Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»18 / 2012

Особенности управления и государственного регулирования транспортного коплекса России

Шуравина Елена Николаевна, Аспирант инженерно-экономического факультета, Самарский государственный технический университет, Россия

Косякова Инесса Вячеславовна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой национальной и мировой экономики, Самарский государственный технический университет, Россия

Features of Management and State Regulation of the Transport Complex in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 161

Аннотация:
В статье описаны особенности управления транспортным комплексом России. Предлагаются меры по повышению эффективности функционирования транспортной системы, обосновывается необходимость внедрения передовых технологий на транспорте, совершенствование законодательства, регулирующего деятельность отрасли.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Шуравина Е.Н., Косякова И.В. Особенности управления и государственного регулирования транспортного коплекса России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 118-124.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Транспортный комплекс является связующим звеном во всех отраслей в экономике нашей страны. Ежедневно тысячи предприятий используют автомобильный транспорт в целях доставки различных грузов и перемещения людей.

При осуществлении пассажирских перевозок в качестве транспортных средств выступают самолеты, поезда, автобусы, автомобили, суда и другие. Транспортными устройствами также являются стоянки, депо, остановки и другие, необходимые объекты.

Таким образом, современная транспортная система имеет очень сложную и разветвленную структуру, каждая часть которой неотъемлемо связана с эффективным функционированием системы в целом.

С началом формирования и развития рыночной экономики в России стало появляться большое количество мелких и средних предприятий, работающих в сфере транспортных услуг. При этом возникла объективная необходимость эффективного регулирования активно развивающейся предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что за рубежом в сфере предпринимательской деятельности в основе лежит доктрина невмешательства государства в работу компаний. На практике в современной действительности данная концепция не находит своего применения в отношении транспортного комплекса России. Отсутствие ограничений и контроля в транспортной отрасли могут привести к серьезным негативным последствиям. В этой связи в последние годы разрабатываются необходимые законодательные акты и программы, проводятся конференции и форумы на различных уровнях управления транспортным комплексом России.

Стратегическая цель развития транспортного комплекса

В настоящее время главным органом, регулирующим работу различных видов транспорта, является Минтранс России с федеральными агентствами по видам транспорта.

Основными задачами, на которые направлена деятельность Минтранса России являются разработка и реализация транспортной политики, включающей также совершенствование транспортных услуг, способных максимально удовлетворить потребности населения и государства, сокращение издержек, поддержание единого транспортного пространства страны.

Не менее важной является задача разработки и реализации совместно с Правительством РФ проектов и программ развития транспортной системы. В этой связи возникает необходимость обеспечения эффективного управления собственностью транспортного комплекса, относящейся к федеральной.

Минтранс России должен оказывать содействие в осуществлении мероприятий, направленных на повышение эффективности работы различных транспортных предприятий, функционирующих на российских и зарубежных рынках. Таким образом, будет создана база для повышения уровня управления, в том числе координации развития транспортной инфраструктуры.

Стратегической целью развития транспортного комплекса выступает повышение эффективности осуществления грузовых и пассажирских перевозок в различных регионах страны. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1) формирование конкурентного рынка транспортных услуг, на котором представлены все виды транспорта различных форм собственности;

2) оперативное управление с помощью автоматизированных систем процессов перевозки грузов и пассажиров в связи с быстроменяющимся местоположением транспортных средств во времени и пространстве;

3) совершенствование существующей законодательной базы, которая способна обеспечить функционирование более совершенной транспортной системы [1].

Задачи и принципы имеют место на практике, при этом используются нормативно-правовые, экономические и комплексные методы регулирования транспортной системы (см. рис. 1).

Рис. 1. Методы регулирования транспортного комплекса России

Image 1

Из рис. 1 четко видно, что комплекс регулирования транспортной системы включает и экономические методы, и нормативно-правовое регулирование. В свою очередь, нормативно-правовые методы подразделяются на две области: обеспечение безопасности и регулирование рынка транспортных услуг.

Обеспечение безопасности включает правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила по перевозкам грузов и пассажиров, стандарты по экологической безопасности и другие, не менее важные документы. Лицензирование, квоты и ограничения следует отнести к методам регулированию рынка транспортных услуг.

