Рынок стройматериалов: прогнозирование емкости в целях бизнес-планирования

Тарасова Ю.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тарасова Ю.Н. Рынок стройматериалов: прогнозирование емкости в целях бизнес-планирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 1. – С. 96-100.

Аннотация:
Статья посвящена прогнозированию емкости рынка стройматериалов в целях бизнес-планирования. В частности, речь идет о выявленной высокой потребности рынка в высококачественной извести и тонкодисперсном меле, спрос на которые постоянно растет во многих отраслях промышленности, производящей стройматериалы. Выполнен прогноз динамики спроса в данном сегменте рынка.

Ключевые слова: бизнес-план, прогнозирование, строительные материалы, рыночный спрос, динамика спроса

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель бизнес-проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта. Необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо четко представлять, что потребитель покупает не просто продукт или услугу, а совокупность определенных преимуществ, удовлетворяющих их потребности. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента: характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.

Анализ состояния и перспектив рынка строительных материалов

На формирование информационной базы исследования состояния и тенденций производства и потребления строительных материалов в значительной степени повлияли результаты опроса крупнейших предприятий основных отраслей-потребителей карбонатных наполнителей, использующих мел в качестве сырья (лакокрасочная, целлюлозно-бумажная, резинотехническая, кабельная, переработка пластмасс).

Требования, предъявляемые к информации о рынке, сводятся к трем основным положениям.

Во-первых, эта информация должна быть своевременной, то есть должна быть представлена руководству компании до принятия коммерческого решения.

Во-вторых, информация о рынке должна быть достаточно полной, то есть характеризовать рынок и его отдельные элементы с максимального числа сторон, содержать максимальное количество сведений, помогающих принять наиболее обоснованное коммерческое решение. В информации должен содержаться прогноз его развития, и если он неблагоприятен для данного предприятия, должны быть предложения о путях смягчения рыночной ситуации.

В-третьих, сведения о состоянии рынка того или иного товара должны быть достоверными, то есть отражать истинное положение вещей. Дело в том, что в экономике трудно получить абсолютно точные прогнозы. Следовательно, после проведения расчетов производится профессиональный анализ и качественная оценка. Они практически всегда находятся в каких-то интервалах. В связи с этим рациональнее говорить не столько о точности, сколько о достоверности полученных показателей.

Проведенные исследования текущего состояния и перспектив рынка строительных материалов, а также оценка показателей действующих производств показали, что на рынке имеется существенный дефицит предложения высококачественных сортов извести и мела. Более того, наметилась устойчивая тенденция ежегодного увеличения этого дефицита, усугубляющаяся ограниченными возможностями действующих заводов по наращиванию выпуска продукции и переходу на более качественные сорта выпускаемой продукции. Эти обстоятельства подтверждают вывод о необходимости и целесообразности создания в настоящее время высокотехнологичных производств соответствующего профиля.

Например, по оценкам аналитиков рынка строительных материалов, объем производства извести в России, включая строительную, технологическую и известковую муку, оценивается в 10−12 млн тонн в год. Из них всего 2,3 млн тонн извести поступает на рынок, остальная доля продукции производится предприятиями для собственных нужд. Основными потребителями извести, кроме металлургов и производителей сахара, на рынке являются производители силикатного кирпича, ячеистого бетона, сухих строительных смесей [2].

Факторы, способствующие росту рынка высококачественной извести

Одной из проблемных зон этого сегмента рынка является отсутствие достаточного предложения высококачественной извести. Известь отечественного производства не соответствует современным технологическим требованиям, особенно связанных с производством ячеистых бетонов и сухих строительных смесей.

По экспертным оценкам, потребность в тонкодисперсном меле составляет 410−430 тыс. тонн в год. Из факторов, способствующих росту рынка, можно перечислить следующие как наиболее значимые:

− общий рост объемов продукции в рамках общих макроэкономических тенденций − 3−5% в год;

− развитие новых технологий производства наполненных полимеров, обусловленным ростом спроса в соответствующих рыночных сегментах, в том числе производство оконных и строительных профилей (ежегодный рост до 30%);

− общее расширение спектра продукции, выпускаемой на основе пластикатов; производство полиолефиновых компаундов и суперконцентратов;

− производство новых видов упаковочных материалов из наполненного полипропилена и т.д.;

− развитие (в условиях конкурентной борьбы с зарубежными поставщиками) отечественного производства лаков и красок, в частности продукции, предназначенной для нанесения тонких слоев;

− повышение требований по исполнению экологического законодательства, влияющие на интенсивность перехода целлюлозно-бумажной промышленности на щелочные технологии и использования лакокрасочных материалов на водной основе;

− переоснащение парка оборудования основной массы производителей, потребляющих технические марки мела, и как следствие переход на сырье более высокого качества.

Ситуация на рынке тонкодисперсного мела

При общем потенциале российского рынка в более чем 650 тыс. тонн для России характерны достаточно малые объемы производства тонкодисперсного мела (размером частиц менее 5 мкм). Заполнить такие потребности рынка импортной продукцией, как показывает практика, невозможно в силу высокой стоимости карбонатных материалов [3, 4].

