Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2013

Минимальная заработная плата и развитие человеческого капитала на Украине

Токарь Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных финансов, Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетмана, Украина

Minimum Salary and Developing Human Capital in Ukraine - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 15

Аннотация:
В статье раскрываются особенности оценки минимальной заработной платы на Украине. Проведены предварительные расчеты степени соответствия минимальной заработной платы ее социальным функциям, связанным с развитием человеческого капитала. Разработаны предложения по установлению уровня минимальной заработной платы, соответствующего требованиям современного инновационного развития экономики.
Цитировать публикацию:
Токарь В.В. Минимальная заработная плата и развитие человеческого капитала на Украине // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 4. – С. 136-140.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Статистические и аналитические данные отечественных и международных агентств, многочисленные специализированные исследования доказывают, что Украина находится в глубоком социально-экономическом, мировоззренческом, культурологическом кризисе. Согласно данным официального сайта ЦРУ, на 1 июля 2012 г. численность населения Украины составила 44,854 млн человек и продолжает стремительно сокращаться (–0,625 % в год) [8]. Украина находится в глубоком демографическом кризисе, признаками которой выступают: 1) низкая рождаемость (1,29 на женщину [8]), преобладание семей с одним ребенком, что не обеспечивает простого воспроизведения населения (2,15 на женщину) [6]; 2) высокая смертность; 3) ухудшение здоровья населения, низкая ожидаемая продолжительность жизни; 4) стойкая тенденция к старению населения.

Демографическая ситуация и государственные социальные гарантии

Первоочередным шагом на пути преодоления существующего кризиса является повышение стоимости рабочей силы, которая украинской властью сводится к физиологическому минимуму. Цена работы в условиях перехода к постиндустриальному обществу является функцией расходов на воспроизведение человека и его семьи в единстве всего спектра материальных и духовных нужд: расходы на поддержку здоровья, обучение, ипотеку должны признаваться общественно необходимыми и включаться в соответствующую потребительскую корзину, тем более в условиях коммерциализации социальной сферы [7].

Низкий уровень оплаты труда имеет значительные отрицательные последствия, которые перевешивают выдуманную выгоду от ценовой конкурентоспособности, которая также не подтверждается практикой внешнеэкономических отношений. Основными недостатками выступают [5]:

1) ухудшение демографической ситуации;

2) уменьшение стабильности семьи и упадок традиционных ценностей;

3) сужение платежеспособного спроса населения, который, как показывает финансовый кризис, невозможно компенсировать за счет потребительского кредитования;

4) высокая текучесть кадров;

5) рост дополнительной занятости, которая ухудшает качество как основной, так и дополнительной работы;

6) рост эмиграционных настроений.

В украинском законодательстве формально существуют нормы, направленные на развитие человеческого капитала. Например, согласно ст. 17 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», к основным государственным социальным гарантиям относятся [3]:

1) минимальный размер заработной платы;

2) минимальный размер пенсии по возрасту;

3) необлагаемый минимум доходов граждан;

4) размеры государственной социальной помощи и других социальных выплат.

Минимальная заработная плата и покупательная способность

В ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда», минимальная заработная плата определяется как законодательно установленный размер заработной платы за простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму работы (объем работ) [4]. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих наемный труд.

Согласно ст. 95 «Кодекса законов о труде» [1] [1], размер минимальной заработной платы не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (см. табл.).

Таблица

Минимальная заработная плата и прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2012 году*, руб.**/чел.

Период действия

01. 01−31.03

01. 04−30.06

01. 07−30.09

01. 10−30.11

01. 12−31.12

В месячном размере

4 292,00

4 376,00

4 408,00

4 472,00

4 536,00

В почасовом размере

25,72

26,24

26,44

26,80

27,20

* Составлено автором на основе [2].

** Официальный курс Национального банка Украины составляет приблизительно 4 рубля за 1 украинскую гривну.

Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 2012 год», минимальная заработная плата установлена на 1 января 2012 г. на уровне 4292,00 руб., а на 31 декабря 2011 г. – 4536,00 руб. [2] (табл.). В свою очередь, согласно «Объяснительной записке к Проекту Закона Украины «О Государственном бюджете на 2012 год»», индекс потребительских цен принимается на уровне 7,9% за год.

Таким образом, целесообразно осуществить расчет изменения реальной минимальной заработной платы на протяжении 2012 года с учетом индекса цен по такой формуле:

 1

где

МЗПр – реальная минимальная заработная плата;

МЗПн – номинальная минимальная заработная плата;

Іц – индекс цен.

Подставляя запланированные показатели на 2012 год, получим такие результаты:

МЗПр(2012) = 4536,00 / (1 + 0,079) = 4203,89 руб.

Сравнивая официальную минимальную заработную плату на начало и конец 2012 года, можно легко определить, что в течение 2012 года на Украине при условии реализации оптимистического правительственного сценария относительно инфляции на уровне 7,9% реальная покупательная способность упадет на 88,11 руб. (4203,89 – 4292,00) или ‑2,05%.

Минимальная заработная плата и социальные гарантии

Минимальная заработная плата даже на основе официальных стандартов должна рассчитываться таким образом:

 2

где

МЗП – минимальная заработная плата;

ПМв – прожиточный минимум трудоспособного лица;

ПМр – прожиточный минимум ребенка в возрасте 6−18 лет;

k – количество детей в домохозяйстве;

m – количество взрослых (родителей).

Прожиточный минимум для ребенка в возрасте 6−18 лет в Украине составляет 4788,00 руб. в конце 2012 года. Учитывая то, что для обеспечения расширенного воспроизведения населения необходимо наличие не менее трех детей в домохозяйстве, минимальная заработная плата на 31 декабря 2012 года должна равняться:

МЗП2012 = 4 536,00 + (3 * 4 788,00) / 2 = 11 718,00 (руб.)

МЗП2012 = 4 536,00 + (3 * 4 788,00) = 18 900,00 (руб.)

Для полной семьи минимальная заработная плата должна превышать официальный уровень в 2,583 раза (11 718,00 / 4 536,00), для неполной – в 4,17 раза (18 900,00 / 4 536,00). Таким образом, официальная минимальная зарплата лишь на 24,0−38,7% отвечает необходимому уровню социальной защиты и выполнения функции развития человеческого капитала.



[1] Речь идет об украинском законодательстве. – Прим. ред.

[2] Для сравнения: минимальный размер оплаты труда, применявшийся в России на указанные даты, составлял 4611 руб. (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ). В настоящее время – 5205 руб. (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ). – Прим. ред. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кодекс законов о труде от 10.12.1971 № 322-VIII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 № 4282-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
3. Закон Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 № 2017-III [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
4. Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.2010 № 108/95-вр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
5. Михайлин А. Кадровые аспекты экономического роста в России в условиях глобализации // Международная экономика. – 2008. – № 11.
– С. 22–33.
6. Русанова Т. Е. Демографическая политика РФ: проблемы и опыт их решения // Стратегическая панорама. – 2008. – № 2. – С. 263–270.
7. Шулус А. Социоэкономические приоритеты развития страны // Международная экономика. – 2008. – № 8. – С. 5–7.
8. Центральное разведывательное управление США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cia.gov.