Сохранение сельскохозяйственных угодий как фактор устойчивого развития АПК

Баландин Д.А., Заглядова М.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (231), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Баландин Д.А., Заглядова М.Х. Сохранение сельскохозяйственных угодий как фактор устойчивого развития АПК // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 9. – С. 85-90.

Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние агропромышленного комплекса России и Пермского края. Сделан вывод о невозможности устойчивого развития отечественного Агропрома без сохранения и восстановления сельскохозяйственных угодий. Даются рекомендации по совершенствованию управления оборотом земель сельскохозяйственного назначения в условиях вступления России в ВТО.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, аграрное производство, земли сельскохозяйственного назначения, рынок продовольствия, сельскохозяйственные угодья



Настоящее время характеризуется устойчивыми тенденциями обострения конкуренции на мировых рынках продовольствия. Резкое падение в 90-х годах прошлого века сельскохозяйственного производства в России сформировало особую заинтересованность крупнейших мировых поставщиков продовольствия в контроле над российским продовольственным рынком.

Следует отметить, что проводимая в последнее десятилетие правительством РФ политика масштабной поддержки аграрного производства принесла определенные позитивные изменения. Так, в отрасли растениеводства средние показатели валового сбора пшеницы, кукурузы, риса в последние годы превысили показатели 1992 года. А производство таких сельскохозяйственных культур как сахарная свекла, подсолнечник, соя увеличилось в разы (см. табл. 1).

Таблица 1

Валовой сбор отдельных сельскохозяйственных культур, млн. т. [4]

Сельскохозяйственная культура
1992
2000
2005
2007
2009
2011
Пшеница озимая и яровая
46,2
34,5
47,6
63,8
61,7
56,2
Кукуруза на зерно
2,1
1,5
3,1
3,8
4,0
7,0
Сахарная свекла
25,5
14,1
21,3
28,8
24,9
47,6
Подсолнечник
3,1
3,9
6,5
5,7
6,5
9,7
Рис
0,75
0,58
0,57
0,7
0,91
1,05
Соя
0,5
0,34
0,68
0,65
0,94
1,76
Анализ показателей позволяет выделить основную предпосылку успешного развития отдельных подотраслей отрасли растениеводства – это разрушение интеграционных связей в постсоветском пространстве. Так, политическая и экономическая нестабильность в отношениях между Россией и Украиной в середине 2000-х годов, а также прекращение поставок сахара с Кубы стимулировало развитие роста отечественного производства подсолнечника и сахарной свеклы. А растущие потребности пищевой промышленности в растительном белке обеспечили более чем 3-х кратное увеличение производства сои.

Сокращение поголовья крупного рогатого скота с 52 млн. голов в 1992 году до 20 млн. голов в 2011 году, помимо таких негативных последствий как снижение продовольственной безопасности России, позволило за счет снижения производства фуражного зерна и кормовых культур не только сохранить, но и даже увеличить посевные площади пшеницы с 10,8 млн. гектар в 1992 году, до 11,8 млн. га в 2011 году. Именно экспорт пшеницы позволил России войти в мировую пятерку стран крупнейших импортеров сельскохозяйственной продукции.

Необходимо отметить, что значительным препятствием в развитии других отраслей растениеводства является импорт сельскохозяйственной продукции, прежде всего овощей и фруктов, из Турции и Китая. Так, Турция поставляет в Россию более 40% импортируемых помидоров, 40% винограда, 45% лимонов, 36% табака [5]. При этом качество импортируемых продуктов из этих стран вызывает постоянные нарекания со стороны Россельхознадзора и Главного государственного санитарного врача России. Импортируемая растительная продукция этих стран превышает допустимые нормы по пестицидам, нитратам и нитритам, которые обеспечивают более высокую урожайность в сравнении с российскими показателями. Требует отдельного изучения вопрос применения отечественной пищевой промышленностью импортируемого пальмового масла, притом что в России производится почти четверть мирового объема подсолнечного масла.

В настоящее время, в условиях обостряющегося мирового продовольственного кризиса и присоединения России к ВТО остро стоит вопрос о преодолении коммерческих интересов в пользу обеспечения продовольственной безопасности России и устойчивого развития агропромышленного производства. В реализации этих целей стратегической задачей государства является сохранение на отдаленную перспективу сельскохозяйственных угодий как одного из национальных достояний. Так, по данным российских исследователей России принадлежат около 10% мировой продуктивной пашни и более 50% черноземов [5].

В то же время, в последние два десятилетия в России прослеживается устойчивая тенденция сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур. Если в 1992 году в стране посевные площади составляли 11 4591 тыс. гектар, то в 2011 году этот показатель снизился до 76 662 тыс. га [4]. И несмотря на определенные достигнутые успехи в сельскохозяйственном производстве, тенденция сокращения посевных площадей по настоящее время не преодолена. Фактически выбывшие из сельскохозяйственного оборота земли деградируют, зарастают сорными травами и кустарником, заболачиваются. Их восстановление потребует привлечение масштабных финансовых средств, сопоставимых с государственными затратами 60–70-х годов прошлого века на мелиорацию и освоение Нечерноземья.