Управление транспортной системой России: уровни, стратегии, программы

Экономические методы регулирования транспортного комплекса подразделяются на частные и комплексные. Частные имеют место в постоянно-функционирующей, но неменяющейся системе производственных отношений и предусматривают налоги, тарифы, дотации, кредиты, штрафные санкции и другие дополнительные операции.

Следовательно, можно отметить, что транспортный комплекс в целом и его отдельные виды имеют общие и специфические особенности. Среди важнейших из них можно выделить централизованную вертикальную систему управлению отраслью (см. рис. 2).

Рис. 2. Вертикаль управления транспортной отраслью

Image 2

Данная схема отражает взаимосвязь между уровнями управления транспортной системой России. Все органы управления постоянно взаимодействуют. Существуют нормативно-правовые акты, которым подчиняются транспортные предприятия только на региональном уровне. Такая ситуация возникает в случаях, когда разработки по внедрению конкретной методики носят не обязательный, а рекомендательный характер. Таким образом, наблюдается иерархическая система управления с делегированием части полномочий от вышестоящих к нижестоящим органам функционирования транспортной системы.

Совершенствование существующих направлений развития транспортной системы обуславливается социально-экономической нестабильностью общества, в результате чего была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года [1], где определены транспортная политика, этапы и направления ее реализации в долгосрочном периоде.

В соответствии с Федеральной целевой программой, которая разработана в целях модернизации транспортного комплекса страны в целом посредством решения проблем различных видов транспорта, при рассмотрении вопросов, связанных с развитием железнодорожного транспорта, основными задачами выступают вопросы территориального расположения узлов связи в целях повышения эффективности работы различных предприятий и отраслей.

Что касается автомобильного транспорта, то там предстоит выполнить большой объем работ, связанных с улучшением состояния дорог всех типов, которые используются при транспортировке пассажиров и грузов. В частности, к данному направлению можно отнести: улучшение дорожного покрытия, строительство обводных дорог, которые позволят разгрузить городские дороги и улучшит экологическую обстановку [2].

Совершенствование законодательства, регулирующего транспортную отрасль

Одним из проектов, позволяющим значительно улучшить ситуацию, является строительство международного транспортного коридора «Европа − Западный Китай». Данный проект поможет интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему страны, а так же появятся дополнительные возможности для более тесно торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, и особенно с Китаем [3].

На сегодняшний день актуальны проблемы совершенствования существующего законодательства, а также разработка и применения новых компьютерных программ и технологий, которые позволили бы обеспечить более эффективную организацию процессов перевозки грузов и пассажиров. В этой связи следует осуществлять разработку нормативно-правовой базы с учетом внедряемых на транспорте современных технологий, в том числе спутниковой навигации.

Все перечисленные мероприятия будут иметь практическую значимость в области обеспечении безопасности пассажирских и грузовых перевозок, а также при расширении масштабов деятельности транспортных предприятий.

Реализация поставленных целей должна способствовать поэтапному обновлению основных фондов транспортных предприятий. Для этого необходимо привлечь инвесторов в качестве серьезной финансовой поддержки и концентрации денежных потоков при решении наиболее важных и перспективных мероприятий.

Научно-технический прогресс играет значительную роль в повышении эффективности и техническом перевооружении транспортного комплекса. Здесь необходимо внедрение самых передовых технологий, в том числе все более сложных компьютерных систем с соответствующими программными продуктами, и все более совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС.

Развитие транспортной системы оказывает большое влияние на экономический рост страны в целом. Все предприятия ежедневно пользуются услугами транспортной инфраструктуры. Своевременно доставленные грузы способствуют увеличению прибыли предприятий, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

Заключение

Таким образом, постановка стратегических целей при организации работы и управления транспортным комплексом, а также новые разработки нормативно-правовых актов и совершенствование уже существующей законодательной базы, позволят повысить эффективность функционирования транспортного комплекса России, а, следовательно, повысит уровень развития экономики страны в целом.




[1] Документ утвержден приказом Минтранса России от 12.05.2005 № 45. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Раздорожный А.А. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учеб пособие. – М.: РИОР, 2009. – 316 с.
2. Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru, свободный.
3. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.securpress.ru.