Кластеризация межрегиональных связей Республики Татарстан

Садыртдинов Р.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Садыртдинов Р.Р. Кластеризация межрегиональных связей Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 4-12.

Аннотация:
В статье на основе использования метода Варда проводится кластерный анализ межрегиональных торговых отношений Республики Татарстан с регионами Приволжского федерального округа в динамике за период с 2005 г. по 2010 г. В результате выявлены группы регионов Приволжского федерального округа со схожими потребительскими и сбытовыми корзинами в отношении Республики Татарстан, что позволяет определить основные векторы региональной экономической интеграции республики.

Ключевые слова: Республика Татарстан, Приволжский федеральный округ, кластер, межрегиональные связи, межрегиональный товарооборот

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Новые вызовы XXI века, такие как глобализирующаяся экономика с ее финансовыми дисбалансами, смена технологических укладов в чрезвычайно дифференцированном по уровню благополучия мире, истощение природных ресурсов в условиях рост народонаселения, новая информационная революция в условиях унификации потребительского масс-культа требуют адекватной и своевременной реакции от региональных и местных (территориальных) сообществ. Одним из симметричных ответов на эти новые вызовы стала региональная экономическая интеграция.

Анализ межрегиональных торговых отношений

На международном уровне экономическая интеграция выразилась в создании разнообразных межгосударственных экономических союзов и организаций (Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский Экономический Союз и ряд других), координирующих и согласующих свои решения по вопросам экономического развития и сотрудничества. На национальном уровне также имеет место экономическая интеграция и ее результатами стали заключение и реализация двусторонних и многосторонних партнерских договоров, а также создание межрегиональных объединений («Большая Волга», ассоциация городов Поволжья).

В этих условиях представляется целесообразным провести анализ межрегиональных торговых отношений Республики Татарстан с субъектами Российской Федерации, находящимися на территории Приволжского федерального округа, с целью выявления возможностей и форм дальнейшей экономической интеграции в ПФО. Статистической базой исследования стали сборники продажи и покупки важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за период с 2005 г. по 2010 г.

В ходе анализа товарооборота Республики Татарстан (РТ) с другими регионами Приволжского федерального округа (ПФО) в динамике за шесть лет были выделены пять устойчивых групп, в том числе субъекты-лидеры со средним объемом товарооборота свыше 5 млрд руб. (Республика Башкортостан, Нижегородская область, Самарская область) и субъект-аутсайдер со средним объемом товарооборота менее 1 млрд руб. (Пензенская область) Более подробно результаты представлены в таблице 1.

2

Как видно из таблицы 1, основными векторами развития экономического сотрудничества для Татарстана являются восточное, южное и западное направления. При этом следует активизировать торговые отношения с Ульяновской областью и Пермским краем. Рассмотрим в отдельности покупку и продажу продукции производственно-технического назначения РТ за тот же период.

Наибольший спрос в денежном выражении на продукцию, произведенную в Республике Татарстан, предъявляют организации, находящиеся на территории Самарской области (в среднем чуть менее 4,5 млрд руб.). На втором месте по объему потребительской корзины в денежном выражении находятся Башкортостан, Нижегородская область и Чувашская республика (в среднем от 2 до 4 млрд руб.), на третьем – Пермский край и Кировская области (в среднем 1−2 млрд руб.). Продажа продукции, произведенной в Татарстане, в другие регионы ПФО не превышает в среднем 1 млрд руб. за исследуемые шесть лет.

Таблица 2

Годовой прирост продажи продукции из Республики Татарстан в регионы ПФО, в %

Регион
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
Самарская область
100
126,12
141,41
133,08
63,64
161,35
Нижегородская область
100
120,04
98,39
142,02
84,90
136,88
Республика Башкортостан
100
158,78
162,41
118,96
60,79
116,34
Чувашская республика
100
182,44
329,67
113,53
62,33
187,25
Пермский край
100
127,36
136,3
126,11
27,37
152,44
Кировская область
100
93,00
169,37
104,95
68,86
206,10
Составлено автором на основе статистических данных

Показанный в таблице 2 годовой прирост продажи продукции из РТ в регионы ПФО свидетельствует о положительной динамике межрегиональных связей республики с данными субъектами, а провал 2009 года, очевидно, является следствием мирового финансово-экономического кризиса. При этом восстановление положительной динамики уже в следующем 2010 году показывает качество этих межрегиональных связей.

По объему сбыта продукции на территории РТ лидерство принадлежит Республике Башкортостан (в среднем чуть менее 5 млрд руб.). На втором месте по объему сбытовой корзины в денежном выражении находятся Нижегородская область, Пермский край и Ульяновская область (в среднем от 2 до 4 млрд руб.), на третьем – Самарская и Оренбургская области (в среднем 1−2 млрд руб.). Продажа продукции на территории Татарстана, произведенной в других регионах ПФО, не превышает в среднем 1 млрд руб. за 2005−2010 гг.

