Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2013

Состояние и проблемы сферы предпринимательства в России и Республике Дагестан

Попов Николай Александрович, аспирантка кафедры государственного и муниципального управления, инженерно- экономический факультет, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия

State and the problems of business sector in Russia and the Republic of Dagestan - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 34

Аннотация:
В статье определены роль и значение малого предпринимательства в развитии рыночной экономики государства, приведены количественные и финансово-экономические показатели развития малого предпринимательства в Республике Дагестан и регионах ЮФО. Изучены основные проблемы в сфере малого предпринимательства Республики Дагестан, сформулированы задачи для его эффективного развития и совершенствования в Дагестане.
Цитировать публикацию:
Маликова А.Т. Состояние и проблемы сферы предпринимательства в России и Республике Дагестан // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 10. – С. 4-14.

Предпринимательство как форма проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» указано, что он направлен на реализацию утвержденного Конституцией РФ права всех граждан на свободное использование своих способностей и имущества для реализации предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль предпринимательства.

Место и роль малого бизнеса в России

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: быстрая адаптация к местным условиям ведения хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и исполнении принимаемых решений; невысокие расходы при осуществлении деятельности, в особенности затраты на управление; большая возможность индивида в реализации свои идеи, проявления своих способностей; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В экономике малые предприятия существуют наряду со средними и крупными предприятиями. Имея весьма скромные размеры, в экономически развитых государствах они являются важными элементами экономики и обеспечивают более 70% рабочих мест, а их доля в структуре ВВП оценивается в 30–50%.

Эта деятельность одинаково полезна и необходима как для экономики страны, так и для каждого индивида в отдельности. Поэтому она заслуженно и полноправно заполучила соответствующую государственную поддержку и признание.

Деятельность предприятий малого бизнеса в нашей стране регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым 24 июля 2007 года, который содержит критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.

Согласно этому Федеральному Закону, кардинально изменились критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства в стране. С 1 января 2008 г. новыми критериями отнесения предприятий к соответствующей группе являются средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации.

Согласно нормам Закона, средняя численность работников малого предприятия не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий – до 15 чел.). Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг), для каждой категории субъектов малого предпринимательства» определяет следующие предельные значения:

– 60 млн руб. для микропредприятий;

– 400 млн руб. для малых предприятий.

По новым правилам проведения статистических наблюдений, данные в секторе малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий.

Число и оборот малых предприятий по субъектам России

В России малый бизнес стремительно и прогрессивно развивается. По состоянию на 1 января 2012 года в России было зарегистрировано 1836,4 тыс. малых предприятий, что на 11% больше данных на 1 января 2011 года (см. табл. 1).

Таблица 1

Число и оборот малых предприятий по субъектам Российской Федерации в конце 2011 г.

Федеральные округа

Число малых предприятий (на конец года), тыс.

Оборот малых предприятий (на конец года)*

всего

в том числе
микропредприятий

млрд руб.

в % к 2010 г.

РФ

1836,4

1593,8

 15584,7

120,3

Центральный

545,5

463,6

6955,7

133,7

Северо-Западный

259,9

228,5

1732,3

98,3

Южный

147,4

129,4

1001,9

115,9

Северо-Кавказский

47,6

42,3

274

124,9

Приволжский

336,2

289,8

2280,1

114,6

Уральский

173,5

152,5

1331

115,5

Сибирский

245,1

216,9

1430,1

129,1

Дальневосточный

81,3

70,7

579,6

112,8

* Сведения представлены без учета микропреприятий

Оборот малых предприятий за 2011 год в Российской Федерации составил 15584,7 млрд рублей, что выше данного показателя 2010 года на 26,0%.

Рост оборота малых предприятий отмечается почти во всех федеральных округах. Наиболее заметный рост показателя наблюдается в Центральном федеральном округе (на 33,8%), Сибирском федеральном округе (на 29%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 24,8%). В Южном федеральном округе показатель увеличился на 16,1%, в Уральском федеральном округе – 15,6%, в Приволжском федеральном округе – 14,5%, в Дальневосточном федеральном округе – 12,9%.

Сокращение показателя отмечено в Северо-Западном федеральном округе (на 1,8%).

Максимальный уровень заработной платы зафиксирован в Уральском федеральном округе – 15504,4 руб., в том числе на малом и на микропредприятии – 14667,5 руб. и 15288,5 руб. соответственно. Минимальный уровень оплаты труда отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе – 8484,1 руб. в среднем всего, 7950 руб. на малых предприятиях и 6489,4 руб. на микропредприятиях.

