (третьей) концепции логистики как научной организации управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность, охватывает сегодня области военных операций, медицины и здравоохранения, туризма и спорта, юриспруденции, банковских услуг и др. путем их рационализации (оптимизации) ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности.

Эта концепция логистики является, по нашему мнению, более предпочтительной, поскольку обладает рядом сравнительных преимуществ как научного, так и практического характера. Она не отменяет научно-продуктивную вторую концепцию, а рассматривает ее как частный случай экономической логистики. Последняя в свою очередь может иметь свои «специализации», но образованные не по стадиям движения и преобразования единого материального потока, а по сферам ее применения, например, промышленная логистика, строительная логистика, финансовая, банковская, региональная логистика, логистика народнохозяйственных комплексов и др.

Каждая из этих сфер экономической деятельности имеет свои логистические цепи, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач. Наряду с достижениями экономической логистики могут быть использованы новые логистические формы и методы, актуальные и характерные для пространственно-временных потоковых процессов в различных видах деятельности, что, безусловно, взаимно обогатит логистический арсенал. Отпадает необходимость подменять логистикой содержательную деятельность объектов логистизации, сохраняя за логистикой глобальную интеграцию и рационализацию всей совокупности пространственно-временных процессов, существенно не затрагивая их содержательную сторону.

Есть, однако, опасения, что рассмотренная (третья) концепция потребует разграничения своего объекта, предмета, методологии и аппарата исследования с такой научной дисциплиной как экономическая кибернетика. Таким образом, в ходе преобразования ресурсов в товары в условиях хозяйственной деятельности участников рынка не следует выделять различные виды логистики по сферам ее технологического использования, а рассматривать логистизацию этих сфер хозяйственной деятельности в качестве одного из важнейших видов научно-практической поддержки (обеспечения) их функционирования и развития. При этом логистическое обеспечение направлено, главным образом, на повышение эффективности управления любыми потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. Поэтому, собственно, не случайными являются попытки глобализировать области применения логистики не только в экономике, но и в науке, культуре, искусстве и т.д. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241