Следует отметить, что по сбыту продукции вышеуказанных регионов ПФО на территории Республики Татарстан имеет место в целом положительная динамика годового прироста продаж. Исключением также является кризисный 2009 год. Особо следует обратить внимание на «взрывные» темпы прироста продаж на территории Татарстана продукции из Ульяновской области. Очевидно, это связано с политикой властей области по созданию благоприятного предпринимательского климата, следствием которой стало как собственно увеличение числа предприятий, так и «утечка» предпринимателей (регистрация в Ульяновской области своих фирм) из соседнего Татарстана для получения более льготных условий ведения бизнеса. Так, в рейтинге инвестиционного климата тридцати ведущих субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года, составленного Министерством экономического развития РФ по методике Всемирного банка (Doing Business), Ульяновская область заняла первое место, намного опередив финансово более благополучные регионы [1]. Более подробно данные по динамике сбыта продукции из ряда регионов ПФО на территории Татарстана представлены в таблице 3.

Таблица 3

Годовой прирост сбыта продукции из регионов ПФО на территории Республики Татарстан, в %

Регион
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
Республика Башкортостан
100,00
468,92
89,74
119,17
77,75
119,38
Нижегородская область
100,00
119,18
108,18
113,24
190,76
115,73
Пермский край
100,00
200,95
125,29
129,69
56,94
117,67
Ульяновская область
100,00
920,68
2069,9
1675,5
1089,8
1163,5
Самарская область
100,00
44,84
134,56
109,13
60,32
177,86
Оренбургская область
100,00
283,23
114,96
179,62
32,22
235,90
Составлено автором на основе статистических данных

Результаты анализа

В результате проведенного анализа товарооборота между РТ и регионами Приволжского федерального округа были выявлены субъекты РФ, поддерживающие устойчивые торговые связи с Татарстаном, и был определен товарный состав потребительских и сбытовых корзин субъектов РФ, находящихся на территории ПФО, по отношению к Республике Татарстан. Далее на основе метода Варда (иерархический кластерный анализ) [8] была проведена кластеризация регионов ПФО по покупке и продаже разных видов продукции производственно-технического назначения в Татарстане. Результаты представлены на рисунке (по вертикали отложено межкластерное расстояние, в качестве которого взят прирост суммы квадратов расстояний исследуемых объектов до центров кластеров, получаемый в результате их объединения).

1

На представленном выше рисунке отчетливо видны две группы регионов ПФО, потребительские и сбытовые корзины которых в плане покупки и продажи важнейших видов продукции производственно-технического назначения в РТ схожи. Пошаговое описание объединения регионов в кластеры не представляется возможным в условиях статьи в силу большого количества товаров в выборке (более 100 видов товарной продукции). Для понимания результата, например, если рассмотрим указанные на рисунке слева два схожих региона: Республика Марий Эл и Республика Удмуртия, то соотношение ежегодной покупки организациями, находящимися на территории этих республик, произведенной в Татарстане продукции за период с 2005 г. по 2010 г. было максимально похоже. В числе наиболее схожих по объему покупки организациями этих республик видов продукции в Татарстане были выявлены такие, как топливо дизельное, мазут топочный, спирт этиловый, древесина деловая, пиломатериалы и материалы стеновые. По аналогии были объединены другие регионы ПФО в разрезе торговли продукцией с Татарстаном. Полученные результаты позволяют определить направления и товарное содержание региональной экономической интеграции РТ с регионами ПФО, являющимися устойчивыми торговыми партнерами в течение длительного периода времени.

Вывод

На основе проведения по методу Варда кластерного анализа межрегиональных торговых отношений РТ с регионами ПФО в динамике за период с 2005 по 2010 гг. были выявлены две группы регионов со схожими потребительскими и сбытовыми корзинами в отношении РТ, что позволяет определить основные векторы и содержание региональной экономической интеграции Татарстана. Первым вектором такой интеграции является развитие межрегионального кластера в области нефтегазохимии с Республикой Башкортостан, Самарской и Нижегородской областью, вторым – межрегиональный кластер в области автомобилестроения с Нижегородской и Самарской областью, третьим – межрегиональный кластер в области авиастроения с Ульновской и Самарской областью, а также Пермским краем.


Источники:

1. Доклад «Ведение бизнеса в России-2012»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/russia.
2. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2005 г. Статистический сборник / Татарстанстат. – Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2006. 114 с.
3. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2006 г. Статистический сборник / Татарстанстат. – Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2007. 110 с.
4. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2007 г. Статистический сборник / Татарстанстат. – Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2008. 112 с.
5. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2008 г. Статистический сборник / Татарстанстат. – Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2009. 121 с.
6. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2009 г. Статистический сборник / Татарстанстат. – Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2010. 122 с.
7. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2010 г. Статистический сборник / Татарстанстат. – Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2011. 115 с.
8. Kaufman L., Rousseeuw P. Finding Groups in Data: An Introduction to Cluster Analysis. – New York: Wiley. 1990.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 21:05:49