Региональный фактор развития инфраструктуры предпринимательства

Щербаков А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Щербаков А.А. Региональный фактор развития инфраструктуры предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 133-137.

Аннотация:
В статье рассматривается роль инфраструктурного обеспечения современного предпринимательства в экономике региона. Выявлены направления развития крупных регионов Дальневосточного федерального округа и условия их успешного развития.

Ключевые слова: предпринимательство, дальний восток, регионы России, приморье, административные центры



В настоящее время предпринимательство это ключевой фактор роста экономики и важнейший экономический ресурс современной России. Уровень его развития определяет социально-экономическое состояние региона. В данное время активно протекают процессы формирования инфраструктурных элементов призванных поддерживать предпринимательство. Государство, в свою очередь, оказывает и даже наращивает поддержку малому и среднему предпринимательству.

Необходимость формирования и развития общих условий функционирования предпринимательства осознается научным сообществом, политиками, бизнесом и самими предпринимателями. Происходит стимулирование формирования соответствующих условий для создания профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей [6].

Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения современного предпринимательства ‑ это плавный процесс. Современное предпринимательство, основными компонентами которого является инновационность и рациональная рисковость, не может быть сформировано мгновенно.

При определении принципов развития региона, прежде всего, следует ответить на вопрос: «Каковы особенности развития Дальнего Востока?».

1. Организация системы инфраструктурного обеспечения малого бизнеса начинается с географического положения, развития производства и социально-экономических условий работы бизнеса в каждом отдельном регионе. Затем анализируются различные элементы существующей инфраструктуры, проверяются параметры инфраструктуры и их способность функционировать в современной рыночной экономике.

Поскольку вопросы формирования и развития инфраструктуры находятся в компетенции федеральных властей, выбор местоположения объектов инфраструктуры в конкретном регионе не всегда соответствует региональным интересам.

2. В регионе имеет место неравномерное распределение ресурсов. Это касается не только человеческих, но и природных ресурсов. Сырьевая составляющая стала играть решающую роль в экономике Дальнего Востока. Более половины объема оказанных услуг и реализованных товаров занимает добыча полезных ископаемых. А если рассматривать конкретно по регионам, то ситуация кардинально не меняется.

3. Наблюдается неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, что противоречит богатству сырьевой базы. Дальний Восток обладает колоссальным природным потенциалом. В регионе присутствуют огромные запасы минерального сырья, но такие запасы не влияют на внутренний региональный продукт Дальнего Востока в экономике России и в экономике стран Азиатско-тихоокеанского региона. ВРП по-прежнему не соизмерим с региональным потенциалом.

4. Невысок удельный вес развитых факторов: инновационных средств, высоких базовых технологий, не сформировано инновационного, предпринимательского типа менеджмента и маркетинга. В сложившихся условиях социально-экономического развития, государству следует стимулировать условия, при котором предпринимателям будет выгодно наращивать потенциал к инновациям и рациональному риску. Ведущие позиции в инновационном развитии государства постепенно переходят на региональный уровень [2].

В свою очередь ведущие позиции в инновационном развитии регионов уже занимают и будут занимать административные центры субъектов Российской Федерации, а также крупные города. На Дальнем Востоке такими центрами сегодня являются Владивосток, Хабаровск, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Уссурийск, Артем, Магадан, Биробиджан, Белогорск, Нерюнгри, Свободный и Арсеньев.

Административные центры выступают своего рода кластерами, где сосредоточены учебные институты, научные организации, квалифицированные кадры и присутствует инвестиционный капитал. Все эти условия позволяют формировать новую экономику на региональном уровне.

5. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) располагает всеми необходимыми факторами для постепенной интеграции России в экономику Азиатско-тихоокеанского региона. К сожалению, до сих пор не удается реализовать весь накопленный потенциал. В связи с неразвитостью инфраструктурного обеспечения вблизи границы, и самой инфраструктуры в целом не удается воспользоваться транзитными возможностями в полной мере. Приграничная торговля также страдает от недостатка транспортной инфраструктуры и не освоенности территории вблизи государственной границы.

Экономика в Дальневосточном регионе хоть и имеет направленность на Азию, что обусловлено близостью границы, и развитостью инфраструктуры все равно отстает от соседей.

Таким образом, при общем среднем развитии инфраструктуры наблюдается неравномерность и несбалансированность ее развития в каждом отдельном регионе, выражающиеся в различном уровне развития ее элементов, а также неравномерности ее размещения на территории.

6. Большинство федеральных программ не обеспечивали опережающего роста экономики региона и реализуются в среднем только наполовину. С начала 90-х годов в регионах дальнего Востока реализуются федеральные программы развития территорий. Приморский край по степени развитости инфраструктуры, экономики и реакции на инвестиции находится в самой развитой группе среди других Дальневосточных регионов.

Его отличительные особенности - это наличие крупных портов и железнодорожных переходов, обеспечивающих развитие международных связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Внешнеторговая специализация края определяет главные параметры и направления его инновационного развития. Второе крупное направление развития экономики связано с использованием биологических ресурсов прилегающих морей, рациональным использованием леса, земельных и минеральных ресурсов.

Если рассмотреть эти программы, то основные недостатки их будут:

1. Программа сама по себе не может повлиять на динамику экономического развития.

2. Создание и контроль за выполнением программ не возложен на конкретное подразделение.

3. Намеченное в программах может не учитывать текущие планы и стратегии.

Политико-экономические события последнего пятнадцатилетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе и России создали совершенно новую геополитическую ситуацию, в связи, с чем кардинально изменилось значение транспортно-географического положения Приморского края как контактной зоны.

Вывод

Использование преимуществ края в контексте долгосрочных интересов России требует разработки системы неотложных мер по опережающему транспортному строительству и созданию сети крупных портовых городов, как полюсов роста для прибрежных и приграничных районов. Владивосток, Находка, Уссурийск, Зарубино наиболее подготовлены для резкого ускорения развития на основе международных транспортных перевозок. Здесь имеются благоприятные предпосылки для концентрации прибыли, квалифицированного персонала, информационных технологий, то есть формирования прогрессивных укладов новой экономики. В подобных центрах инновационного развития решаются задачи ускоренного роста доходов и услуг, сервисного внешнеэкономического бизнеса, инновационных и образовательных организаций, венчурных бизнес-структур, наукоемкого производства.

Это исключительное положение Приморья можно активно использовать, что создает условия для расширенного воспроизводства постоянного населения на основе комплексной модернизации социальной сферы. Реструктурирование экономики региона – обеспечение предпосылок его превращения в крупнейший центр торговли и экономического развития.


Источники:

1. Абрамов А.Л. Интеграция России в АТР: взгляд с точки зрения новой экономической географии.
2. Агафонов В.А., Тореев В.Б. Развитие рыночной инфраструктуры: региональный аспект // Экономические науки: Экономика и управление. – 2009. – № 5 (54) – С. 141–144.
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. – Т. 11. – М.: Большая Российская энциклопедия. –2008. – С. 767.
4. Борисов Е. На пути к новой экономике // Эксперт-Сибирь. – 2008. – 16–22 июня (№ 24). – С. 22–25.
5. Быстрицкий С.П., Заусаев В.К, Хорошавин А.В. Дальний Восток России: становление новой экономики. – Хабаровск, 2008.
6. Лапаев А.П. Формирование инфраструктуры предпринимательства // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2003. – № 2. – С. 113–116.
7. Все об АТЭС, Владивосток 2012, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apec.primorsky.ru/.
8. Федеральная целевая программа Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.economy.gov.ru/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:51