Управленческие решения и материальное обеспечение на машиностроительных предприятиях

Макаренко С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Макаренко С.А. Управленческие решения и материальное обеспечение на машиностроительных предприятиях // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 22. – С. 36-44.

Аннотация:
В статье приведен анализ эффективности принятия управленческих решений, учитывая все стадии управления материальным обеспечением на машиностроительных предприятиях; рассмотрены различные показатели эффективности на данный момент и обозначены направления их изменения, этапы и операции принятия решений в сфере управления машиностроительными предприятиями.

Ключевые слова: принятие управленческих решений, этапы и операции принятия решений, эффективность системы управления материальным обеспечением



Принятие решения о полном или частичном устранении проблемной ситуации в управленческой деятельности на машиностроительных предприятиях, представляет собой сложный нормативный процесс, состоящий из последовательно взаимосвязанных этапов. Важное место при этом занимает система информации организации, представляющая собой совокупность информационных потоков и обменов ими, поскольку без наличия необходимых сведений принятие управленческого решения невозможно. Установить содержание и последовательность этапов принятия управленческих решений на основе системы информации машиностроительных предприятий, способствующий выбору какого-либо варианта решения, является предметом данной статьи.

Этапы принятия управленческих решений в проблемных ситуациях

В настоящее время разработано множество различных подходов к выделению этапов принятия управленческих решений в проблемных ситуациях. В результате рассмотрения работ различных авторов таких, как Р.Л. Акофф [1], Б.А. Голоденко [3], М. Зырянов [4], Г.Р. Кремнев [6], Р.К. Юксвярав [9], было выявлено, что предложенные в них этапы принятия решений имеют небольшие различия. Однако в целом дают схожее описание логики развития этого процесса, начиная с формулировки проблемы и постановки целей и заканчивая контролем результатов решения. В данной работе процесс принятия решения в проблемных ситуациях рассматривается как заключительная стадия диагностики состояния управления машиностроительным предприятием.

Представляется возможным выделить следующие этапы процесса принятия решения по устранению проблемных ситуаций в управленческой деятельности предприятия:

1) мониторинг состояния объекта управления и окружающей среды;

2) анализ информации, диагностика ситуации и выявление проблем;

3) определение целей и задач управления при решении проблемы и разработке критериев оценки эффективности решения;

4) выработка альтернативных вариантов решений;

5) оценка альтернатив;

6) выбор наилучшей альтернативы;

7) разработка организационного плана действий;

8) доведение решения до исполнителей;

9) контроль хода реализации решения.

Каждый этап состоит из ряда операций.

Первый этап включает в себя совокупность операций:

- осуществление сбора информации о предприятии и окружающей среде посредством использования плановой и типовой учетно-статистической информации, анализа документов, личного наблюдения, бесед со специалистами и рядовыми работниками, опросов экспертов;

- изучение факторов, определяющих состояние объекта управления и окружающей среды.

Под изучением факторов, определяющих состояние объекта управления, нами понимается выявление цели и стратегия развития предприятия, структуры производства и управления, состояние портфеля заказов, наличия финансовых и трудовых ресурсов, установление объема и качества выполнения работ. Положение окружающей среды определяют: характер взаимодействия с поставщиками, потребителями, конкурентами, органами законодательного регулирования, кредиторами и другими организациями; состояние экономики страны; уровень НТП; массовые общественные процессы; политическая обстановка; изменение природных факторов.

Второй этап содержит такие операции, как:

- анализ неформализуемой информации с помощью логического инструментария (сравнения, аналогии, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения индуктивных и дедуктивных умозаключений, различных методов доказательств) и формализуемой информации с применением количественных экономико-математических методов и моделей с использованием ЭВМ;

- выявление наличия или отсутствия отклонений в системе управления предприятием, ресурсной обеспеченности;

- определение степени опасности выявленных отклонений на дальнейшее функционирование системы и тенденции изменения этих отклонений в перспективе;

- диагностирование ситуации с целью выявления наличия проблемы и определения необходимого иерархического уровня, в компетенции которого находятся права и возможности по ее разрешению.

Третий этап состоит из операций следующего характера:

- формулирование глобальной цели управления предприятием, достижение которой решает проблему;

- разбивка глобальной цели управления на подцели;

- построение «дерева целей»;

- выявление целей принятия решения в проблемной ситуации;

- определение критерия оценки эффективности решения.

