Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2013

Факторы инновационного развития предприятий строительного комплекса

Чехова Анна Юрьевна, аспирантка кафедры экономики и управления проектами в строительстве, Волгоградский государственный архитектурно- строительный университет, Россия

Factors of Innovative Development of Building Complex Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 30

Аннотация:
В статье анализируются основные тенденции, наблюдающиеся в факторном пространстве среды инновационного развития предприятий. Автор условно выделяет 5 основных макрофакторов, которые оказывают максимальное влияние на инновационную среду. В статье описывается стратегия развития отраслевых кластеров как одно из наиболее перспективных направлений улучшения среды инновационного развития.
Цитировать публикацию:
Чехова А.Ю. Факторы инновационного развития предприятий строительного комплекса // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 8. – С. 98-103.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Классики западной теории менеджмента – М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, рассматривая предприятие (организацию) как социально-экономическую систему, выделяли ее внешнюю и внутреннюю среды, каждую из которых формируют взаимосвязанные и постоянно изменяющиеся факторы. Внешнюю среду, в зависимости от разных по силе факторов, можно разделяется на среды косвенного и прямого воздействия. К факторам прямого воздействия относятся научно-технический прогресс, международные события, социокультурные и политические факторы, экономическое состояние. Факторы косвенного воздействия − поставщики ресурсов, государственные органы, профсоюзы, конкуренты, потребители [1]. Базируясь на данном подходе, к макрофакторам среды инновационного развития предприятий (на примере предприятий строительного комплекса) можно условно отнести пять основных групп: политические, экономические, правовые, технологические, социально-демографические. Далее проанализируем, какие же тенденции наблюдаются в факторном пространстве среды инновационного развития предприятий. В анализе сделан акцент на параметры, характеризующие состояние и динамику факторов относительно строительного комплекса и строительной деятельности. Политические факторы Среди политических факторов следует отметить политическую стабильность на всех уровнях власти, которая будет сохраняться еще на протяжении, по крайней мере, нескольких лет. Абсолютное лидерство правящей партии привело к появлению конституционного большинства и поддержке этим большинством действующей исполнительной власти. Вступление России в ВТО приведет к приходу на отечественный рынок иностранных компаний и как потребителей и как игроков рынка недвижимости (девелоперов, консультантов, строителей). Немаловажным политическим фактором является укрупнение регионов (прежде всего объединение Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области), что позволит существенно упростить процедуру вывода промышленных предприятий из центров обеих столиц и освободит дополнительные земли девелопменту. Экономические факторы Основным фактором, определяющим цены на жилье в нашей стране, являются недостаточные темпы строительства. На сегодняшний момент мы не вышли даже на уровень 1990 года. Правительство России считает, что необходимо выйти на уровень 1 кв. м. в год на человека. Однако 1 кв. м. на человека в год — это уровень США, где общая обеспеченность жильем несравненно выше российской. В Китае же ежегодно строится 1,5 кв. м. на человека, и это при том, что население Китая в разы больше российского. Как итог: цены на жилье в Китае в среднем в 1,5−2 раза ниже российских. Именно высокие темпы строительства обеспечивают, например, Германии стабильные и низкие цены на недвижимость в течении более чем 20 лет, хотя еще в середине прошлого века страна лежала в руинах. Специалисты склонны полагать, что современному российскому рынку жилья присуща определенная цикличность: год роста, год стабильности. Согласно теории экономики рост не может быть бесконечным, а на сегодняшний момент цены на жилье в Москве и Петербурге сравнялись с ценами на более качественное жилье в Лондоне, Париже и Берлине. Очевидно, что каким бы маленьким не было предложение, выше определенного предела цены подняться не смогут. Главный вопрос, где этот предел? Высокий уровень инфляции искажает инвестиционные предпочтения, требуя более высокой ставки доходности для проектов, что ограничивает выбор проектов. При этом себестоимость непосредственно строительства растет еще быстрее. Резко увеличилась и стоимость топлива, что еще больше поднимает себестоимость кв. метра. Сейчас средняя себестоимость строительства квадратного метра жилой недвижимости в Волгограде составляет 25000 рублей, увеличившись за последние три года в 1,5 раза. Тем не менее, доходность от инвестиций в недвижимость составляет свыше 10−12%, чуть ниже в Москве и выше − в регионах. Сравнение с показателями доходности инвестиций в недвижимость в западных странах (5−8%) показывает, почему Россия