Развитие сельскохозяйственных концернов в условиях вступления в ВТО

Белинская И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Белинская И.В. Развитие сельскохозяйственных концернов в условиях вступления в ВТО // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 1. – С. 101-104.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий на современном этапе экономического развития, а также направления совершенствования отечественных сельскохозяйственных предприятий в условиях вступления России в ВТО.

Ключевые слова: сельское хозяйство, конкурентоспособность, интеграция, ресурсоэффективность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



23 августа 2012 г. Россия окончательно ратифицировала документы, касающиеся вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Наиболее важными для сельского хозяйства соглашениями по ВТО являются: «Соглашение по сельскому хозяйству» (АоА), «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм» (SPS), «Соглашение по правам интеллектуальной собственности (TRIPS). Эти соглашения, неизбежно, приведут к изменению «правил игры» на рынке сельскохозяйственной продукции.

Во-первых, ужесточаются требования к производственному (технологическому) процессу.

Во-вторых, значительно возрастет доля импортных товаров, зачастую обладающих лучшими потребительскими свойствами.

В целом, в сельском хозяйстве первоочередной становится задача повышения конкурентоспособности производимой продукции.

В течение первых пяти лет после вступления в ВТО отрасли сельского хозяйства будет в значительной степени регулироваться принципами так называемой «желтой корзины» − мерами государственной поддержки, определенными ст. 6 Соглашения о сельском хозяйстве (TheAgricultureAgreement). Однако в дальнейшем объемы государственной поддержки будут сокращаться. По оценкам экспертов, уже к 2020 г. объемы производства в сельском хозяйстве сократятся на 40% [1]. Соответственно, в дальнейшем создание конкурентоспособной продукции должно выступать как основная стратегическая задача предприятий сельскохозяйственной отрасли.

Рост интеграционных процессов в сфере агропромышленного комплекса

Конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [2]. С точки зрения потребителей рынок сельскохозяйственной продукции в настоящее время существенно расширился, и конкурентами для сельскохозяйственных предприятий являются как внутренние, так и внешние сельхозпроизводители. При этом чем крупнее производственный комплекс, чем больше объемы выпускаемой продукции, масштабнее территориальный охват, тем больше конкурентоспособных преимуществ у сельхозпроизводителя.

В сфере агропромышленного комплекса в настоящее время наблюдается рост интеграционных процессов, конкретными формами которых являются горизонтальная и вертикальная интеграция.

Горизонтальная интеграция представляет собой кооперирование в рамках непосредственно самой отрасли сельского хозяйства по выполнению отдельных стадий единого технологического цикла производства сельскохозяйственной продукции.

Вертикальная интеграция представляет собой межотраслевое кооперирование сельского хозяйства с другими отраслями агропромышленного комплекса, прежде всего перерабатывающей промышленности, в рамках воспроизводственного процесса АПК [3].

Основной формой развития вертикальной интеграции в сельском хозяйстве является агропромышленная интеграция – развитие межотраслевых кооперационных связей между сельским хозяйством и другими отраслями АПК.

Развитие агропромышленной интеграции способствует ускорению темпов научно-технического прогресса, внедрению инноваций, сокращению продолжительности инновационного цикла, поскольку непосредственно связано с концентрацией инвестиционного капитала. Развитие агропромышленной интеграции можно наблюдать как на микроуровне, так и на макроуровне.

На макроуровне − это формирование межотраслевых продуктовых подкомплексов в системе АПК; совершенствование производственно-технологических, организационныхи экономических связей сельского хозяйства с ресурсопроизводящими отраслями АПК и перерабатывающей промышленностью, а также организациями производственно-технического обслуживания. На микроуровне – это установление прямых связей между сельскохозяйственными производителями и предприятиями других сфер АПК; создание агропромышленных формирований, включающих в себя сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, а также обслуживающие организации [4].

Агропромышленные концерны

Основными организационными формами агропромышленной интеграции на микроуровне в условиях вступления в ВТО могут выступать концерны.

Концерн объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической и другой деятельности [4].

Концерн представляет интересы предприятий-участников во взаимоотношениях с другими организациями и органами управления. Входящие в концерн предприятия подчиняются контролю финансовых организаций, входящих в него, однако действуют как самостоятельныеюридические лица. Отличительной чертой концерна является широкая диверсификация деятельности, что позволяет рассматривать отдельные предприятия, составляющие структуру концерна, как стратегические хозяйственные подразделения.

В качестве примера успешной агропромышленной интеграции можно рассматривать деятельность концерна «Детскосельский». Концерн «Детскосельский» создан в 2007 г. на базе сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих заводов: СПК «Племзавод» «Детскосельский», ЗАО «Племзавод «Агро-Балт», ООО «Бутурлиновский Агрокомплекс», ООО «Восход», ЗАО «Любань», ОАО «Кингисеппский молочный комбинат», частное унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие «Детскосельский городок» (Республика Беларусь). В структуру концерна входят также Торговый Дом «БИС», сеть фирменных продовольственных магазинов (фирменные магазины ТД «Детскосельский», ИП «Детскосельский-Городок»), фитнес-клуб «Детскосельский», санаторий «Детскосельский», база отдыха «Окуневая», предприятия общественного питания (ресторан «Пан Барабан», ООО «ГЕЯ»).

Вывод

Таким образом, концерн «Детскосельский» является примером мультикомплексной интеграционной системы, позволяющей эффективно аккумулировать финансовые ресурсы по различным направлениям сельского хозяйства. На сегодняшний день предприятия концерна реализуют порядка 40 инвестиционных проектов, связанных со строительством молочных дворов, откормочных комплексов, переоснащением производства, мелиорацией земель, развитием собственной торговой сети. Это свидетельствует о существующих перспективах развития концерна в современных экономических условиях.


Источники:

1. Аналитический центр «ВТО-ИНФОРМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://WTO-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf.
2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2008. – 448 с.
3. Кундиус В.А. Экономика АПК. – Барнаул: Вагриус, 2007. – 669 с.
4. Экономика и организация сельскохозяйственного производства. – М.: КолоС, 2005. – 360 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:12:49