Особенности сотрудничества Германии с Россией в рамках парадипломатии

Яковлева Н.В., Левкин И.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Яковлева Н.В., Левкин И.М. Особенности сотрудничества Германии с Россией в рамках парадипломатии // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 22. – С. 106-113.

Аннотация:
Статья посвящена вопросам сотрудничества немецких национальных районов Российской Федерации с землями Германии. Автор описывает задачи, функции и формы сотрудничества в рамках парадипломатии. Особое внимание уделяется участию немецких акторов на территории Российской Федерации на местном уровне.

Ключевые слова: Россия, Германия, парадипломатия, трансграничное региональное сотрудничество, немецкие национальные районы



Одним из направлений усиления региональной политики является социально-экономическое развитие регионов, в том числе налаживание межэтнических отношений. Решение этих задач осуществляется в рамках трансграничного регионального сотрудничества.

Одной из форм трансграничного сотрудничества [2] является парадипломатия, которая характеризуется взаимодействием между административно-территориальными единицами двух государств минуя границы.

Особенность в том, что сотрудничество осуществляется не только между сопредельными государствами Германии, но и с несопредельными. Для эффективного использования данной формы сотрудничества, необходимо учитывать особенности сотрудничества политических акторов двух стран.

Сотрудничество Земель ФРГ и Субъектов РФ являются примером такого сотрудничества, в частности с Немецкими национальными районами (ННР) РФ Алтайского края и Омской области. Рассмотрим особенности парадипломатии на уровне акторов сотрудничества, можно выделить следующих акторов:

- представительные органы (Посольство ФРГ, Консульства ФРГ, Представительства Федеральных земель Германии, Российско-Германской Внешнеторговой палаты (ВТП), Представительством Федеральных земель ФРГ в РФ);

- транснациональные компании (например: Volkswagen, BASF, Bosch, DeutscheBank и др.).

Представительства Германии в России

Посольство ФРГ и Консульства Германии в России занимаются защитой интересов Германии и ее граждан в России, содействию развитию торговых, экономических, научных и культурных связей между двумя государствами, оказанием необходимого содействия в выполнении служебных обязанностей находящимся в России гражданам своего государства, оформлению виз, совершение нотариальных действий, консульская легализация документов, учет граждан Германии, проживающих в России, оказанием содействия эмигрантам, а также воздушным и морским судам и их персоналу на территории России [4].

Консульства ФРГ работают всего в четырех городах по всей России: в Калининграде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Каждое Консульство берет на себя обязанности обслуживать близлежащие субъекты. На современном этапе этот актор в рамках парадипломатии осуществляет работу в основном с гражданами РФ и ФРГ по визовым вопросам: сбор и выдача виз в Германию [5].

Ограниченное количество Консульств создает сложности с одной стороны, связанные с удаленностью от немецких национальных районов и от немецких культурно-национальных автономий. С другой стороны, в самих Консульствах существуют постоянные очереди, только в Новосибирске 1 марта был открыт сервисно-визовый цент, который позволяет быстро получить визу [6].

Стоит отметить, что Визовые центры при Консульствах ФРГ оформляют только туристические визы, а для рабочей визы, постоянного места жительства и обучения в ВУЗе Германии, необходимо подавать документы в само Генконсульство и личное собеседование при этом сохраняется, [16] что еще более усложняет двусторонние отношения на местном уровне и делает их иерархизированными, а не параллельными.

Представительства Федеральных земель занимается сбором, анализоми передачейинформациио возможностях поставокна российскийрынок различной продукциииз земель ФРГ,предоставления услуги инвестиций,совместных проектов. Прилагаются усилия по продвижению различных немецких инициатив. Это касается, например, перспектив сотрудничествав сфереэнергоэффективного строительства, технологийв областиохраны окружающей среды, внедрения современных систем управления транспортом, медицинской техники, сенсорики, развития инфраструктуры.

Целенаправленно ина регулярнойоснове формируется база данных потенциальных партнеров для бизнеса земель Германии в России.Такая работа ведется как в отношенииМосквыи Петербурга,так и других перспективных российских регионов. Подобные запросы сотрудники Представительства переправляютв адрес серьезных российских фирми организацийиз собственнойбазы данных.

Большое значение придается целенаправленной «рекламной деятельности» в пользу каждой конкретной земли ФРГ, установлению как можно большего числа сопутствующих полезных контактов, генерации «положительных эффектов» и другим «мягким факторам», также идущим на пользу двусторонним экономическим связям [7].

В таблице 1 представлены основные представительства земель ФРГ в России.

