Как улучшить инвестиционный климат Северо-Кавказского федерального округа?

Магомадов Э.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Магомадов Э.М. Как улучшить инвестиционный климат Северо-Кавказского федерального округа? // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 5. – С. 124-130.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с задачами комплексного улучшения социально-экономической ситуации в регионах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, в контексте принятой недавно государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». Подчеркивается роль привлечения иностранных инвестиций в проекты, реализуемые на территории Северного Кавказа, выделяются факторы, влияющие на формирование благоприятного инвестиционного климата в этой части Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, Северный Кавказ, регион, федеральный округ



В нашей стране проблема привлечения иностранных инвестиций имеет особое значение в свете масштабных модернизационных мероприятий как в экономической сфере, так и в других областях жизни общества. Пока что приток иностранных инвестиций в российскую экономику значительно уступает ее потенциальным возможностям, не говоря уже о нужде в иностранных капиталовложениях для реализации упомянутых задач модернизации. Кроме того, распределяются эти инвестиции по территории различных федеральных округов крайне неравномерно.

По итогам 2011 года приток иностранных инвестиций составил (в млрд. долл. США): в Центральный федеральный округ – 136,3; в Северо-Западный федеральный округ – 10,3; Приволжский федеральный округ – 7,0; Уральский федеральный округ – 18,0; Сибирский федеральный округ – 4,9; Дальневосточный федеральный округ – 9,9; Южный федеральный округ – 3,6; Северо-Кавказский федеральный округ – 0,65 [1].

Между тем для Северного Кавказа проблема инвестиций имеет особое, можно сказать, принципиальное значение. Значительная часть территории округа испытала на себе непосредственные последствия многолетней войны на территории Чеченской Республики, постоянно задевавшей и сопредельные регионы.

В результате сотни тысяч людей лишились жилья и работы, а многие предприятия, ранее успешно функционировавшие и дававшие работу жителям, вообще прекратили свое существование. В условиях фактически полувоенного положения перестали функционировать и многие популярные в советское время горные и климатические курорты.

Попытка найти путу вывода северокавказских регионов из того сложного экономического и социального положения, в котором они оказались, нашла отражение в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, (утв. распоряжением Правительством РФ от 06.09.2010 № 1485-р).

Госпрограммы и инвестиционные проекты по развитию Северного Кавказа

В рамках реализации Стратегии в округе были созданы специальные институты развития – «Корпорация развития Северного Кавказа» и компания «Курорты Северного Кавказа», разработаны и приняты территориальные и федеральные целевые программы. По данным Минрегиона России, на конец 2012 г. естественные монополии осуществляли реализацию в северокавказских регионах более 100 крупных инвестиционных проектов на общую сумму свыше 115 млрд руб. [2].

Тем не менее, сами по себе эти мероприятия не смогли кардинально улучшить социально-экономическое положение на территории регионов СКФО. Как отмечают разработчики новой государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» [1] (далее – Госпрограмма развития СКФО), основными проблемами регионов СКФО продолжают оставаться высокая степень дотационности региональных бюджетов, высокий уровень безработицы, клановость, коррупция, низкий уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, высокая изношенность коммунальных сетей [3].

Именно Госпрограмма развития СКФО призвана обеспечить систему мер по комплексному решению большей части из указанных проблем. Это первый после развала СССР документ, предлагающий комплексное развитие Северного Кавказа [5].

У госпрограммы несколько целей. Это, прежде всего, формирование условий для создания новых рабочих мест в процессе развития экономики регионов Северного Кавказа на новой технико-технологической основе. Вторая важнейшая цель – повышение качества жизни людей, комплексное совершенствование социальной сферы.

В программе речь идет и о проблеме острой нехватки необходимых капитальных ресурсов, что, безусловно, препятствует осуществлению намеченных модернизационных мероприятий, а также реализации отдельных программ развития по регионам, предусматривающих повышение общего уровня их социально-экономического развития. Реализация таких программ, как упоминалось выше, невозможна без модернизации инфраструктуры, по уровню обеспеченности которой северокавказские регионы значительно отстают от среднероссийских показателей. Это, в свою очередь, также требует значительных затрат. Образуется своего рода порочный круг нехватки инвестиционных ресурсов, «разомкнуть» который просто необходимо.

Инвестиционная привлекательность регионов СКФО

Согласно планам федерального правительства, в ближайшие 8 лет на развитие северокавказских регионов из федерального бюджета планируется потратить 235 млрд руб.

Всего общий объем финансирования в рамках Госпрограмме развития СКФО должен составить 2,5 трлн руб. «Остаток» необходимых инвестиций, равный 90% от этой общей суммы, должен поступить от частных инвесторов, в том числе иностранных.

