Российское энергомашиностроение: пути возрождения в условиях глобализации

Генш Т.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (226), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Генш Т.Р. Российское энергомашиностроение: пути возрождения в условиях глобализации // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 4. – С. 93-98.

Аннотация:
В статье анализируются основные тенденции развития энергетического машиностроения в России. Оценивается степень влияния западных интеграционных процессов на энергетическую безопасность страны и конкурентоспособность отечественных компаний.

Ключевые слова: энергетическое машиностроение, интеграционная модель развития производства, конкурентоспособность отечественных корпораций, энергетическая безопасность России



Совершенствование институциональной среды, в условиях которой работают предприятия сферы добычи и переработки природных ресурсов, дало определенные результаты. Даже в условиях глобального экономического кризиса предприятия, обеспечивающие потребности в энергоресурсах, а также производители электроэнергии не допустили серьезных сбоев в своей деятельности. И даже масштабная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в самый разгар мирового финансового кризиса серьезно не повлияла на обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в электроэнергии. Таким образом, электроэнергетика показала, что система координации и диспетчирования может обеспечить устойчивую работу отрасли в условиях негативного влияния совокупности факторов. В то же время у населения и у специалистов отношение к реформе в электроэнергетике неоднозначное.

Эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные последствия реформ в электроэнергетике. Говоря о кризисе исторически сложившейся модели централизованной энергетики, отмечается, что сегодняшняя энергетика отличается от эпохи тотального регулирования государством. В то же время «правила игры» до конца не сформулированы, существующие модели управления, которым присуще жесткие рамки участия в торговле электроэнергией, исключают развитие таких направлений, как распределенная генерация, и сдерживают использование новых технологий энергосбережения. Отдельные эпизоды с успешными решениями только подтверждают выводы о режиме ручного управления отраслью. Что же касается взаимодействия федерального центра с региональным уровнем управления, то примеров распыления бюджетных средств [1] там можно найти гораздо больше, чем образцов эффективного сотрудничества.

Один из основных выводов – «регуляторы» не готовы регулировать, так как правила регулирования и ценообразования, схема скоординированного взаимодействия разных уровней системы госуправления, стимулы инвестирования в энергосбережение неадекватны поставленным задачам. Одной из задач реформы электроэнергетики является создание условий для масштабного привлечения инвестиций в отрасль. То, что электроэнергетика нуждается в серьезном техническом перевооружении, признанный факт.

Инновационное развитие и интеграционные процессы

Инновационное развитие отрасли во многом зависит от состояния отечественного энергомашиностроения и электротехнической промышленности, которые в определенное степени определяют энергетическую безопасность страны. Этот тезис станет более понятным, если посмотреть на динамику развития машиностроительного сектора, обеспечивающего потребности ТЭК, и на практику взаимодействия с зарубежными производителями энергетического оборудования.

Характеризуя процессы, типичные для развития западных энергомашиностроительных компаний, стоит отметить, что именно укрупнение выбирается основной моделью развития. И несмотря на то что цели у объединяющихся сторон могут быть совершенно разными, интеграция позволяет аккумулировать ресурсы для инновационного развития и дает выигрыш в ценовой конкуренции за счет масштабов производства и предложения полного спектра услуг, без которых потребители вряд ли рискнут потратить средства на высокотехнологичное сложное оборудование.

Конечно, интеграционные процессы характерны не только для энергомашиностроения. Но для этой отрасли объединение ресурсов имеет важнейшее значение – без интеграции отечественные предприятия окончательно проиграют в конкурентной борьбе.

Необходимость интеграции зарубежных производителей энергетического оборудования определялась стремлением устранить конкуренцию на внутреннем рынке, объединив усилия для завоевания ведущих позиций на глобальном рыночном пространстве. В результате именно эти корпорации сегодня контролируют мировой рынок энергетического и электротехнического оборудования.

За границей на рубеже веков особенно отчетливо стала проявляться тенденция к консолидации активов: среди крупных энергомашиностроительных корпораций проходят процессы слияний и поглощений, результатом которых должно стать более эффективное финансирование НИОКР и появление компаний, способных поставлять всю линейку продукции. В результате двух таких слияний − SIEMENS с Westinghouse в 1998 г. и Alstom с ABB в 1999 г. − и появились отраслевые конгломераты, которые создают новые проблемы для отечественного энергомашиностроения.