Четвертый этап включает:

- определение круга должностных лиц и функциональных подразделений, ответственных за выполнение конкретных работ, и должностное лицо, имеющее право на окончательное принятие решения;

- подготовка плана работ по выработке решения;

- выяснение, достаточно ли собранной информации для принятия решения, и установление возможности получения дополнительной;

- формулирование исходного множества альтернатив (идей, гипотез, предположений), направленных на решение проблем в системе управления;

- определение множества допустимых решений проблем с помощью таких методов поиска идей, как мозговая атака, синектика, ликвидация тупиковых ситуаций, морфологический анализ и другие;

- сокращение числа допустимых решений путем исключения заведомо «непригодных» альтернатив решения проблем управления.

Пятый этап представлен выполнением следующих операций:

- определение состава атрибутов (показателей эффективности или качества) для оценивания альтернатив;

- установление типа шкалы для измерения каждого показателя;

- выявление количественных и качественных показателей для оценки альтернатив решения;

- обдумывание и оценивание всех возможных последствий каждой альтернативы.

Шестой этап представлен операциями:

- определение типа задачи принятия решения;

- выполнение постановки задачи;

- разработка методов решения задачи;

- сравнение всех альтернатив между собой с учетом значений всех атрибутов и влияния неопределенных факторов;

- определение оптимального решения проблемы в системе управления предприятием.

Седьмой этап представлен операциями:

- подбор руководителей и исполнителей соответствующей квалификации;

- распределение всего объема работ по объектам, задачам и интервалам времени;

- составление графика ввода плана реализации в действие.

Восьмой этап предполагает выполнение следующих операций:

- разъяснение смысла и значения принятого решения исполнителям;

- проведение инструктивно-методической работы по обучению новым методам работы;

- создание руководителем условий для реализации решения.

Девятый этап содержит:

- измерение фактических результатов принятого решения по устранению проблемы;

- сравнение фактических и требуемых результатов между собой с учетом масштаба допустимых отклонений;

- оценка реальной эффективности функционирования системы управления предприятием.

Следует отметить, что степень развернутости процесса принятия решения зависит от сложности и новизны проблемной ситуации. В относительно простых или повторяющихся ситуациях процесс принятия решения зачастую выглядит как «скачок» непосредственно от уяснения симптомов проблемы к выбору альтернативы, не включая промежуточных этапов. К тому же реальный процесс принятия решения носит итеративный характер. Это объясняется тем, что каждый его этап сопровождается текущим контролем ситуации, позволяющим отслеживать динамику ее развития, а также оперативно реагировать на ошибки и воздействия неопределенных факторов. Подобное возможно только путем возврата на предыдущие этапы, их переосмысления и проведения новой «итерации» в ходе решения проблем управления предприятием. Поэтому содержание и последовательность этапов принятия решений изменяются в зависимости от лиц, принимающих решения (ЛПР), а также динамичности, неопределенности и сложности проблемной ситуации, возникшей в системе управления предприятием.

Научная и методологическая поддержка

Для эффективной подготовки и реализации управленческих решений необходимо обеспечить их поддержку, то есть оказать помощь лицам, принимающим и подготавливающим решения в области методологии, организации, кадров, экономики и информации. Наибольшее распространение получили следующие ее разновидности: научная и методологическая, организационная, методическая, кадровая и социальная, информационно-теоретическая, экономическая, правовая.

Итак, научная и методологическая поддержка заключается в разработке гипотез, идей, теоретических положений, принципов, которые требуют экспериментальной проверки на моделях. Ее результатом является последующая реализация в управленческие решения при формировании целей, задач и содержания управляющего воздействия.

Однако без соответствующей организации процесс реализации не может быть выполнен в полном объеме, поэтому немаловажной является организационная поддержка. Итог ее осуществления - разработка инструктивных материалов по порядку проектирования, по срокам, процедурам, участникам, распределению ответственности между ними, реализации и контроля управленческих решений.

Тем не менее, организационная поддержка приносит меньше эффекта без методической, поскольку организация без соответствующих методических указаний невозможна. Поэтому вторая дополняет первую и предопределяет свой результат в виде разработки комплекса методических материалов по всем аспектам управленческого решения в рамках реализации этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов решений.

Особое внимание следует уделить тому, что ни научная и методологическая, ни организационная, ни методическая не смогут быть реализованы без кадровой и социальной поддержки, так как при отсутствии исполнителей процесс подготовки и реализации решений по устранению проблем управления вообще не будет иметь место на предприятии.

Таким образом, кадровая и социальная поддержка предусматривает специальную подготовку кадров участия в разработке и реализации решения и привлечения специалистов других профилей для обеспечения комплектности проработки, а также проведение индивидуальных разъяснительных совещаний с участниками реализации решения.