В последнее время на всех уровнях высшей российской власти нередко говорится о том, насколько важной для привлечения инвесторов является проблема улучшения инвестиционного климата в регионах, особенно на Кавказе. Речь идет об инвестиционном климате в целом, привлекательном как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, поскольку в случае общей непривлекательности территории она является таковой как для российских, так и зарубежных владельцев капиталов. Пока же, если говорить только об иностранных инвестициях, то за последние годы в экономику национальных республик СКФО, за исключением Дагестана, они не поступали вообще. Из семи регионов округа только он да Ставропольский край привлекают капиталы из-за рубежа. Можно сказать, что инвестиционный имидж Северного Кавказа в результате событий двух последних десятилетий является основательно подорванным (см. табл.).

Таблица

Поступление иностранных инвестиций в отдельные регионы Северо-Кавказского федерального округа в период 2005−2011 гг. и по итогам первой половины 2012 года, млн долл. США*


2005
2006
2008
2009
2011
2012**
Регионы, ныне входящие в состав СКФО
Федерального округа
48
40,1
54,4
119,2
648,0
507,0
Республика Дагестан


2,9
17,6
94,0
61,2
Республика Ингушетия






Чеченская Республика






* Таблица составлена на основе данных: [7, 8, 9].

** 1-е полугодие 2012 года.

Дагестан на фоне соседей по округу (за исключением, Ставропольского края) смотрится чуть более предпочтительнее в плане динамики привлечения реальных иностранных инвестиций, но они все равно пока крайне малы и несопоставимы с потенциальными природными и общеэкономическими возможностями этого самого крупного региона СКФО.

А такие возможности велики далеко не только у одного Дагестана. Вообще инвестиционные программы северокавказских регионов в настоящий момент весьма солидны. Так, по данным правительства Дагестана, на конец 2012 года в инвестиционном портфеле республики находятся 82 проекта на общую сумму 240 млрд руб. Руководство Кабардино-Балкарии планирует реализовать более 30 крупных проектов, среди которых – объекты АПК, энергетики, промышленности строительных материалов. Ставропольский край планирует привлечь до 2025 г. порядка 650 млрд руб. инвестиций [10].

Отрасли экономики Северного Кавказа, перспективные для инвестирования

В настоящее время на территории большинства регионов, входящих в СКФО, имеются перспективы создания индустриальных, агропромышленных, технологических парков, реализация которых, по нашему мнению, открывает хорошие возможности для привлечения значительных частных инвестиций, в том числе зарубежных.

Возьмем хотя бы тот факт, что Дагестан и Чеченская Республика обладают значительными запасами высококачественной нефти. В советское время именно Чечено-Ингушская АССР и Дагестанская АССР, обладая диверсифицированной многоотраслевой экономикой, помимо всего прочего, обеспечивали значительные объемы нефтедобычи в общем энергетическом балансе страны. Еще раз обратим внимание, что грозненская и каспийская нефть по своему составу (так же, как и более южная, бакинская) находятся намного ближе к «эталонным» образцам нефти Персидского залива, чем, например тюменская нефть. По данным директора Центра исследований постиндустриального общества В. Иноземцева (Москва), добыча такой нефти на Северном Кавказе в конце 70-х годов минувшего столетия в 10,5 раза превышала уровень добычи сегодняшнего дня [11].

Восстановление нефтедобычи на территории нынешней Чеченской Республики и Дагестана в полном объеме и на основе новой техники и применяемых технологий, кооперация двух соседних республик в этом вопросе, а также развитие нефтеперерабатывающей промышленности являются важнейшим фактором, во-первых, решения проблемы занятости, во-вторых, привлечения значительных капиталов, в том числе – из-за рубежа. Перспективы добычи и переработки «легкой» нефти не могут не заинтересовать серьезных иностранных инвесторов.

Следующим фактором, потенциально являющимся общим практически для всех регионов Северного Кавказа с точки зрения формирования благоприятного инвестиционного климата, является развитие туристического кластера. Восстановление популярных в советское время курортов и открытие новых, оснащенных по последнему слову техники, возможно сразу в нескольких регионах. Помимо Ставропольского края, Дагестана, Кабардино-Балкарии, это – и Карачаево-Черкесия, и Чеченская Республика, где получили развитие высокогорные лыжные курорты.

Наконец, еще одним направлением, привлекательным для иностранных инвесторов, может стать комплексное восстановление агропромышленного комплекса регионов Северного Кавказа. Сюда входят и традиционные овощеводство и выращивание фруктов в местных благодатных климатических условиях, и базирующаяся на них консервная промышленность, а также все, что связано с производством и заготовкой мяса.