В настоящее время существуют достаточно сильные факторы, воздействующие в разных направлениях на рынок тонкодисперсного мела (ТДМ).

Основными отраслями-потребителями тонкодисперсного мела в своих производствах являются: целлюлозно-бумажная, лакокрасочная, резинотехническая, кабельная промышленности, а также производство строительных материалов (сухих строительных смесей, шпатлевок, затирок и т.п.). Отдельно следует выделить прогрессивно развивающуюся промышленность переработки пластмасс, включая производство пластиков, линолеума, изделий из ПВХ, производство новых видов упаковочных материалов из наполненного полипропилена и т.д.

Серьезным препятствием, противодействующим росту рынка ТДМ, является невысокая техническая грамотность многих российских потребителей мела, которые зачастую плохо представляют себе роль и функции данного карбонатного наполнителя в композиции в комплексе с другими компонентами. Здесь следует отметить недостаточную работу в этом направлении отечественных производителей ТДМ, в отличие от их зарубежных коллег, которые не только предлагают новые виды карбонатных наполнителей, но и разрабатывают технические рекомендации по рецептурам, доводя их до сведения потенциальных заказчиков [5].

По мнению автора, основной рост потребления природного ТДМ (до 10−15% в год) будет происходить в сегментах производства изделий и материалов из пластмасс и резиновых смесей, а также производимых для этих целей компаундов (пластикатов, суперконцентратов, мастербэтчей). Этот рост практически не коснется пластизольных технологий, где сильным конкурентом природного ТДМ является микрокальцит.

Можно также ожидать заметный рост потребления ТДМ на предприятиях, производящих изделия и материалы на основе резиновых смесей (кабельная и резинотехническая промышленность), с учетом того, что в кабельной промышленности на смену резиновой изоляции силовых кабелей приходит новая пластмассовая. Рост потребления ТДМ в этом объединенном сегменте, как показывает обзор конъюнктуры рынка строительных материалов, будет менее резким, но все же заметным (5−6% в год). Главной движущей силой должно стать переоснащение предприятий резинотехнической отрасли.

Потребность в тонкодисперсном меле в разных отраслях промышленности

Что касается целлюлозно-бумажной отрасли, то там особенно сильны позиции химически-осажденного мела (ХОМ). Поэтому рост потребления ТДМ в отрасли будет ограничен рамками роста продукции на прочих предприятиях, использующих ТДМ традиционно (0,5−2%).

Лакокрасочная отрасль в принципе представляет интерес как потребитель ТДМ с неплохим потенциалом. Однако многообразие существующих на рынке рецептур лакокрасочных материалов требует от разработчиков наполнителей развития соответствующего спектра стабильных марок, заказ на которые должен сформировать рынок. В ближайшие годы потребление ТДМ в лакокрасочной отрасли будет расти на 3−5% в год.

Сегмент стройиндустрии и непроизводственного потребления, для которых характерно потребление марок «пограничных» типов, также будет расширяться на 3−5% в год. Но, как уже было отмечено выше, основной марочный состав потребляемого природного мела в этих сегментах скорее всего так и будет соответствовать полутехническим маркам.

Общий прогноз количественного роста рынка ТДМ, с учетом прогнозируемых показателей роста по отраслям, а также с учетом весовых коэффициентов, определяющих долю отраслей в потреблении ТДМ, представлен на рис. В основу этого прогноза положена исходная гипотеза об увеличении в ближайшие 5−6 лет объемов потребления ТДМ со среднегодовым темпом 5,1−5,3%.

1

Таким образом, по мере роста рынка в структуре потребления ожидается увеличение гидрофобизированных марок, наиболее востребованных в производстве изделий из пластмасс и полимерных композиций, а также в сегменте резинотехнических изделий, но имеющие место относительная дороговизна гидрофобных КК и изношенность используемого оборудования, не позволяют многим российским предприятиям потреблять эту продукцию. В будущем ситуация должна измениться и можно ожидать рост потребления гидрофобных марок ТДМ на 10−15 % в год.

Вывод

Результаты проведенных исследований текущего состояния и тенденций развития рынков мела и извести в России и за рубежом подтвердили перспективность и высокий рыночный потенциал данных продуктов. Уже сейчас рынок характеризуется дефицитом предложения, который с дальнейшим ростом объемов выпуска продукции потребителями будет только увеличиваться.


Источники:

1. Гайнутдинов Э.М., Поддерегина Л.И. Бизнес-планирование. – Минск: Вышейшая школа, 2011. – 208 с.
2. Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2011. – 264 с.
3. Бузырев В.В. Планирование на строительном предприятии. – М.: Кнорус, 2010. – 536 с.
4. Арутюнов Ю.А. Адаптация методов финансового анализа с учетом специфики компании // Экономические науки. – 2012. – № 3. – С. 162–166.
5. Белоусова Л.С., Карлик А.Е., Орт А.И. Особенности развития строительного комплекса в посткризисный период // Экономические науки. – 2012. – № 2. – С. 19–24.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:04:57