является столь привлекательной страной для вложения средств. Можно говорить и о влиянии высоких цен на нефть. С учетом того, что Россия является одной из крупнейших стран по добыче углеводородов и их экспорту, велик риск возникновения «голландской болезни». Изменится ли характер экономического роста, станет ли он более инновационно ориентированным, покажет время. В случае реализации инновационного сценария спрос на недвижимость в РФ, слабо изменившись в объемах, может сильно измениться в своей структуре. Частью этой же тенденции является увеличение доли услуг в ВВП. Перерабатывающая промышленность требует складов высокого качества, добывающая требует хранилищ сырья. Услуги с высокой добавленной стоимостью (финансовые, консалтинговые) предъявляют спрос на высокое качество офисной недвижимости. Развитие малого и сетевого бизнеса требует небольших и недорогих офисов, крупный бизнес предъявляет спрос на большие бизнес-центры для солидного административного штата и представительских функций. Научно-технические факторы Здесь и заключается основное отличие России от Запада, так как и рынок находится в стадии роста (как следствие, еще не развиты необходимые навыки маркетинга и управления), и климатические условия накладывают ограничения на технологии строительства. Во многих регионах РФ строительство возможно только в летний период, да и резкие перепады температур между зимой и летом делают сложным поиск инженерных решений, которые в условиях ограниченных инфраструктурных мощностей позволяют укладываться в СНиПы и удовлетворять потребителей. В дополнение ко всему, суровые климатические условия делают стоимость квадратного метра в разы дороже. Социокультурные и демографические факторы Основной социальной тенденцией, которая будет оказывать существенное влияние на рынок недвижимости, является формирование среднего класса − наиболее широкой платежеспособной социальной прослойки. Более серьезные требования предъявляются к торговой недвижимости, а рост спроса на качественные товары потребления формирует спрос на качественную логистику и логистические комплексы. Миграционный приток в крупных городах приводит к дополнительному предложению рабочей силы и, в свою очередь, к росту спроса на жилую, торговую и офисную недвижимость. Правовые факторы Возможные изменения в налоговом законодательстве, связанные со снижением НДС, налогообложением недвижимости и с налогообложением строительных компаний и компаний, занимающихся производством строительных материалов, являются ключевыми факторами, которые могут изменить развитие недвижимости. С вступлением России в ВТО возможно упрощение банковского регулирования в сфере доступа на рынок заемных средств, так как иностранные банки смогут открывать свои филиалы в России, а не регистрировать местные региональные банки. В развитых рыночных экономиках уже долгое время используется практика объединения предприятий в кластеры, Кластер – это добровольное, территориально-отраслевое объединение производственных предприятий и предприятий, тесно сотрудничающих с органами региональной власти и научными учреждениями, что приводит к повышению конкурентоспособности как собственной продукции так и экономического развития отдельного региона. На данный момент в инновационном развитии предприятий реализация положений этой концепция, по мнению автора, является одним из наиболее перспективных направлений. По мнению автора, базисная стратегия инновационного развития любого предприятия должна рассматриваться как функциональная компонента генеральной стратегии инновационного развития межотраслевых кластеров. Стратегия инновационного развития отраслевых кластеров – многофакторный процесс, который оказывает влияние на весь производственно-технологический цикл. Рыночные отношения предопределили значительное расширение числа участников любой отрасли, действующих самостоятельно, без координации в инновационной сфере. Автор предлагается рассматривать любой отраслевой комплекс (образуемый некоторым множеством предприятий) как единое инновационное пространство (строительный кластер), согласование интересов участников которого достигается внешним регулирующим воздействием государственных и рыночных механизмов. В частности, стратегия инновационного развития строительного комплекса как производственного кластера, предопределяет существенные изменения в системе внутренних взаимосвязей между предприятиями. Вывод Таким образом, в кластерах заложены все три составляющие экономической устойчивости предприятий: технологические, организационно-экономические, ресурсные (саморазвитие). Развитие строительного кластера может стать механизмом реализации концепции управления инновационной деятельностью строительного комплекса региона. Реформирование предприятий при этом приобретает конкретный смысл, можно выстроить этапы и очередность. Искусственно органы власти не могут создавать новые кластеры, но могут способствовать формированию кластера на основе имеющихся конкурентных производств.

Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1993. – C. 113–133.