В то же время все выше перечисленные виды поддержек будут трудно реализуемы без информационно-теоретической поддержки, поскольку без каких-либо данных их принятие лишено смысла. А информационно-теоретическая поддержка, в свою очередь, обеспечивает необходимую информацию и позволяет автоматизировать информационные процедуры, а также процесс подготовки, реализации и контроля управленческих решений. И на каком бы высоком уровне не были бы теоретически возможна реализация перечисленных выше видов поддержки, без финансирования и привлечения необходимых ресурсов она не принесет положительного результата. Поэтому для выполнения условий финансирования и состава необходимых ресурсов для стимулирования участников выработки и реализации решения необходима экономическая поддержка.

Для корректности оказания всех рассмотренных видов поддержки необходимо наличие правовой поддержки. Она обеспечивает соответствие решения как организационно-правового акта полномочиям ЛИР, проверку юридических последствий реализации решения, установленному порядку принятия и оформления. Решение должно определять последовательность и порядок действий по решению проблемы; календарные сроки (промежуточные и конечные); порядок отчетности; ответственных исполнителей с указанием подразделений, должностных лиц и фамилий; вопросы координации и взаимодействия между соисполнителями.

Привлечение данных видов поддержки должно способствовать принятию оптимального управленческого решения при ликвидации проблемы в исследуемой сфере. Оптимальное решение - есть выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов. Принятию таких управленческих решений способствует применение методов математического моделирования. Одним из эффективных методов, помогающих выбрать оптимальный вариант решения при функционировании какой-либо системы, является экономико-математический метод теории массового обслуживания (ТМО).

Экономико-математический метод теории массового обслуживания

Предметом изучения ТМО служат процессы, в которых, с одной стороны, возникают запросы на выполнение каких-либо работ или услуг, а с другой - осуществляется их удовлетворение. Часть системы массового обслуживания, в которой возникают запросы, называется обслуживаемой подсистемой. Подсистема, принимающая и удовлетворяющая их, является обслуживающей. Систему массового обслуживания образует совокупность этих подсистем.

Следует отметить, что источником требования или объектом обслуживания называется часть обслуживаемой системы, которая в любой момент времени может послать только одно требование. Требование (заявка) является запросом на выполнение какой-либо работы. Обслуживание представляет собой удовлетворение поступившего в обслуживающую систему требования. Обслуживающим аппаратом (в данном случае это компьютер) называется часть обслуживающей системы, которая способна в любой заданный момент времени удовлетворить только одно требование.

Поток требований состоит из последовательности возникающих во времени требований. Время обслуживания представляет собой период, в течение которого удовлетворяется требование на обслуживание. Задачи теории массового обслуживания состоят в том, чтобы установить оптимальное соотношение между числом, поступающих на обслуживание требований и числом обслуживающих устройств, при котором суммарные расходы на обслуживание и убытки от простоев были бы минимальными.

В.В. Гасилов, М.А. Шибаева, Н.В. Тимохина отмечают, что сущность имитационного моделирования систем массового обслуживания заключается в построении алгоритма, вырабатывающего случайные реализации заданных событий или потоков [2]. Другими словами, необходимо смоделировать все входные потоки, задать случайные значения времен обслуживания заявок для каждого канала и дисциплину очереди.

Вывод

В данной статье были выделены этапы и операции принятия решений в сфере управления машиностроительными предприятиями. По нашему мнению, этот процесс состоит из девяти этапов, начиная от мониторинга состояния объекта управления и окружающей среды и заканчивая контролем хода реализации решения.


Источники:

1. Акофф Р.Л. Искусство решения проблем / пер. с англ. – М.: Мир, 1982.
2. Гасилов В.В. Имитационное моделирование объектов единого заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве / В.В. Гасилов, М.А. Шибаева, Н.В. Тимохина // Сборник материалов Международной научно-практической конференции (16-17.11.2006). В 2-х частях. Ч. 1. – Воронеж: Научная книга, 2006. – С. 78–80.
3. Голоденко Б.А. Логистика в системном представлении – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. технол. академии, 2000. – 187 с.
4. Зырянов М. СИСТЕМЫ ERP: в поисках идеала. – Режим доступа: http://www.computerworld.ni
5. Ионов В.И., Макаренко С.А. К вопросу об управлении информационными, материальными и сопутствующими потоками промышленных предприятий // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2011. – № 1. – С. 247–253.
6. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 256 с.
7. Макаренко С.А. Эффективность управления материальными потоками в автомобилестроении // Российское предпринимательство. – 2012. – № 24 (222). – С. 155–162.
8. Юксвярав Р.К. Управленческое консультирование: теория и практика / Р.К Юксвярав, М.Я. Хабакук, Я.А. Лейманн. – М: Экономика, 2008. – 202 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:00:23