Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2013

Схема кимберлийского процесса для трансграничной торговли алмазами

Жевтило Владимир Игоревич, соискатель, Институт экономики РАН, консультант-аудитор, ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», Россия

Kimberley Process Scheme for Cross-Border Diamond Trade - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономически безопасного функционирования рынка алмазов с учетом требований схемы сертификации алмазов Кимберлийского процесса и основных российских институтов контроля за оборотом алмазов.
Цитировать публикацию:
Жевтило В.И. Схема кимберлийского процесса для трансграничной торговли алмазами // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 109-114.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Учитывая риски и угрозы оборота алмазов [1], международное сообщество ограничило их торговлю, а в рамках ООН была создана схема международных договоренностей, названая Кимберлийским процессом (далее − КП) [2]. Схема призвана предотвращать поступление на международный рынок «конфликтных» или «кровавых» алмазов, добытых незаконно и продаваемых контрабандным образом, средства от продажи которых являются источниками финансирования повстанческих мятежей, войн, а также вооруженных конфликтов, направленных на свержение законно избранных правительств и поддержку террористических движений [3].

Кимберлийский процесс

История создания схемы КП следующая. В 1998 г. по инициативе Канады ООН приняла санкции по запрещению импортирования несертифицированного алмазного сырья из Анголы в другие страны мира. На протяжении последующих двух лет Канада являлась председательствующей страной в специально созданном для этих целей комитете при ООН. Санкции, разработанные этим комитетом по отношению к Анголе, с небольшими изменениями были применены впоследствии к Сьерра-Леоне и Либерии как транзиту конфликтного алмазного сырья из Сьерра-Леоне. Но внимание ООН к конфликтным алмазам достигло предела в декабре 2000 г. Тогда по инициативе ряда южноафриканских стран (первая встреча их представителей состоялась в местечке Кимберли, Южная Африка), а также при активной поддержке Канады была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) о необходимости создания единой сертификационной схемы, контролирующей экспорт и импорт алмазов. В этих целях в мае 2000 г. под эгидой ООН и был основан КП, исходной целью которого были определены разработка единой сертификационной схемы и управление ею в целях усиления контроля над алмазным рынком между странами-участниками КП и предотвращения появления на нем конфликтных алмазов.

Сертификационная схема КП вступила в действие с 1 января 2003 г. В соответствии с ней все алмазы, предназначенные для экспортно-импортных операций между странами-участниками КП, должны иметь государственные сертификаты КП, а также подлежать ввозу и вывозу на основании специальных статей таможенно-тарифных законодательных актов стран-участников алмазопровода. Среди тех, кого эта схема касается − экспортеры и импортеры алмазов, грузоотправители и получатели алмазов (в первую очередь − ювелирные компании), геологоразведочные и горнодобывающие компании, изготовители инструментов, оборудования и землеройной техники, использующие алмазы, гранильные и полировочные заводы.

Данные по импорту и экспорту алмазов и их производству в России

Сертификаты на алмазы выдаются секретариатом КП или уполномоченным на то офисом в стране-участнике КП на основании заявления установленного образца, подаваемого от имени экспортера или импортера. На сертификате присутствует уникальный серийный номер посылки, указаны место добычи и подтверждение того, что в посылке нет конфликтных алмазов. Сертификат оформляется на каждую посылку. Он регистрируется на таможне как при вывозе алмазов из страны-экспортера, так и при их ввозе в страну-импортер. Срок действия сертификата − 90 календарных дней.

В настоящее время страны-участницы КП (свыше 90) взяли обязательство контролировать добычу алмазов и торговлю ими на своих территориях. Международные перевозки алмазов должны осуществляться с использованием специальных контейнеров в сопровождении сертификата КП, гарантирующего законное происхождение алмазов.

Россия является участником КП с 2003 г. Осуществлять контроль за рыночным обращением алмазов как на территории страны, так и при пересечении ее границ Правительство РФ уполномочило Минфин России в лице Гохрана России и Пробирной палаты России. Ниже представлены данные, характеризующие оборот и добычу алмазов в России (см. табл.).

Таблица

 

Ввоз в Россию и вывоз с ее территории за рубеж алмазов и их производство в стране

Годы

Данные

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 (I−III кв.)

Объем

(млн ct.)

Ввоз

0,172

0,198

0,398

0,487

0,213

0,137

0,106*

0,880

Вывоз

59,529

55,306

48,162

41,728

25,641

65,396

51,760

7,234

Добыча в России (млн ct.)

