Совершенствование бюджетного механизма финансирования АПК

Урумова З.С., Тогузова И.З.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Урумова З.С., Тогузова И.З. Совершенствование бюджетного механизма финансирования АПК // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – С. 113-118.

Аннотация:
За последнее десятилетие финансовая политика государства в отношении сельскохозяйственного комплекса значительно изменилась. Наблюдается рост объемов финансирования этой отрасли как по целевым федеральным и региональным программам, так и прямой бюджетной поддержки АПК. Вместе с тем остаются нерешенными ряд конкретных проблем, создающих угрозу конкурентоспособности отечественных предприятий АПК. Актуальность рассматриваемых вопросов обосновывается также тем, что продукция этого комплекса составляет основу продовольственной безопасности населения страны.

Ключевые слова: аграрная политика, страхование сельхозтоваропроизводителей



Проводимая государством аграрная политика сегодня характеризуется хоть и достаточным масштабом бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей, но и отсутствием целостной системы правовых и экономических аспектов механизма селективного осуществления аграрного протекционизма. При этом неоднозначность оценки размеров государственной финансовой поддержки отрасли усложняет разработку такого механизма.

Необходимо четкое распределение функций государственного регулирования между федеральным центром и регионами, в соответствии с чем можно будет обосновать распределение бюджетных средств по направлениям развития аграрной сферы, их дифференциацию по территориям и хозяйствующим субъектам.

Анализ господдержки АПК

Существующий в настоящее время механизм господдержки не ориентирован на конкретного сельхозтоваропроизводителя, на обеспечение рентабельности его работы. Для того, чтобы государство полноценно выполняло функцию регулирования, необходимо, чтобы сумма затрат на финансовую поддержку определялась, во-первых, задачей достижения межотраслевого паритета, во-вторых, требованиями расширенного воспроизводства продовольствия.

Финансирование АПК необходимо, на наш взгляд, в четкой увязке с конечными показателями отдачи от различных его форм. Оптимизировать производство сельхозпродукции, выявить наиболее узкие места можно только непосредственно на сельхозпредприятии. При определении объемов финансирования АПК необходимо более глубоко и тщательно обосновывать объемы потребностей сельхозтоваропроизводителей в бюджетных средствах. Более того механизм доведения бюджетных средств до потребителей должен быть более отлажен.

Следует отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции стабилизации и повышения эффективности агропромышленного производства. Однако и объемы финансирования рассматриваемой отрасли за последние 8 лет несопоставимы с показателями прошлых лет.

Общий объем финансирования АПК по программно-целевому методу в 2008−2012 годах за счет средств федерального бюджета должен был составить 551,3 млрд рублей. Финансирование мероприятий Государственной программы в 2013−2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 3573,3 млрд руб. При этом объемы финансирования АПК по годам имеют устойчивую тенденцию к увеличению (см. табл.).

Таблица

Объемы финансирования АПК

Объемы финансирования Государственной программы в 2008−2012 годах
2008
76,3
млрд руб.
2009
100
млрд руб.
2010
120
млрд руб.
2011
125
млрд руб.
2012
130
млрд руб.
Финансирование мероприятий Государственной программы в 2013−2020 годах
2013 г.
189,2
млрд руб.
2014 г.
221,2
млрд руб.
2015 г.
240,0
млрд руб.
2016 г.
254,1
млрд руб.
2017 г.
271,1
млрд руб.
2018 г.
290,2
млрд руб.
2019 г.
311,8
млрд руб.
2020 г.
335,1

[4]

Вместе с тем, сельхозтоваропроизводитель столкнулся с проблемами, которые мешают сельскохозяйственному бизнесу развиваться свободно и модернизировать сельское хозяйство.

Одна из основных проблем − доступность кредитных ресурсов для граждан и сельскохозяйственных организаций. Здесь самое слабое звено − залог ликвидных активов под получаемые кредиты.

Другой блок вопросов − защита отечественного производителя.

Национальный проект предусматривал ускоренное развитие животноводства. Когда предприниматели брали кредиты на развитие отрасли и рассчитывали на их окупаемость, они, исходя из цен на энергоносители, корма и другие материально-технические ресурсы, размера процентных ставок, действующих на момент заключения кредитного договора, рассчитывали на стабильное развитие производства. Но на практике некоторые из них оказались неготовыми к изменившимся условиям.

Пример этому − свинокомплекс «Мир» в республике РСО-Алания, который начал производственную деятельность успешно, но по перечисленным причинам и организационным просчетам не смог своевременно погашать кредиты банка и вынужден был сворачивать производство. Однако хотя государство принимало меры по стабилизации ситуации в сельском хозяйстве, но нужно было надежное страхование сельхозтоваропроизводителей, в том числе от независящих от них условий, и, прежде всего, поддерживать паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Задачи господдержки АПК

Необходимо создать механизмы разработки и производства современной сельхозтехники в России. Эти меры, с одной стороны позволят государству стать источником и производителем необходимых сегодня экономике России «длинных» денег. С другой стороны, благодаря управленческим, информационным и аналитическим возможностям государство сможет не только просчитывать риски в сельскохозяйственном секторе, но и управлять ими. Здесь можно создать государственные корпорации по производству сельхозтехники

Организация новых компаний по разработке и внедрению новых технологий по отраслям сельскохозяйственного производства должно происходить с участием государственных научных учреждений, а также передовых хозяйств, освоивших инновационные технологии и готовых их реализовать в другие хозяйства. Между научными учреждениями и сельскохозяйственными товаропроизводителями действуют многочисленные посредники, которые способствуют удорожанию продукции. Создание инновационного кластера в этой сфере будет способствовать востребованности уже выполненных разработок и дополнительному финансированию новых.

Новые инновационные структуры в сельском хозяйстве должны будут привлечь крупные инвестиции, что должно способствовать модернизации хозяйств с отсталой материально-технической базой. Принимаемые сегодня меры по поддержке несостоятельных сельхозтоваропроизводителей, такие как выделение субсидий, пролонгация долгов, строительство жилья для отдельных специалистов в большинстве случаев оказываются неэффективными. В условиях деградации материально-технической базы, кадрового потенциала и системы организации и управления производством существует необходимость выработки специальной государственной политики в отношении этих хозяйств.

Вывод

Для того чтобы не лишать эти предприятия возможности участия в разработанных государством проектах поддержки этого сектора, необходимо, на наш взгляд, провести объединительные и поглотительные процессы в сельском хозяйстве тоже. Этого требуют как специфические условия развития сельского хозяйства в России, так и тенденции развития мировой экономики на глобальном уровне.

Эти меры позволят расширить доступ к субсидированным кредитам и ввести льготный налоговый режим для этих предприятий.


Источники:

1. Лукьянова А.Н. Устойчивое развитие сельских территорий – основа повышения качества жизни сельского населения // Аналитический вестник. – № 10 (396).
2. Приемко А. Налогообложение в системе косвенного субсидирования сельхозтоваропроизводителей // Экономика сельского хозяйства России. – № 9. – 2010.
3. Семенова Н.Н. Бюджетное финансирование сельского хозяйства региона // Регионология. – 2009. – № 4.
4. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:32:41