Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2013

О развитии гостиничных услуг в регионах с низкой туристской привлекательностью

Федоров Роберт Геннадьевич, аспирант факультета туризма и сервиса, Сочинский государственный университет, ассистент кафедры управления персоналом, туризма и сервиса, Оренбургский государственный институт менеджмента, Россия

Кошелева Екатерина Артемовна, магистрантка кафедры управления персонала, туризма и сервиса, Оренбургский государственный институт менеджмента, Россия

Оn the improvement of hotel services of the regions of weak attractiveness for tourists - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 32

Аннотация:
В статье на основе анализа главных показателей развития отрасли за последние годы рассматриваются особенности развития гостиничного рынка в регионах с низкой туристкой привлекательностью (на примере Оренбургской области). Выявлены основные проблемы развития гостиничного рынка в данных регионах и предложены пути их решения.
Цитировать публикацию:
Федоров Р.Г., Кошелева Е.А. О развитии гостиничных услуг в регионах с низкой туристской привлекательностью // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 127-132.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Привлекательность территории для туристов складывается не только из наличия туристских объектов, но и из доступности и высокого качества предоставляемых услуг. Все регионы России имеют богатый туристско-рекреационный потенциал, но при этом далеко не в каждом регионе созданы условия для эффективного использования данного потенциала, что приводит к низкой туристской привлекательности данных регионов.

Анализ причин

Для высокой туристской привлекательности региона необходимо наличие следующих факторов [4]:

– природно-рекреационные;

– культурно-исторические;

– организационно-экономические и производственные;

– социально-психологические.

Если первые два фактора присущи практически каждому региону, то организационно-экономические, производственные и социльно-психологические существуют не во всех регионах. В число последних факторов входит наличие благоприятной инфраструктуры для проживания.

Уровень развития туристской инфраструктуры – один из главных факторов конкурентоспособности туристского сектора региона. Развитие массового туризма требует комфортных и разнообразных условий пребывания в дестинации. Особенности развития гостиничного сектора в регионах с низкой туристической привлекательностью значительно отличаются от регионов с высоким уровнем данного показателя. Эти особенности связаны с количеством туристов, посещающих регион, наличием популярных рекреационных зон, удобной транспортной инфраструктурой и т.д. [1].

Оренбургская область – один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа.

В настоящее время туристская отрасль Оренбургской области насчитывает более 75 туристических фирм, из них 2 туроператора, 219 коллективных средств размещения [2].

Развитие туризма в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:

– отсутствие развитой туристской инфраструктуры;

– отсутствие крупных туроператоров по внутреннему и въездному туризму, имеющих собственную туристскую инфраструктуру и инвестиционный потенциал;

– сезонный характер занятости в туристическом обслуживании населения и многие другие;

– отсутствие комплекса мероприятий по продвижению туристического продукта региона.

Уровень обеспеченности гостиничными номерами в Оренбургской области очень низок и составляет 3,4 мест на 1000 человек. Данный показатель является одним из основных, характеризующих степень развития рынка гостеприимства региона. В настоящее время в России данный показатель составляет 4,5 мест на 1000 человек, в то время как в Европе на то же количество жителей приходится 13–35 мест. В Москве данный показатель приближается к десяти, в Санкт-Петербурге – к восьми.

Был проведен анализ основных показателей развития гостиничного сектора Оренбургской области за последние годы: динамика численности гостиниц и аналогичных средств размещения, динамика численности мест (коек) в месяц максимального развертывания, динамика численность размещенных лиц в год, коэффициент использования наличных мест [2, 5]. Результаты анализа показали, что, в то время как численность гостиничных мест увеличивается, коэффициент их использования уменьшается. Данный факт свидетельствует о том, что темпы роста количества гостиниц и гостиничных мест превышают количество туристов, желающих воспользоваться их услугами. На это есть ряд объективных причин:

– бездействие местных властей в плане увеличения туристического потока в регион, и даже наличие областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011−2016 годы» не решает данную проблему;

– отсутствие достоверной информации у предпринимателей области о состоянии и о развитии гостиничного хозяйства Оренбуржья и туризма в целом, – это приводит к тому, что предприниматели открывают гостиницы «в слепую», с повышенными показателями риска, не имея достаточного количества объективных данных и четкого понимания конъюнктуры рынка;

– отсутствие комфортных условий для развития малых форм гостиничного бизнеса, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд малых гостиниц и гостевых домов работают нелегально.

