Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2013

Как привлечь инвестиции в лесной сектор экономики?

Малков Андрей Владимирович, аспирант, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Россия

How to Attract Investments to Forest-Based Sector of Economy? - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 66

Аннотация:
На основе анализа развития лесного сектора экономики предлагаются инновационные методы привлечения инвестиций за счет эмиссии облигаций при участии субъекта РФ, концессии и создания закрытого паевого инвестиционного фонда.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Малков А.В. Как привлечь инвестиции в лесной сектор экономики? // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 12. – С. 78-82.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) позволяет объединить для реализации проекта инвесторов различной категории – государство, в лице субъекта РФ и государственных институтов развития, коммерческие банки, российские и иностранные компании, фонды, страховые компании, другие юридические и физические лица, которые готовы инвестировать средства в инновационные проекты развития ЛПК и могут чувствовать себя более защищенными, владея инвестиционными паями. Причем российские и иностранные компании, с целью получения наилучших результатов от инвестированных средств, могут оказывать инжиниринговые услуги по эффективному использованию ресурсов, внедрению инновационных технологий и современной организации производства.

Механизм привлечения инвестиций и реализации проекта с использованием ЗПИФ имеет свои особенности и разрабатывается для каждого конкретного проекта. В нашем случае ведущая роль отводится Региональной лесопромышленной корпорации, которая инициирует создание ЗПИФ. При реализации инвестиционного проекта между участниками подписывается инвестиционное соглашение (в рамках ФЗ №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений») или соглашение о государственно-частном партнерстве (если принят закон о ГЧП на уровне субъекта РФ).

Инфраструктура закрытых паевых инвестиционных фондов

Инфраструктура закрытых паевых инвестиционных фондов включает пять не аффилированных инфраструктурных элементов: специализированный депозитарий, специализированный регистратор, управляющая компания, независимый аудитор, независимый оценщик. Контроль за деятельностью фонда со стороны государства осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).

Центральным звеном в организации работы ЗПИФа является Управляющая компания. Она не только осуществляет функции управления имуществом фонда, но и осуществляет организацию и координацию работы всех элементов инфраструктуры, разрабатывает правила доверительного управления фондом, заключает договоры с инфраструктурными организациями, а так же, несет риски по заключению сделок с имуществом фонда. От имени ЗПИФ Управляющая компания выступает в качестве заказчика/застройщика, получает разрешение на строительство, заключает договоры аренды земельного участка и лесного фонда, договоры с подрядными организациями на проектирование и строительство, а также необходимые договоры с контрагентами, в том числе и с поставщиками оборудования.

Правительство Красноярского края, будучи стратегическим инвестором, может осуществлять контроль за деятельностью управляющей компании, поскольку для инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, предусмотрена возможность создания инвестиционного комитета (аналог совета директоров), в полномочия которого входит согласование сделок управляющей компании с имуществом фонда.

Право собственности на созданный объект принадлежит ЗПИФ, и Управляющая компания при принятии решении о финансировании проекта должна четко представлять, каким образом фонд будет выходить из проекта через несколько лет. Это может быть продажа пакета акций, облигаций, имущественного комплекса, IPO, MBO (выкуп контрольного пакета акций компании ее менеджерами), передача в лизинг с правом выкупа и др.

Для крупных инвестиционных проектов, в том числе инновационной направленности, со сроками реализации более 5 лет, целесообразно рассматривать вывод паев ЗПИФ к обращению на бирже, что допустимо в соответствии с российским законодательством. Обращение паев на бирже позволяет существенно расширить круг потенциальных инвесторов, повысить их ликвидность и отслеживать стоимость паев в режиме реального времени.

Вместе с тем, исходя из категории ЗПИФ, имеются жесткие институциональные ограничения по составу и структуре активов фонда. Наиболее интересными и более востребованными в ЛПК являются ЗПИФы прямых инвестиций и венчурные фонды. Так, например, в состав активов ПИФа прямых инвестиций могут входить: акции и облигации российских АО; денежные средства (только российские рубли); государственные ценные бумаги. Состав и структура активов венчурных ЗПИФ определяется соответствующим нормативным актом ФСФР.

На начало 2013 года в России действует 22 региональных венчурных фонда инвестиций с общим объемом 8,9 млрд руб., созданных Правительством РФ совместно с администрациями субъектов РФ. Примером создания в регионах ЗПИФ на условиях государственно-частного партнерства являются венчурные фонды Воронежской области, Республики Башкортостан, Челябинской области, Калужской области, Краснодарского края и др. Как правило, финансовые средства инвестиционных фондов направляются на реализацию инновационных проектов. К сожалению, в России до настоящего времени не создано ни одного подобного фонда по реализации инновационных проектов (в первую очередь комплексного и без отходного освоения лесных ресурсов) в лесопромышленном комплексе.

По нашему мнению, закрытые ПИФы могли бы стать новой альтернативной формой привлечения инвестиций для развития лесопромышленного комплекса России с выстраиванием различных технологии инвестиционных отношений, которые позволяют создать оптимальную модель инвестирования с приемлемыми для сторон рисками и стоимостью привлеченного капитала.

