Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2013

Управление факторами инвестиционной привлекательности компаний

Салова Любовь Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Дегтеренко Ксения Николаевна, старший преподаватель кафедры менеджмента, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Management of the Investment Attractiveness Factors of the Companies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
В статье рассмотрены ключевые факторы, определяющие инвестиционную привлекательность компаний рыбопромышленного комплекса России. Предложены методы ее оценки и направления использования результатов при выстраивании структур управления с учетом будущих ожиданий развития отрасли.
Цитировать публикацию:
Салова Л.В., Дегтеренко К.Н. Управление факторами инвестиционной привлекательности компаний // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 1. – С. 110-114.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Рыбная отрасль − одна из крупных отраслей мировой экономики. В 2010 г. из общемирового объема добычи (улова) рыбы Россия занимала 10-е место, добывая всего 3,9 млн тонн рыбы, в 2000 г. добыча составляла 4,1 млн тонн [1]. Государственная политика развития отрасли реализуется через реализацию ряда ряд системных направлений [2].

Для привлечения инвестиций в развитие рыбной промышленности России необходимо обеспечить ряд комплексных мер по выстраиванию правового поля, регулирующего инвестиционные процессы в отрасли, совершенствованию налогового законодательства, стимулирующего инвестиционную деятельность, выработки механизмов, обеспечивающих эффективное управление водными биологическими ресурсами и защите окружающей среды. Не менее важным условием также является развитие инфраструктуры отрасли, ее техническое и транспортное обеспечение, научное и кадровое обеспечение, создание систем сбора, обработки и распространения коммерческой информации, выстраивание логистических цепочек поставок, торговых сетей и др.

В этой связи, компании, работающие на рынке рыбопродукции, должны планировать свое развитие в контексте государственной политики (см. рис. 1).

 1

Тенденции

В существующей ситуации экономический подъем рыбопромышленного комплекса может быть обеспечен за счет притока дополнительного капитала. Длительный период стагнации в основном лишил предприятия отрасли возможностей для развития за счет собственных источников. В этой связи предприятия отрасли, как правило, связывают свое развитие с привлечением внешних инвесторов. Процесс привлечения инвесторов в рыбопромышленный комплекс имеет свои особенности, что связано с привлекательностью и уровнем инвестиционного риска в отношении такого предприятия, что по сути и определяет его конкурентные преимущества. Привлечение инвесторов возможно как изнутри отрасли (процесс укрупнения), так и из смежных отраслей (вертикальная интеграция).

В настоящее время в сфере производства рыбопродуктов четко наблюдается процесс укрупнения рыночных игроков, крупные предприятия начали присоединять к себе мелкие и средние производства [3]. На рынке рыбопродукции между крупными предприятиями изо дня в день обостряется конкуренция. Как правило, крупные компании имеют преимущества в ценовой борьбе, так как у них уже сформирован устоявшийся ассортимент, имеется соответствующие производственные мощности, выстроен производственно-коммерческий цикл. Такие компании обращают большее внимание на повышения качества продукции и сокращение себестоимости.

Проведенные исследования показали, что у большинства компаний при выстроенном производственно-коммерческом цикле отсутствует система сбора и обработки рыночной информации, а планирование деятельности осуществляется на основе фактических данных продаж продукции, без использования методов прогнозирования будущего спроса, что не позволяет в полной мере осуществлять эффективную маркетинговую политику.

Управление инвестиционной привлекательностью

Привлечение инвестиций возможно несколькими способами – инвестиции в уставный капитал и долговое финансирование. Инвестор, приобретая долю в уставном капитале, становится акционером компании и должен для себя определить цели инвестирования. Если целью является получение определенного уровня доходов на инвестированный капитал, то инвестор, как правило, заинтересован в обеспечении системного контроля над структурой управления через участие в совете директоров. Такой вид инвестирования в основном ориентирован на среднесрочную перспективу, когда доход от инвестирования средств может определяться как получением прибыли в виде дивидендов, а также приростом рыночной стоимости пакета акций на стадии выходи инвестора из бизнеса. Перспективы увеличения объемов производства, ожидаемый уровень доходности, возможный прирост рыночной стоимости пакета акций, привлекательные условия входа и выхода из бизнеса обуславливают инвестиционную привлекательность компании.

В случае, если инвестор сам ведет бизнес в смежном виде деятельности, то целью инвестирования средств может являться поглощение профильного бизнеса, вертикальная интеграция. Стратегическое инвестирование обеспечивает дополнительные выгоды для собственного бизнеса инвестора в виде выхода на новые сегменты рынка, выстраивания логистических цепочек, сокращения издержек и др. Компания, в свою очередь, получает не только средства для развития, но и имеет гарантированный спрос, доступ к новым технологиям и др. Стратегическое инвестирование ориентировано на долгосрочную перспективу.

Проведенные исследования показали, что новым принципом выстраивания инвестиционного процесса для компании, работающей в рыбопромышленном комплексе, является обеспечение привлекательных условий для инвестора при входе в бизнес. Компании необходимо четкое понимание своей инвестиционной привлекательности и тех факторов, которые ее формируют, что должно их ориентировать на создание качественно новых структур управления инвестициями и ее обеспечения.

На основе изучения существующего опыта корпоративного управления сделан вывод о целесообразности наделения коллегиального исполнительного органа управления компании дополнительными функциями, связанным с управлением ее инвестиционной привлекательностью (см. рис. 2).

 2

Показатели инвестиционной привлекательности компании

Расширение функционала требует выстраивания системы показателей, позволяющей осуществлять мониторинг состояния предприятия и его инвестиционной привлекательности. Система показателей оценки инвестиционной привлекательности компании, апробированная в рамках исследования, имеет следующий вид:

1. Показатели эффективности хозяйственной деятельности:

– выручка от реализации продукции (темп роста от базового уровня);

– себестоимость продукции (темп роста от базового уровня);

– чистая прибыль (темп роста).

2. Показатели эффективности управления трудовыми ресурсами:

– среднесписочная численность (темп роста);

– выработка на 1 работника (темп роста);

– прибыль от продаж на 1 работника (темп роста).

3. Показатели эффективности управления имущественным комплексом:

– стоимость основных средств (темп роста);

– фондоотдача;

– производственная мощность (темп роста);

– загрузка производственной мощности.

4. Показатели эффективности инвестирования средств:

– рентабельность собственного капитала;

– рыночная стоимость бизнеса.

5. Показатели источников инвестиций:

– размер амортизационных отчислений;

– нераспределенная чистая прибыль;

– целевое финансирование;

– кредитный.

6. Рыночные показатели:

– доля рынка (темп роста).

Апробация предложенного в исследовании организационно-экономического подхода показала, что инвесторы при принятии решения об инвестировании средств, выделяют следующие ключевые факторы инвестиционной привлекательности компаний, работающих на рынке рыбопродукции России (см. рис. 3).

 3

Вывод

Анализ полученных результатов исследования в комплексном рассмотрении показал, что использование предлагаемого подхода в практической деятельности позволит сформировать инструментарий для управления инвестиционной привлекательностью компании и обеспечить контроль устойчивости бизнеса с учетом будущих ожиданий развития отрасли.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://faostat.fao.org/
2. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 1057-р).
3. Комаров В.В. Мировой инвестиционный процесс: региональные тенденции // Финансы. – 2008. – № 2. – С. 7–9.