Анализ проблем

Основные проблемы оренбургского гостиничного сектора – несбалансированность предложения и отсутствие гостиниц эконом-класса. Опираясь на имеющийся опыт других регионов, автор делает вывод, что решающую роль в стимулировании развития гостиниц эконом-класса должны сыграть местные власти.

На сегодняшний момент, в данном направлении местные власти реализуют только одно мероприятие в рамках областной целевой программы развития туризма, об эффективности которого говорить пока рано. Но в данной программе полностью отсутствует стимулирование приоритетных для некурортных (с низким уровнем туристской привлекательности) регионов направлений развитие гостиничного рынка – семейные и домашние гостиницы, малые гостиницы экономкласса, гостиницы, стилизованные под региональную специфику [5].

Также одним из основных индикаторов состояния гостиничного рынка региона является количество гостиниц, прошедших добровольную классификацию Ростуризма. В Оренбургской области ни одно средство размещения в регионе не имеет категорию согласно официальной классификации, утвержденной Ростуризмом. Этот фактор отрицательно сказывается на гостиничном секторе Оренбуржья, на восприятии региона в качестве развитой туристской дестинации среди туристов и туроператоров.

Анализ состояния гостиничного сектора Оренбургской области показывает, что гостиничный рынок региона начинает постепенно развиваться. На фоне реконструкции существующих средств размещения за последние 2–3 года появились новые средства размещения: увеличилось количество мини-отелей, а за пределами Оренбурга вырастают загородные гостиницы.

Основной гостиничный фонд представляют объекты, построенные еще в советское время и на сегодняшний день частично или полностью реконструированные.

Загрузка крупных оренбургских гостиниц сегодня неравномерна. Несмотря на рост в Оренбурге номерного фонда, до сих пор на гостиничном рынке ощущается дефицит предложения, особенно в категории эконом-класса (от 500 до 1200 рублей), гостиниц, доступных широкому кругу потребителей. В основном проблемы с размещением возникают у людей, приезжающих в деловые командировки и на обучение.

Предложение гостиниц в центре города в разы дороже: номер в гостинице, соответствующей трем звездам обойдется в 3–4 тыс. рублей, двум звездам – порядка 2 тыс. рублей (неделя проживания сравнима с экономичной поездкой в Турцию на этот же срок).

Среднегодовая загрузка гостиниц в Оренбурге составляет около 40%, однако она распределяется неравномерно. Основная часть приходится на будние дни и весенне-осенний период, когда в Оренбурге проходит большое количество выставок, ярмарок и других мероприятий. В выходные и праздничные дни отели испытывают дефицит гостей, поэтому вынуждены обращаться к маркетинговым ходам для привлечения в гостиницу жителей города. На сегодняшний день одним из распространенных способов повысить рентабельность гостиницы, в том числе в дни сниженной загрузки, стали проведение свадеб и оформление свадебного номера.

Что касается перспектив оренбургского гостиничного рынка, то с высокой долей вероятности можно предположить, что он будет развиваться в сторону мини-отелей и гостиниц уровня «три звезды».

Вывод

Ситуация, складывающаяся на гостиничном рынке Оренбургской области, характерна для большинства регионов с низкой туристской привлекательностью. Для решения проблем развития гостиничного сектора данных регионов, необходима реализация ряда комплексных мероприятий:

1. Разработка и продвижение продуктов внутреннего туризма: экскурсионные туры, туры выходного дня, туры в рамках культурно-познавательного, сельского, экологического и других видов туризма.

2. Разработка и реализация программы развития гостиничного рынка, с привлечением специалистов и экспертов по развитию внутреннего туризма.

3. Проведение постоянного анализа и мониторинга регионального рынка гостиничных услуг.

4. Проведение добровольной системы сертификации гостиниц региона.

5. Для реализации данных мероприятий необходимо плодотворное сотрудничество местных властей, коммерческих и общественных организаций, а так же вовлеченность как можно больше части местного населения. Ведущую роль при этом должны сыграть местные власти, взяв на себя обязанности по стимулированию развития малого бизнеса в сфере туризма, информационной поддержки и т.д.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кизим А.А. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера / А.А. Кизим, А.Н. Вальвашов, И.В. Кулькова // Региональная экономика: теория и практика, 2010. – № 26.
2. Стратегия развития туризма в Оренбургской области. Оренбург: Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orenmin-mst.ru/turizm/turistsko-rekrea.html.
3. Коллективные средства размещения в Оренбургской области: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2011.
4. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Институт экономики КарНЦ РАН, Под общей ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. – Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. – 141 с.
5. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 г. № 640-пп Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011–2016 годы». Оренбург: Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orenmin-mst.ru/turizm/-programma-razvi.html.