Концессионные соглашения

В последние годы в экономической литературе активно обсуждается вопрос о внедрении концессионной системы организации использования лесов в связи с плохой эффективностью выработки лесных ресурсов арендаторами. По мнению Петрова А.П., концессионная система организации использования лесов, в отличие от арендных отношений, которые сложились в настоящее время в лесном комплексе, может стать привлекательным объектом для осуществления инвестиций (зарубежных и отечественных) не только в модернизацию или создание новых производств, но и в развитие социальной и транспортной инфраструктуры при освоении лесных массивов [5].

Однако концессии как инструмент привлечения иностранных инвестиций до сих пор мало распространены в России (даже в отраслях, добывающих полезные ископаемые), а в ЛПК не известно ни одного примера. Правовой основой концессии в России является Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Согласно закону, объектами концессионного соглашения являются инфраструктурные социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта. В настоящее время специалистами активно обсуждаются вопросы расширения объектов концессионных соглашений за счет передачи в концессию природных ресурсов и объектов отраслевой инфраструктуры. Причем, мировая практика имеет примеры передачи в концессию объектов топливно-энергетического комплекса на Украине и лесных ресурсов в Канаде, одном из лидеров мирового ЛПК.

Для участников концессионных соглашений, концессия интересна с позиции возможности привлечения инвестиции посредством выпуска облигационного займа. Согласно Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, концессионерам разрешено размещать облигации, обеспеченные концессионными соглашениями, по которым концедентом выступает Российская Федерация или субъект РФ и которые могут быть включены в котировальный список «А» без соблюдения требований о наличии ежемесячного объема сделок, о сроке существования эмитента, об отсутствии у эмитента убытков, о наличии у эмитента бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО [2]. Это очень важное решение, которое повышает кредитный рейтинг облигаций и их ликвидность, позволяющее инвестировать средства пенсионных накоплений и паевых инвестиционных фондов. При включении облигации в Ломбардный список Банка России возможно привлечь инвестиционные средства коммерческих банков. Все это повышает инвестиционную привлекательность ценных бумаг и дает возможность эмитенту концессионеру привлечь инвестиции по более низкой процентной ставке.

При разработке концепции эмиссии облигаций концессионером необходимо придерживаться принципа максимального распределения рисков между частными инвесторами и государством, создания многоступенчатого контроля за выполнением концессионного соглашения, не допущения дефолта по обязательствам и снижения кредитного рейтинга облигаций. В этом плане было бы целесообразно учесть предъявляемые требования к эмиссии инфраструктурных облигаций, которые отражены в проекте федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» [6]. Результатом было бы предусмотреть возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа эмитента управляющей компании, а ведение бухгалтерского учета – специализированной бухгалтерской организации.

При выпуске облигаций концессионером в качестве обеспечения можно использовать залог недвижимого имущества акционеров, имущество гарантийного (залогового) фонда субъекта РФ, гарантий субъекта РФ или Инвестиционного фонда РФ. Некоторые экономисты [4] предлагают создание государственного Агентства, наделенного функциями надзорного органа на рынке инфраструктурных инвестиций по аналогии с ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на рынке ипотечного кредитования, которое в дальнейшем могло бы выступить гарантом при выпуске инфраструктурных облигаций.

Выплата процентного дохода по облигациям обеспечивается доходами от текущей деятельности эмитента-концессионера (или его акционеров) и будущими денежными потоками от реализации лесопродукции. Учитывая, что строительство объекта концессии занимает значительный период времени целесообразно эмиссию проводить дисконтных облигаций, когда инвесторы в конце инвестиционного периода (строительство плюс окупаемость проекта) получают номинальную стоимость облигаций, включающую и сумму накопленного дохода.

Вывод

Для того чтобы реализовать предложенную схему привлечения инвестиций в ЛПК необходимо внести изменения в действующие законодательные и нормативные акты, а именно: в федеральном законе «О концессионных соглашениях» расширить перечень объектов концессионного соглашения за счет концессии лесных ресурсов; в проекте федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» расширить перечень объектов инфраструктуры за счет объектов инфраструктуры отраслей экономики.

С нашей точки зрения, использование концессии в ЛПК будет альтернативой «офшоризации» российской экономики и природных ресурсов, позволит привлечь инвестиции за счет государственно-частного партнерства и заимствовать новые технологий за рубежом. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон РФ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ.
2. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 28 декабря 2010 г. № 10–78/пз-н г. Москва «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг».
3. Заседание президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса 11 апреля 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/17876.
4. Качалина Т., Лебедева Н. Инфраструктурные облигации: быть или не быть в России? // Рынок ценных бумаг. – 2009. – С. 18–24.
5. Петров А.П. Частно-государственное партнерство в лесном секторе. От аренды лесных участков к лесным концессиям // ЛесПромИнформ. – 2010. – № 8 (74). – С. 14–17.
6. Проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций», 2009.
7. Российский статистический ежегодник, 2012. – М.: Росстат, 2012. – 786 с.