Таблица 1

Представительства земель ФРГ в субъектах РФ

Земли ФРГ
Города РФ
Баден-Вюртенберг
Санкт-Петербург, Екатеринбург
Бавария
Москва
Бранденбург
Москва
Гамбург
Санкт-Петербург
Хессен
Ярославль
Мекленбург-Передняя Померания
Санкт-Петербург
Саксония - Ангальт
Краснодар, Москва
Шлезвиг-Гольштейн
Калининград, Москва
Тюринген
Калининград, Москва
Берлин
Москва

Таблица 1 показывает, что большинство представительств земель Германии находятся в западной части России, в частности в Москве. На наш взгляд, данная картина обстоятельств усложняет работу земель в субъектах РФ. Поэтому, земли подписывают соглашения о сотрудничестве или осуществляют свою деятельность через Представительство ФРГ, которое находится ближе всего к субъекту РФ

Сотрудничество земель Германии с субъектами РФ

Сотрудничество земель в субъектах ориентировано в основном:

-на подготовку специалистов агропромышленного комплекса [8];

- на реализацию совместных проектов в области строительства, промышленности, общественного питания, гостинично-ресторанного бизнеса [9];

- на сотрудничество в области сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, строительства, машиностроения, транспорта и туризма [8] и др.

Как мы заметили, не все Земли ФРГ представляют свои интересы в РФ. Некоторые из них отсутствуют вовсе. Это связанно с отсутствием общих интересов, знаний и информации по поводу существующих немецких районов. Хотя сами субъекты, в которых находятся эти районы, самостоятельно ищут связи с немецкими землями и заключают двухсторонние соглашения о сотрудничестве.

Так, например, в сентябре 2006 г. во время визита официальной делегации под руководством Губернатора Алтайского края А.Б Карлина. в Федеративную Республику Германия был подписан Протокол об экономическом и информационном сотрудничестве между Администрацией Алтайского края и Министерством экономики и труда федеральной земли Саксония-Ангальт Германии. Подписанный документ предусматривает взаимовыгодное сотрудничество двух регионов в таких сферах, как сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, строительство, машиностроение, транспорт и туризм.

В рамках реализации данного Протокола в июле 2008 г. состоялся визит в Алтайский край официальной делегации Министерства экономики и труда федеральной земли Саксония-Ангальт. Во время визита члены немецкой делегации провели встречи с представителями органов власти и деловых кругов г. Барнаула и Алтайского края. По итогам визита достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве не только между представителями деловых кругов, но и между образовательными и научными учреждениями регионов.

Это благоприятно отражается на сотрудничестве партнеров, т.к. рисует круг общих интересов между ними, но при этом отсутствуют информационная политика между двумя странами. С одной стороны, Россия предлагает самостоятельность в принятии решении, с другой стороны, в полной мере не создаются условия для реализации данной самостоятельности.

С 7 по 13 декабря 2008 г. делегация Алтайского края посетила г. Магдебург, Саксония-Ангальт (Германия) с целью участия в мероприятии «Дни экономики Алтайского края в федеральной земле Саксония-Ангальт».

В качестве документа по итогам проведения «Дней экономики Алтайского края в федеральной земле Саксония-Ангальт» обеими сторонами был составлен совместный протокол по результатам поездки делегации Алтайского края в Саксонию-Ангальт, в котором дана положительная оценка состоянию отношений между регионами и достигнуты договоренности по дальнейшему развитию сотрудничества.

В том числе, интересы Германии в России представляют трансграничные национальные компании. Далее в таблице 2 представлены основные филиалы на территории России.

Таблица 2

Филиалы и представительства ТНК в России

Название
Местоположение
Volkswagen
Калуга
Daimler
Санкт-Петербург
Siemens
Санкт-Петербург, Воронеж
BASF
Подольск
Deutsche Bank
Санкт-Петербург
BMW
Калининград
Bosch
Санкт-Петербург

Как показывает таблица 2 основные филиалы заводов и представительств находятся в западной части России, в основном в тех субъектах, в которых как раз имеются представительства земель Германии. Стоит отметить, что ни один филиал не представлен в ННР РФ. Отсутствие филиалов производства в ННР можно обосновать отсутствием позиционирования на международной арене как экономического партнера, отсутствием сильной материальной, трудовой базой по сравнению с городами занимающиеся производством ТНК.

Развитие малого и среднего бизнеса в двух странах

Вместе с этим развивается малый и средний бизнес в двух странах, как раз у этих компаний основная цель – развитие своего бизнеса в субъектах РФ. Так, например свои интересы в Алтайском крае и Омской области представляют немецкие компании, которые являются постоянными партнерами (табл. 3):

Таблица 3

Немецкие компании в субъектах РФ с ННР

Алтайский край
Омская область
Heinzmann
YADOS GmbH
KarlZeiss
Wolf Modul GmbH
BOSCH
Simens
KirsteinTechnischeSysteme
КВЕ
Jorg
East-West Consulting
MANFerrostaal

Можно сделать выводы из таблицы 3, что компании партнеры с немецкой стороны в основном сотрудничают в области тяжелой промышленности, например это топливное производство, изготовления блоков силовой передачи на трактор Т-250 (А-600), чугунолитейное производство и др. Если говорить про продовольствие, то здесь наблюдается обратная динамика, ННР представляют свои компании за границей.

