Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2003

Вопросы реализации новых знаний и технологий

Кутало Александр Александрович, старший научный сотрудник Гидрометцентра РФ, член-корреспондент Академии геополитических проблем, Россия

Крюков Д В, аспирант кафедры управления внешнеэкономической деятельности Государственного университета управления, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 10/2003)
Оптимальным способом комплексной оценки коммерческой привлекательности новых технологий является экспертно-аналитический способ. Методика такой оценки должна быть основана на ряде принципов, или основных идеях, которые пронизывают всю систему оценки и одновременно служат нормативной базой для дальнейшего развития самой методики.
Цитировать публикацию:
Кутало А.А., Крюков Д.В. Вопросы реализации новых знаний и технологий // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 103-108.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Оптимальным способом комплексной оценки коммерческой привлекательности новых технологий является экспертно-аналитический способ. Методика такой оценки должна быть основана на ряде принципов, или основных идеях, которые пронизывают всю систему оценки и одновременно служат нормативной базой для дальнейшего развития самой методики.

Наиболее важными из принципов, на которых базируется методика комплексной оценки коммерческой привлекательности технологий, являются следующие.

Принцип свободы творчества исполнителей оценки заключается в том, что при выработанном общем порядке и последовательности проведения оценки исполнители под каждую конкретную технологию могут адаптировать выработанные ранее схемы оценок.

Принцип достоверности и объективности оценок. Его нарушение может ввергнуть заказчика в значительные убытки от неадекватности оценки реальному положению технологии на рынке.

Принцип независимости экспертных оценок состоит в гарантированной независимости проведения экспертизы от внешних воздействий.

Принцип моральной и материальной заинтересованности экспертов, участвующих в проведении оценочных мероприятий. Участие в таких работах должно повышать личный рейтинг экспертов и обеспечивать высокий престиж организации, проводящей оценку.

Принцип соблюдения баланса интересов заказчика и исполнителя комплексной оценки технологий.

Принцип ритмичности и непрерывности проведения оценки за оговоренный период времени. Является важным нормативом, поскольку область знаний и техники, соответствующая наукоемким технологиям, весьма динамична и во времени, и по территориям стран, культивирующих высокие технологии.

Первоначальный отбор технологий для целей рынка осуществляется путем проведения так называемого технологического аудита, под которым понимается анализ технологий, анализ опыта, изделий и знаний, которые имеются в научной или научно-технической организации и могут быть потенциально переданы на рынок или коммерциализованы. Далее оценивается инновационный уровень технологий и устанавливается соответствие проектируемой продукции определенным требованиям, отражаемым как нормативными документами, так и достижениями конкурентов.

Процесс оценки инновационного уровня продукции включает в себя следующие этапы:

1. Определение совокупности необходимых нормативных документов.

2. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки.

3. Формирование группы аналогов достижений конкурентов и установление значений их показателей.

4. Сопоставление оцениваемой наукоемкой продукции с требованиями нормативных документов и аналогами.

Совместимость разработанных и передаваемых на рынок технологий с существующими – важный потребительский фактор при передаче технологий, которую в большинстве случаев можно установить, не прибегая к услугам экспертов-специалистов. Нужно лишь проанализировать основные эксплутационные характеристики, которые предлагаемая технология обеспечивает при производстве продукции. Такая совместимость должна быть четко обозначена менеджерами по передаче технологий. При этом она может быть двух видов: совместимость с технологиями, уже освоенными производителем, что снижает издержки при создании новой технологии и увеличивает ее конкурентоспособность за счет соответствующего снижения себестоимости наукоемкой продукции, и совместимость с технологической платформой потребителя, что также повышает коммерческую привлекательность технологии.

Исследование конкурентной среды, в которую при передаче на рынок попадает передаваемая технология, должно предшествовать процессу передачи и в определенной степени формировать направление передачи технологий.

Адекватное понимание нужд потребителя технологии формируется через исследование следующих ключевых факторов:

1.            Определение четких границ предполагаемого рыночного сегмента. Эти действия вытекают из наличия ясной стратегии развития компании, продвигающей технологию и отражающей основные направления деятельности на соответствующих рынках. Вместе с тем, они также содержат понимание областей новых рыночных возможностей технологии.

