Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2013

Организационно-правовые формы субъекта управления процессом дополнительного образования

Лебедев Вячеслав Викторович, кандидат экономических наук, докторант кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

Organizational and Legal Forms of Management Process Entity of Additional Education - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности управления системой дополнительного образования с организационно-правовыми формами в социально-ориентированных учреждениях с организационно-правовыми формами: некоммерческое партнерство, фонд, не имеющий членства, государственное,
муниципальное бюджетное и автономное некоммерческое учреждения.
Цитировать публикацию:
Лебедев В.В. Организационно-правовые формы субъекта управления процессом дополнительного образования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 2. – С. 107-111.

Дополнительное образование в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» может быть получено, например, в таких учреждениях как общеобразовательные, профессиональные учебные заведения (за пределами статуса их основных образовательных программ), а также в специализированных образовательных учреждениях дополнительного образования, включая индивидуальную педагогическую деятельность.

При этом управление текущим функционированием и перспективным социально-экономическим развитием процесса дополнительного образования может быть в существенной степени рационализировано и иметь возрастающие темпы увеличения экономических, финансовых и социальных результатов [1].

Результативность учреждений дополнительного образования.

Рост степени хозяйственной самостоятельности и экономической результативности учреждений дополнительного образования зависит в существенной степени от:

− форм собственности на имущественный комплекс, организационно-правового статуса;

− видов соединения, в рамках нормативно-правовой регламентации образовательной деятельности государственного учреждения в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан и социума в образовательных услугах с предпринимательскими видами деятельности, многоуровневого финансирования с многоканальным;

− мастерства профессорско-преподавательского состава, качества и многообразия материально-технических ресурсов, технологических и учебно-методических новшеств, их соответствия специализированным образовательным программам, курсам, направленных на закрепление и усвоение учебного материала студентами, слушателями, развития навыков, умений;

− качества учебно-методического комплекса, учитывающего образовательную направленность для различных курсов и дисциплин;

− профессионализма менеджеров, организующих, планирующих и регулирующих текущую деятельность и перспективное социально-экономическое развитие учреждения дополнительного образования [2].

Управление деятельностью учреждения с частичным видом деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг (например, повышение квалификации и профессиональной подготовки работников производственной или социальной сферы) характеризуется тем, что такого рода услуга, как правило, является платной. При этом, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 41, п. 8), образовательное учреждение вправе привлекать финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг.

В то же время образовательное учреждение, специализированное только на подготовке и переподготовке работников сфер народного хозяйства, имеющее разнообразные виды деятельности по непрерывному повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих, служащих, специалистов в связи с инновационными, техническими и технологическими изменениями процессов производства продукции, оказания услуг, требует новых знаний по эксплуатации основных фондов, управления ими и повышения эффективности использования материально-технических ресурсов.

Кроме того, учреждение за счет платных образовательных услуг может полностью финансировать образовательный процесс, затраты на потребление всех видов его ресурсообеспечения либо привлекать дополнительные финансовые средства, используя и финансовые средств учредителей, выделяемые ими по нормативам федерального, регионального и муниципального характера. При этом самостоятельное привлечение учреждением дополнительного образования финансовых средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования за счет средств учредителей.

Организация дополнительного образования

При организации государственных и негосударственных образовательных учреждений Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает различные организационно-правовые формы. В соответствии с действующим гражданским законодательством России для некоммерческих организаций, учреждения дополнительного образования могут создаваться, например, в форме фонда − некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, частного учреждения, государственного, муниципального автономного или бюджетного некоммерческого учреждения (см. рис.), но с учетом того, что права и обязанности учреждения дополнительного образования должны корреспондироваться с их социальной ориентированностью на осуществление деятельности по оказанию гражданам услуг в соответствии с дополнительными образовательными программами [3].

1

Выбор учредителями организационно-правовой формы для субъекта управления процессом дополнительного образования, на наш взгляд, связан

‑ с экономическими и социальными интересами учредителей;

‑ обеспечением образовательного процесса такими объемами финансовых, трудовых, материально-технических и информационных ресурсов.

Это позволяет субъекту управления системой дополнительного образования достигать планово-расчетных экономических и социальных результатов в текущем и перспективном периодах времени.

Некоммерческую образовательную организацию − фонд, не имеющий членства учреждают граждане и (или) юридические лица на основе добровольных имущественных взносов, с социальными, благотворительными, культурными, образовательными целями. Имущество, переданное фонду его учредителями, является его собственностью. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

В учреждении дополнительного образования, создаваемого в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (рис.), общность всех видов интересов укрепляется членством ее учредителей, а экономические интересы обеспечиваются тем, что имущество, переданное некоммерческому партнерству в области дополнительного образования, является собственностью данной некоммерческой организации.

Часть имущества или его стоимости, внесенного членом некоммерческого партнерства при его учреждении, может быть им получена в случае выхода из некоммерческого партнерства.

А так как учреждение дополнительного образования в форме некоммерческого партнерства имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых оно создано, то учет каждым из членов некоммерческого партнерства своих собственных экономических интересов может осуществляться в процессе участия в управлении образовательной и хозяйственной деятельностью некоммерческого партнерства [3].

Организационно-правовая форма учреждения, оказывающего услуги дополнительного образования гражданам, соответствует экономическим интересам отдельного гражданина или юридического лица, создающего частное учреждение. Осуществление предпринимательской деятельности, приобретение и эксплуатация за собственные средства имущественного комплекса без образования уставного капитала, формирование состава персонала и управление им, а также оперативное управление имуществом при этом ориентированы на получение финансовых средств, как удовлетворяющих собственника, так и работников частного учреждения дополнительного образования.

Вывод

Особенностью соблюдения экономических интересов учредителей (граждан и/или юридических лиц) хозяйствующего субъекта дополнительного образования с организационно-правовой формой государственного, муниципального бюджетного, автономного некоммерческого учреждения является то, что имущество, добровольно переданное учредителями автономной некоммерческой организации, хотя и является их общей собственностью, не сохраняет каждым из них прав на это имущество.

Вместе с этим экономические и социальные интересы учредителей автономной некоммерческой организации удовлетворяются в процессе осуществления предпринимательской деятельности, соответствующей целям, для достижения которых создана данная некоммерческая организация.

Управление текущей деятельностью и перспективным развитием социально-ориентированной некоммерческой организацией, оказывающей гражданам услуги дополнительного образования, проявляется с учетом влияния положительных и негативных факторов как макро-, так и микросреды.


Источники:
1. Кураков А.Л. Управление социально-экономическим развитием профессиональным образованием: теоретические подходы и организационно-экономические основы. – СПб: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2011.
2. Смирнов С.Б., Голубев А.А. Рационализация механизма планирования высшего профессионального образования. – СПб: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012.
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О некоммерческих организациях».