Показатели развития малого предпринимательства

Развитие малого предпринимательства в России имеет многообещающие перспективы, так как рыночные отношения устанавливают новые условия функционирования экономики, а государственное управление стремится к созданию необходимых условий для развития предпринимательства. Согласно статистике, в большинстве развитых стран малый бизнес представляет около половины экономики страны, а бизнес в России пока лишь только стремится к таким показателям.

В развитии экономики Республики Дагестан малое и среднее предпринимательство также занимает все более весомое место и является важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.

По данным государственной статистики по Республике Дагестан, по состоянию на 2011 год численность малых предприятий (кроме микропредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств) в республике составило 849 единиц (без учета микропредприятий), на которых занято 26100 человек (работники списочного состава без внешних совместителей) (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий с 2005 по 2011 гг. в Республике Дагестан

Показатели экономической деятельности малых предприятий

вкл. микропредпр.

2005

2006

2007

2008

2009

2010*

2011*

Число малых

предприятий

(на конец года),

тыс.

4897

4381

3680

3956

4022

722

849

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)

41421

50771

54263

54711

44321

21835

26100

Оборот млн руб.

40493

39302

64281

72333.2

86702.7

31711.4

46543.5

* Сведения представлены без учета микропреприятий

Показатели численности малых предприятий, численности работников, объема производимой продукции и оборота увеличиваются из года в год. Заметно увеличился показатель оборота за последние годы. В 2010 году оборот составил 86702,7 млн руб., а в 2011 – 46543.5 млн руб. без учета микропредприятий.

Отраслевая структура малых предприятий в Республике Дагестан включает в себя следующие сферы:

– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 32%;

– обрабатывающие производства – 19%;

– строительство – 14%;

– торговля и сфера услуг – 13%;

– операции с недвижимым имуществом – 7%.

Согласно статистическим данным наибольшее число работников малых предприятий также задействовано в сфере сельского хозяйства – 6774 чел.; обрабатывающих производств – 4046 чел.; строительства – 3895 чел.; торговли и сферы услуг – 2644 чел.; операций с недвижимым имуществом – 1935 чел.

Инвестиции в малый бизнес

Одним из важных элементов развития малого бизнеса является непосредственная финансовая помощь в эту сферу.

 1

Инвестиции в сферу малого предпринимательства Дагестана увеличились в 2011 году по сравнению с 2010 годом и составили 3439,1 млн руб., что на 875 млн  больше чем в 2010 г (см. рис.).

Учитывая то, что развитие малого предпринимательства способствует развитию всей экономики и является одним из наиболее важных факторов повышения уровня занятости, в республике также реализуются определенные мероприятия, направленные, главным образом, на государственную поддержку предпринимательства и его развития.

Принят Закон Республики Дагестан от 16 июля 2008 года № 34 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан», также приняты законы о научном обеспечении развития экономики республики, об инновационной деятельности, о государственной поддержке лизинговой деятельности, о государственной поддержке предпринимателей, реализующих свои инвестиционные проекты с использованием денежных средств кредитных организаций.

В 2005 году в республике создан и эффективно функционирует Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, который оказывает реальную и существенную поддержку предпринимателям. При нем действуют обучающий, маркетинговый, учетный, рекрутинговый, кадровый, консалтинговый, рекламно-информационный, оценочный, проектный центры, а также центры интернет-технологий и правовых услуг.

В 18 городах и районах Дагестана созданы информационно-аналитические центры развития предпринимательства, которые предоставляют юридическую и консультационную помощь субъектам малого и среднего бизнеса. Пять центров открыты в 2009–2010 годах. Каждый год центрами оказывается юридическая и консультационная поддержка более 1000 предпринимателям.

В 2008 году создано Дагестанское агентство по поддержке инновационного предпринимательства. За весь период работы им установлены связи с изобретателями Дагестана, также создана база данных их изобретений. На основе этих изобретений дагестанских изобретателей введены в производство пять инновационных проектов. В будущем планируется открытие инжинирингового центра и центра трансферта технологий.

Целевая программа развития малого и среднего бизнеса

В данный момент в республике функционирует республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы», которая утверждена Постановлением Правительства Республики Дагестан 29 декабря 2011 года № 517. Ее конечной целью являются создание благоприятной почвы для развития малого и среднего бизнеса, увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства, создание рабочих мест, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, увеличение доли малого бизнеса в формировании структуры валового регионального продукта.