Речь, прежде всего, идет об овцеводстве, традиционно развивавшемся в горных районах всех без исключения республик Северного Кавказа и, что принципиально важно с социальной точки зрения, обеспечивающим занятость населения в сельской местности. Переработка шерсти также всегда входила в состав традиционных занятий народов Кавказа, считалась весьма престижной и опять-таки не только обеспечивала рабочие места, но и приносила немалые доходы. Не забывали и про крупный рогатый скот, что позволяло развивать собственную сыро-молочную промышленность.

Риски Северо-Кавказского региона, сдерживающие активность инвесторов

Привлечение необходимых частных капиталов в комплекс отраслей АПК может способствовать одновременному решению и острых текущих социальных проблем, и стратегических задач развития экономики территории.

Возникает принципиальный вопрос: чего не хватает для того, чтобы иностранные капиталы все-таки устремились в регионы Северного Кавказа? Необходимо, на наш взгляд, окончательное и решительное осознание того факта, что наряду с рисками общенационального характера для потенциальных инвесторов существуют и региональные инвестиционные риски, остающиеся одним из главных препятствий для увеличения масштабов и улучшения структуры привлечения иностранных инвестиций в северокавказские регионы:

− политический риск, зависящий от степени устойчивости региональной власти в глазах потенциальных инвесторов характера политических настроений населения в целом;

− экономический риск, связанный с очевидным отставанием экономических процессов в целом ряде регионов СКФО, по сравнению с общероссийским уровнем;

− криминальный риск, зависящий от уровня преступности в целом (с учетом тяжести преступлений) и особенно продолжающегося наличия банд подполья и террористической деятельности;

− риски социального характера, характеризующиеся уровнем социальной напряженности связанной с высоким уровнем безработицы и бедности населения;

− финансовый риск, отражающий напряженность региональных бюджетов и, в конечном счете, их финансовые возможности;

− экологический риск, рассматриваемый как интегральный уровень загрязнения окружающей среды и степень его влияния на общее состояние здоровья населения, что становится особо актуальным для целого ряда регионов СКФО.

Пока существуют риски, сложно ожидать притока масштабных иностранных инвестиций в экономику Северного Кавказа.

Меры по снижению уровня инвестиционных рисков

С целью снижения общего уровня инвестиционных рисков и в целом стимулирования деятельности иностранных инвесторов на Северном Кавказе можно предложить:

− скорейшее составление по каждому из регионов СКФО перечня наиболее важных проектов, подпадающих под специальное постановление Правительства РФ от 04.05.2011 [2], предусматривающее введение механизма государственных гарантий для минимизации рисков инвесторов;

− переориентацию регионов с текущей на более перспективную работу со стратегическими инвесторами, способными представить наиболее качественные бизнес-проекты на конкурсной основе, в первую очередь, с учетом их долгосрочного социально-экономического значения для каждого региона;

− установление в качестве приоритетной для властей региона такой инвестиционной политики, которая ориентируется на максимально возможное сбалансированное использование как имеющегося в наличии хозяйственного потенциала, так и наиболее перспективных для данного региона отраслей экономики.

Приступать к осуществлению указанных мер, на наш взгляд, следует незамедлительно и в комплексе, наряду с началом реализации всех основных положений Госпрограммы развития СКФО.

[1] Государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.12.2012 № 2408-р. – Прим. ред.

[2] Речь идет о постановлении Правительства РФ от 04.05.2011 № 338 (ред. от 18.10.2012) «О предоставлении в 2011–2012 гг. государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа». – Прим. ред.


Источники:

1. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2011 году // Российская газета. – 2012. – 14 марта (№ 55). – С. 18.
2. Российская газета. Северный Кавказ. Спецвыпуск. – 2013. – 18 января (№ 9). – С. 2.
3. Российская газета. Северный Кавказ. Спецвыпуск. – 2013. – 18 января (№ 9). – С. 3.
4. Известия. Инвестиции. Тематический выпуск. – 2013. – Январь. – С. 3.
5. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году. // Российская газета. 2010. 12 марта. С. 18
6. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2011 году. // Российская газета. 2012. 14 марта (№ 55). С.18
7. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году. // Российская газета. 2010. 12 марта. С.18;
8. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2011 году. // Российская газета. 2012. 14 марта (№ 55). С.18
9. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2012 года. // Российская газета. 2012. 19 сентября (№ 215). С.18
10. Известия. Инвестиции. Тематический выпуск. – 2013. – Январь. – С. 4.
11. АиФ. Деловая среда. – 2013. – № 4. – С. 15.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:34