2.            Понимание динамики развития рынка. С определением границ рыночного сегмента тесно связано понимание логики возникновения новых рынков в результате постоянной эволюции уже существующих. Формирование такого понимания изменения места на рынке требует организации различных видов связи и взаимодействия с потребителями, начиная с обычного мониторинга и заканчивая всевозможными формами изучения мнения потребителей и конъюнктурных обзоров. Основной идеей в данном случае выступает необходимость уделять внимание изучению структуры потребительских нужд в данной технологической области, помимо продвижения конкретной технологии.

3.            Прогнозирование рынка. Существует известный набор методов определения вероятной динамики новых рынков – от простой (иногда даже линейной) экстраполяции текущих тенденций до сложных методов обработки функций немонотонных изменений, таких как метод Дельфи или разработка сценариев. В процессе этого прогнозирования должна учитываться не только информация о продажах, но и другие факторы, влияющие на потенциальный рынок, - например, демографические, технологические, политические и экологические аспекты.

4.            Работа с потребителями. Для успешной деятельности на рынке технологий важным является вовлечение в информационный обмен потребителей с целью получения от них сведений о видах продуктов и услуг, которые им требуется. Этого можно достичь путем составления регулярных обзоров мнений различных групп потребителей, организации всевозможных дискуссий или путем активного привлечения потенциальных покупателей к процессу развития концепции продукта. Различные инструменты моделирования – в особенности, компьютерная разработка дизайна – обеспечивают этому процессу дополнительный размах, позволяя потребителям совместно с разработками опробовать разные варианты дизайна. Парадигма активного потребителя предполагает развитие формализованных методов и механизмов тесного взаимодействия с потребителями при разработке и усовершенствовании технологии и продукции на ее основе.

5.            Постоянное взаимодействие. Успех инновационной наукоемкой продукции зависит от поддержания устойчивой перспективы спроса на продукт в период его разработки, что требует постоянного взаимодействия с потребителями, а не единичных мероприятий по сбору необходимой информации. Кроме того, тесная связь с потребителями в течение продолжительного времени помогает разработчику продукции почувствовать себя на их месте и глубже понять предъявляемые к продукту требования.

6.            Доведение информации отдела маркетинга и рекламы о перспективах развития технологии и спроса на нее до других подразделений компании, продвигающей технологию на рынок. Выработка способов эффективного доведения информации о перспективах развития спроса на технологию до всех подразделений компании и искоренение отношения к этой информации как к заурядной маркетинговой акции является чрезвычайно важной задачей компании. Для решения этой задачи возможна даже периодическая ротация кадров в различных подразделениях, чтобы все сотрудники некоторое время могли иметь возможность непосредственного общения с потребителями.

Отметим, что данное обстоятельство, связанное с «продвижением» технологий, свидетельствует о том, что подходы к оценке нужд потребителя ориентированы преимущественно на «спрос» и «конкуренцию». Последние не всегда отражают реальные нужды и потребности социума, ибо в стороне остаются морально-этические составляющие социальной значимости внедряемой технологии.

При определении стоимости (стоимостной оценке) интеллектуальной собственности (ИС), на основе которой разработана наукоемкая технология, обычно руководствуются следующими принципами, выработанными в мировой практике оценки:

‑ стоимость имеют объекты ИС, способные удовлетворять конкретные потребности при их исполнении в течение определенного периода времени (принцип полезности);

‑ стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке, а также от характера конкуренции продавцов и потребителей (принцип спроса и предложения);

‑ cтоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);

‑ cтоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины продолжительности и вероятности получения доходов (выгод) за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании (принцип ожидания);

‑ cтоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения);

‑ cтоимость объекта оценки зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например, обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области интеллектуальной собственности, возможностью и степенью правовой защиты (принцип внешнего влияния);

‑ cтоимость интеллектуальной собственности определяется исходя из ее наиболее вероятного использования, являющегося реализуемым, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым, в результате которого расчетная величина стоимости интеллектуальной собственности будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).

Окончание следует


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241