Для финансирования Республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы» предлагается использовать средства из бюджетных и внебюджетных источников, в том числе:

– средства республиканского бюджета Республики Дагестан;

– средства федерального бюджета;

– средства бюджетов муниципальных образований;

– средства, привлекаемые из иных внебюджетных источников: средства предпринимателей; средства организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (см. табл. 3).

В 2013 году объем запланированных инвестиций в сферу малого предпринимательства Дагестана составляет 1755 млн руб. Планируется увеличение этой суммы до 2133 млн руб. к 2015 году.

Таблица 3

Финансирование Республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы» (млн руб.)

Источники финансирования

Всего

По годам

2012

2013

2014

2015

Федеральный бюджет

4872,0

1020,0

1180,0

1272,0

1400,0

Республиканский бюджет Республики Дагестан

1218,0

255,0

295,0

318,0

350,0

Бюджеты муниципальных
образований Республики Дагестан

389,0

76,0

91,0

102,0

120,0

Внебюджетные средства

837,0

160,0

189,0

225,0

263,0

Всего

7316,0

1511,0

1755,0

1917,0

2133,0

Но, несмотря на такие положительные тенденции, существуют проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие малого предпринимательства в нашей республике.

Анализ проблем малого и среднего предпринимательства позволяет отметить, что самыми актуальными проблемами для всех предпринимателей остаются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых ресурсов и сложности с процессом регистрации.

Также наличие административных барьеров по-прежнему остается серьезным препятствием развитию малого бизнеса в республике. В процессе создания и активной деятельности предприниматель сталкивается с многочисленными процедурами, требующими больших затрат времени и ресурсов. К ним относится регистрация, ликвидация, лицензирование, сертификация, оформление арендных отношений и остальные согласовательные процедуры. Также развитию предпринимательства препятствует громоздкая и неэффективная система согласований и разрешений, отсутствие координации деятельности органов надзора и контроля. Можно отметить и следующие проблемы:

– недостаточный опыт работы и невысокий уровень взаимодействия малых предприятий и организаций, отвечающих за поддержку субъектов малого предпринимательства, отсутствие полной информации о возможных способах поддержки со стороны государственных и властных структур;

– трудности, возникающие при получении необходимых помещений и оборудования. Рост арендной платы и цен на коммунальные услуги вытесняют предприятия по бытовому обслуживанию и кустарному производству из среды предпринимательства;

– наличие конкуренции со стороны производителей других регионов, где себестоимость продукции и услуг заметно ниже;

– отсутствие достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные органов государственной статистики, налоговой службы и служб городских и районных администраций значительно отличаются друг от друга.

– коррупция в органах власти и управления

В целях решения данных проблем в деятельности малого бизнеса, создания благоприятных условий для его дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности важно решить задачи по предоставлению поддержки предприятиям малого бизнеса, а также по обеспечению и усовершенствованию инфраструктуры этой поддержки:

– совершенствование правового поля;

– повышение правовой грамотности предпринимателей;

– противодействие лишним административным барьерам;

– организацию работы телефонов «горячей линии» для предпринимателей по вопросам административных барьеров;

– создание системы стимулирования для муниципальных образований республики Дагестан по реализации мероприятий поддержки малого бизнеса на местном уровне;

– обеспечение участия предприятий малого бизнеса в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

– создание устойчивой, многоуровневой и взаимосвязанной системы инфраструктурной поддержки бизнеса;

– создание институтов кредитования и предоставления поручительств;

– развитие системы подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации, повышение уровня предпринимательской грамотности;

– разработка и поддержка инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса в ведущих и важных для республики отраслях;

– поддержка молодежного предпринимательства и начинающих предпринимателей;

– имущественная поддержка и развитие лизинга;

– стимулирование продвижения продукции и услуг предприятий малого предпринимательства на региональных и международных рынках.

Вывод

Для реализации предлагаемых нами в настоящей статье мероприятий требуются значительные финансовые, материальные, информационные, трудовые и другие затраты, и, конечно же, время на разработку, внедрение, апробацию и развитие методов поддержки малого бизнеса. Однако, на наш взгляд, комплексное внедрение и освоение этих и других механизмов будет способствовать не только количественному увеличению малых предприятий, но и повышению их жизнеспособности, при которой они оптимально выполняют свои социально-экономические функции.


Источники:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг), для каждой категории субъектов малого предпринимательства».
3. Постановление Правительства Республики Дагестан 29 декабря 2011 года № 517 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы».
4. Малое и среднее предпринимательство в Респуб лике Дагестан. Стат. сб. / Дагестанстат. – М., 2011. – 319 с.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
6. Бизнес Дагестана. Портал поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80aaablegdnj0dg0cep.xn--p1ai/.