Ситуация в России в области энергетического машиностроения

Если раньше российские компании принимали участие в международных консорциумах по поставке оборудования, выполняя в них определенную часть работ, то сейчас зарубежным производителям нет необходимости в подключении к этим проектам наших машиностроителей. А ведь это рынок, который позволил российским предприятиям пережить и отсутствие заказов на поставку продукции для отечественных потребителей, и относительно безболезненно пережить финансовый кризис 2008−2009 гг. Так, у «Силовых Машин» сейчас в структуре заказов 88% приходится на экспорт, у «ЭМАльянса» – более 50%, у ОМЗ – почти 56% [2].

И если раньше и были прецеденты по включению отечественных компаний в орбиту интересов крупных зарубежных энергомашиностроителей, то сейчас отрасль не представляет интерес для интеграции.

Разобщенность российских компаний привела к положению, при котором они не могут поставлять на мировой рынок ничего другого, кроме отдельных агрегатов и функциональных узлов электростанций, в то время как конкуренты поставляют на рынок комплексный продукт − электростанции современного уровня «под ключ». И сегодня ни одно российское предприятие не располагает всем необходимым продуктовым рядом, а даже при кооперации нескольких предприятий научно-конструкторский уровень для создания комплексного продукта окажется недостаточен.

В России в области энергетического машиностроения определяющую роль играют четыре основные промышленные группы: «Силовые Машины», «ЭМАльянс», ОМЗ и «Энергомашкорпорация». С точки зрения конкурентных позиций на внешнем рынке только концерн «Силовые Машины» в состоянии предоставить полный цикл от разработки до изготовления и сервиса энергетического оборудования всего спектра для ГЭС, ТЭС, АЭС и ТЭЦ. Однако контрольный пакет, как было отмечено выше, находится у конкурента, и можно ли ждать позитивных решений по повышению роли «Силовых Машин» на мировом рынке комплектной поставки энергетического оборудования – вопрос риторический. Остальные компании специализируются на отдельных продуктах – «ЭМАльянс» на котлостроении, восемь крупных заводов «Энергомашкорпорации» ориентированы каждый на свой сегмент рынка (электротехника, котлостроение, производство высоковольтного оборудования, газотурбинного оборудования). И хотя в группу входят также инженерные и сервисные центры, но полноценного комплексного продукта они обеспечить не могут. Что же касается ОМЗ (а компания специализируется на атомном машиностроении), то здесь ситуация более благоприятная, так как российская атомная энергетика не утратила своих позиций на внешних рынках.

Механизмы воздействия государства на отрасль

В качестве эффективных механизмов воздействия государства на отрасль предлагается целый ряд мер [2]:

− предоставление энергетическим компаниям льготных долгосрочных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, в случае укомплектованности их российским оборудованием;

− срочное проведение работ по унификации энергетического оборудования (разработка унифицированного ряда оборудования и конструкционных решений при создании новых энергоблоков);

− разработка механизма поддержки научно-технического развития отрасли, обеспечивающего проведение ОКР и пилотных проектов;

− разработка комплекса мер таможенно-тарифного регулирования, стимулирующих ввоз в Россию технологий и производств передового энергетического оборудования и ограничивающий ввоз готового оборудования;

− принуждение к передаче передовых технологий (например, государство, реализуя природный газ за рубежом, изначально договаривается о частичной оплате в виде новых, отсутствующих в России технологий в области машиностроения);

− обеспечение жесткого государственного контроля экспансии иностранных компаний на российский рынок с целью недопущения ослабления потенциала отрасли.

Заключение

Отечественные ученые и специалисты возлагают все надежды по возрождению энергомашиностроения на государство. В какой-то мере это реакция на период, когда государство «отвернулось» от отрасли, но в основном – это осознание реальностей современного глобального рынка, где крупнейшие производители энергетического оборудования используют все возможные методы, чтобы вытеснить конкурентов, а государства, резидентами которых являются лидеры мирового машиностроения, активно поддерживают международную экспансию своих крупнейших налогоплательщиков.

[1] В качестве примеров приводились данные о строительстве новых подстанций в регионах, где существующие задействованы лишь на 5-10% мощности (Липецкая область и ХМАО) [1].

[2] Отраслевые аналитические обзоры; материалы круглых столов; Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2009 – 2020 годы и на перспективу до 2030 года (Минпромэнерго); Модель долгосрочного развития энергетического машиностроения России, основанная на сценарных условиях социально-экономического развития, разработанных Минэкономразвития России (Институт проблем естественных монополий); Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (одобрена распоряжением Правительства РФ).


Источники:

1. Материалы круглого стола «Энергетика России: искры летят?» от 10.11.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rbctv.rbc.ru/archive/forum_stroeva/ 562949985102567.shtml.
2. Энергомашиностроение находится на пороге инвестиционного бума [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipocongress.ru/rus/news/issuers/id/3652.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:45