Как нам видится, основными причинами выбытия из аграрного производства сельскохозяйственных угодий в 1992–2012 годах в России явились:

- масштабная ликвидация сельскохозяйственных предприятий и организаций;

- беспрецедентное сокращение сельского населения [1];

- не реализованный в полном объеме продекларированный в 1990-х годах курс на развитие фермерских (крестьянских) хозяйств;

- спекуляция наделами, выделенными из бывших земель приватизированных сельскохозяйственных предприятий;

- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей оборот сельскохозяйственных угодий;

- отсутствие действенных инструментов и механизмов изъятия земель, используемых не в соответствии с их целевым назначением (признаки и критерии использования сельскохозяйственных земель, приводящего к снижению их плодородия, либо ухудшению экологической обстановки были разработаны и утверждены Правительством РФ только в 2011–2012 годах [2]).

Следует отметить, что процесс выбытия сельскохозяйственных земель дифференцирован по регионам, их природно-климатическим особенностям и традиционной хозяйственной специализации. На фоне аграрноразвитых регионов (Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область и др.), достигших в последние годы значительных результатов (прежде всего в производстве пшеницы и подсолнечника), резко выделяются старопромышленные территории и регионы с развитой индустриальной инфраструктурой. В качестве примера можно привести динамику изменений посевных площадей в Пермском крае, в сравнении с показателями по России в целом (см. табл. 2).

Таблица 2

Посевные площади сельскохозяйственных культур, тыс. га [3]


2000
2005
2008
2009
2010
2011
По Российской Федерации
84 670
75 837
76 923
77 805
75 188
76 662
По Пермскому краю
1 265
999,5
935,3
914,0
867,7
795,2
Анализ приведенных в таблице 2 данных показывает, что посевная площадь сельскохозяйственных культур в Пермском крае в 2011 году составила 62,9% от уровня 2000 года, в то время как аналогичный показатель в целом по России составил 90,5%. По нашему мнению, уменьшение посевных площадей напрямую связано с состоянием организованного сельскохозяйственного производства. Так, в Пермском крае только за последние 3 года количество сельскохозяйственных предприятий уменьшилось с 366 до 342, а численность работающих в них сократилась с 35,6 до 30,7 тыс. человек [3]. При этом численность проживающего в сельской местности населения практически не изменилась. Высвобождающиеся работники вынуждены трудоустраиваться в индустриальных центрах региона.

Более 1 млн. гектар посевных площадей в Пермском крае в настоящее время зарастают кустарником и заболачиваются. Надо отметить, что сложившаяся ситуация имеет и определенный положительный эффект. По сути, неиспользуемые земли «отдыхают» от внесения минеральных удобрений и пестицидов, восстанавливая биоорганику и плодородный слой.

Большая часть неиспользуемых по целевому назначению сельскохозяйственных угодий имеет конкретных собственников. Значительная доля этих земельных участков, в первую очередь на территориях, примыкающих к городским поселениям, приобретается бизнесом только с целью дальнейшей перепродажи.

Начиная с 2009 года, региональным министерством сельского хозяйства предпринимались единичные попытки отчуждения неиспользуемых сельскохозяйственных земель посредством обращения в арбитражный суд. Практика показала, что для реализации отчуждения требуются значительные трудовые и временные затраты и необходимо совершенствование действующих нормативных механизмов.

В целом, сложившаяся в Пермском крае ситуация в области земельных отношений характерна и для большей части территорий России.

Необходимость совершенствования механизмов управления оборотом сельскохозяйственных земель требует изучения позитивной зарубежной практики регулирования земельных отношений. В частности, интерес вызывают такие нормы законодательства ряда государств как:

- приоритет приобретения земель сельскохозяйственного назначения (право аренды) у аграрных производителей перед остальным населением страны;

- запрет на дробление земельных участков сельскохозяйственного назначения;

- запрет на перевод земельных участков сельскохозназначения, расположенных вблизи городских поселений, в другие категории земель;

- принудительная продажа (передача в аренду) сельскохозяйственных земель более эффективным пользователям;

- создание институтов специализированных земельных судов;

- введение специальных налогов на прибыль от быстрых продаж сельскохозяйственных земельных участков для предотвращения спекуляции землей (особенно в пригородных зонах);

- ограничения на приобретение земель сельскохозяйственного назначения иностранными лицами;

- законодательное ограничение максимальной площади сельскохозяйственных земель, находящихся в собственности (аренде);

- продажа (аренда) земель только лицам, постоянно проживающим в данной местности и др.

Вывод

С учетом зарубежной практики, и в связи с нормативным закреплением в России критериев неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения [2], в качестве одного из направлений совершенствования механизмов регулирования оборота земель нами предлагается введение повышенных рентных платежей за земли, используемые не по целевому назначению.

Введение экономических механизмов регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит снизить рыночную стоимость земель для непосредственных аграрных производителей, что безусловно повысит конкурентоспособность отечественного и регионального АПК в условиях присоединения России к ВТО, и в то же время станет одним из факторов устойчивого развития отечественной экономики.


Источники:

1. Баландин Д.А. Реализация социально-экономической политики в отношении сельских территорий // Российское предпринимательство. – 2012. – № 15. – С. 102–106.
2. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612).
3. Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Социально-экономические аспекты функционирования сельских муниципальных образований Пермского края. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 177 с.
4. Россия в цифрах – 2012: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm.
5. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста / Под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. – Т. 1. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 1312 с.

Страница обновлена: 25.01.2024 в 14:49:39