38,000

38,360

38,291

36,925

34,759

34,856

35,139

н/д***

Стоимость

(млн $)

Ввоз

69,637

14,853

33,299

99,185

175,142

101,262

33,915**

60,665

Вывоз

3,017

3109,733

3503,600

2775,351

2168,985

4609,802

6330,850

1128,275

Стоимость добычи в России (млн $)

2531,300

2574,300

2625,100

2509,000

2340,600

2382,300

2674,700

н/д***

 * По данным сайта Минфина России http:www.minfin.ru.

** с учетом данных по III кв. 2011 г.

*** н/д − нет данных

Из таблицы следует, что с 2005 г. – даты официального опубликования данных по обороту алмазов в России за рубеж ежегодно вывозится примерно в 1,2−1,5 раза больше алмазов, чем их производится внутри страны. Это свидетельствует о том, что вывозятся алмазы, произведенные в России за период до 2005 г., находящиеся на ответственном хранении в Гохране России, банковских и корпоративных хранилищах. Поскольку изъятие алмазов из хранилищ происходит официально, то вывоз в таком объеме за рубеж не противоречит схеме сертификации алмазов КП.

Первичный контроль за алмазами производится в добывающих организациях в соответствии с требованиями российского законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету добытой продукции. Далее добывающие организации представляют необходимые данные в Гохран России в согласованном формате.

Государственный контроль Гохрана России

Госконтроль Гохрана России за добычей алмазов заключается в следующем:

– контроль за соответствием объемов фактически добытых алмазов учетным документам;

– формирование отчетных данных о фактически добытых объемах алмазов в целом по России;

– особый контроль за качеством сортировки и оценки алмазов в 10,80 карата и более;

– формирование публично доступной электронной базы данных.

Госконтроль Гохрана России за обращением алмазов на внутреннем рынке заключается в следующем:

– контроль за соблюдением требований нормативно-технической документации к сортированным алмазам;

– учет сделок с алмазами;

– формирование электронной базы данных по обращению алмазов;

– оформление актов государственного контроля и др.

Госконтроль Гохрана России за обращением алмазов на внешнем рынке заключается в следующем:

– контроль за соблюдением требований схемы сертификации алмазов КП при ввозе алмазов;

– оформление сертификатов КП;

– контроль при ввозе/вывозе алмазов и проверка соблюдения законодательства при совершении внешнеэкономических сделок с алмазами;

– учет сделок с алмазами;

– формирования электронной базы данных;

– оформление актов государственного контроля;

– аналитическая обработка результатов государственного контроля и предоставление данных и информации для принятия решений заинтересованными организациями.

В результате госконтроля в Гохране России формируется следующая основная информация:

– объемы добычи алмазов в России;

– характеристики ввозимых и вывозимых алмазов;

– совершаемые сделки с алмазами на территории России;

– статистические данные в рамках международной схемы сертификации алмазов КП, в том числе квартальные и годовые отчеты;

– нарушения требований схемы сертификации алмазов КП;

– о нарушениях действующего законодательства Российской Федерации в сфере сертификации алмазов и их оборота на внешнем и внутреннем рынках и др.

Сформированные в Гохране данные представляются в Минфин России и через Пробирную палату России в Росфинмониторинг и другие заинтересованные организации и ведомства (МИД России, Минэкономразвития России, ФТС России, ФСБ России и др.). На всех этапах оборота алмазов свой весомый вклад в обеспечении безопасности их рынка вносят отраслевые профессиональные союзы и организации. Это Ассоциация производителей бриллиантов России, Алмазная палата России, Гильдия ювелиров России и другие.

Заключение

Анализ показывает, что совершенствование контрольных функций основано на преодолении разрыва в бизнес-процессе продвижения алмазов от закупок до реализации. Преодолеть разрыв можно путем конвертации запасов алмазов в деривативы [4, 5], которые будут способствовать безопасной диверсификации и развитию российского и мирового рынка алмазов. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бауэр В.П., Чертков А.С. Факторы рисков и угроз экономической безопасности оборота алмазов и бриллиантов в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. − № 20 (77).
2. Интерлакенская декларация от 05.11.2002 по схеме сертификации необработанных алмазов Кимберлийского процесса // Документы 57-й сессии ГА ООН от 21 октября 2002г. № А/57/489 – Приложение 2: «Письмо Южной Африки, препровождающее доклад о Кимберлийском процессе, представляемом ГА ООН во исполнение резолюции 56/263» и др.
3. Горяинов С. Алмазы аллаха. − М.: 2004. – 256 с.
4. Бауэр В.П., Грушин Д.Е. Реализация стратегических товаров в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. − № 9.
5. Стрельников Е.В. Драгоценные камни как инвестиционный актив // Автореф. ... к-та экон. наук. − Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2009. – 21 с.