В немецких национальных районах можно также увидеть совместную работу с немецкими компаниями, в таблице 4представлен список компаний

Таблица 4

Список совместных проектов Германии с ННР

ННР в Алтайском крае
Азовский ННР Омской области
ООО «Брюкке»
Кредитный Банк по восстановлению» (KfW)
Общество развития «Гальбштадт»
ТОО «Мотор-Плюс»

Фонд социального-экономического развития «Азов»

Строительная совместная компания «Европроспект»

ООО «Варм»

Исходя из географического положения и экономических особенностей развития субъектов РФ, в ННР Алтайского края, Германия участвует в производственных проектах, в Омской области больший интерес в области машиностроения. В двух районах осуществляют фонды общественного развития, которые были созданы совместно с Германо-Российскими товариществами с инвестициями иностранных капиталов. Они осуществляют финансовое посредничество, предоставление кредитов для малого и среднего бизнеса.

В рамках этого фонда осуществляется сотрудничество немецких компаний представленных в таблице 3 и спонсирование проектов представленных в таблице 4.

Так, к примеру, Омск, один из тринадцати российских городов-миллионников. По версии журнала «Forbes», Омск вошел в тридцатку лучших мест для бизнеса. У него высокие показатели по развитию инфраструктуры, деловому климату и устойчивости к кризису. Что касается мигрантов, то их численность в Омской области приближена к 10% от общего населения [10]. Это говорит нам о том, что современная внешняя политика, имидж Омской области направлены на расширение сферы своих интересов и привлечение дополнительных инвестиций со стороны развитых стран.

Выводы

Подводя итоги по акторам и формам сотрудничества между Россией и Германией в рамках парадипломатии можно сделать следующие выводы:

1) Посольства и Консульства ФРГ представляют интересы всей Германии и содействуют в организации совместных международных проектов, таких как, например, «Год Германии в России»; оформляют визы для туристов. Однако в развитии парадипломатии между Германией и Россией Посольства играют лишь опосредованную роль.

2) Представительства земель ФРГ играют важную роль в отношениях на местном уровне, т.к. они напрямую организовывают работу субъектов сотрудничества. Но столь малое количество Представительств в Сибири говорит нам о том, что их заинтересованность на данный момент в западной части России выше. В частности, в субъектах РФ, в которых есть ННР, отсутствуют такие Представительства.

3) Алтайский край имеет соглашение о двухстороннем сотрудничестве, которое определяет направления совместной деятельности.

4) В Омской области сотрудничество с Германией осуществляется за счет неформальных отношений. Дружеские отношения помогают развивать отношения на местном уровне, привлекая новые инвестиции.

В том числе можно выделить основные причины столь низкой активности в ННР в сотрудничестве с землями ФРГ:

- отсутствие Представительств или заключенных двухсторонних соглашений;

- узкопрофильность направлений деятельности самих районов.

В то же время столь пассивное сотрудничество с Немецкими национальными районами двух субъектов РФ, говорит нам о том, что на сегодняшний день до конца не исследованы сильные стороны этих регионов, для участия в международной деятельности.


Источники:

1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. // Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ. – Режим доступа: www.mid.ru
2. Яковлева Н.В. Трансграничное сотрудничество регионов РФ и земель ФРГ как фактор укрепления российской государственности / Парадигма державности в развитии Российского государства: мат-лы Междунар. науч. конф. 14-16 июня 2011 г. // Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 427 с.
3. Портал развития межрегионального и международного делового сотрудничества между Германией и Россией. – Режим доступа: http://germany.allbusiness.ru
4. Таможенный информационный портал. – Режим доступа: http://www.tamognia.ru/
5. Информационный портал о Германии. – Режим доступа: http://www.germany-my.ru
6. Официальный сайт Представительства Германии в России. – Режим доступа: http://www.germania.diplo.de/
7. Официальный сайт Баварского бюро в Москве. – Режим доступа: http://www.bayern.ru
8. Официальный сайт Администрации Алтайского края. – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/
9. Инвестиционный портал Краснодара. – Режим доступа: http://investment.krd.ru/
10. Портал о недвижимости. – Режим доступа: http://www.kn.kz/
11. Микула А., Немцы Омской области отпраздновали «Вайнахт». – католическое Рождество // Комсомольская правда. – 20 декабря 2012 г. – Режим доступа: http://www.kp.ru/
12. Шлапеко А.Е., Роль городских элит и побратимого движения в формировании трансграничных регионов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лабаневского. – 2012. – № 4 (1). – С. 374–380.
13. Официальный сайт Управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей. – Режим доступа: http://xn--22-dlci8j.xn--p1ai
14. Интернет газета «newslab». – Режим доступа: http://www.artsoll.ru/
15. Официальный сайт Российско-Германской Внешнеторговой палаты. – Режим доступа: http://russland.ahk.de/
16. Интернет газета «Primamedia». – Режим доступа: – http://primamedia.ru/
17. Геттинг Б.. Концерн Фольксваген как пример использования принципов разделения труда // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2 (200). – c. 120-128. – http://www.creativeconomy.ru/articles/22799/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:43:15