Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»18 / 2012

К вопросу о модели инновационных процессов на региональном уровне

Зимин Дмитрий Павлович, аспирант кафедры национальной и региональной экономики, Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с инновационными механизмами как составной частью экономической политики государства. Особое место уделяется инновационным процессам, которые должны способствовать решению проблем регионального экономического развития.
Цитировать публикацию:
Зимин Д.П. К вопросу о модели инновационных процессов на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 140-144.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Экономическая политика государства, которая должна быть реализована при построении системы рыночных отношений, должна обеспечить решение ряда задач. Среди них – структурная отраслевая трансформация. Данная задача экономического развития, обеспечивающего интеграцию отечественной экономики в мировой рынок на паритетных началах, может быть решена только на основе эффективно действующей инфраструктуры инновационной сферы, обеспечивающей развитие научных исследований и их оперативную передачу на рынок.

Инновационный механизм с точки зрения системы управления, которая призвана активизировать деятельность по генерации и тиражированию нововведений – это пакет нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективную разработку и реализацию инновационных проектов (процессов). Другой, не менее важный механизм – это институциональные элементы, которые обеспечивают активность в сфере генерации нововведений. Так, работы, связанные с преобразованием идеи в нововведение можно представить двумя укрупненными блоками (см. рис. 1).

 Рис. 1. Стадии инновационной деятельности

Image 1

− первый блок − проведение цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию технико-экономических или иных параметров потенциально инновационной продукции (систем машин, оборудования, технологий и услуг), включая маркетинговые исследования;

− второй блок − реализация (внедрение) результатов НИОКР в условиях конкретного производства, включая и маркетинговые исследования.

Приоритеты инновационного развития

Если рассматривать стадии инновационного процесса с точки зрения коммерческого интереса к нововведениям, то можно сказать, что крупный частный бизнес готов инвестировать в нововведение, которое прошло стадии «доказательства» своей полезности. Естественно, в данном случае рассматривается гипотетическая модель, в которой генерирование новшества осуществляется одними, а тиражирование – другими участниками инновационного процесса, различающимися масштабами производства и финансовыми возможностями. Поэтому можно рассматривать эти блоки и с точки зрения источников финансирования нововведений. Если работы первого блока в связи с большей долей риска требуют финансовой поддержки общества, заинтересованного в инновационной составляющей своего развития, то вторая стадия – это прерогатива частного инвестора, вкладывающего средства в коммерциализацию «состоявшегося» нововведения.

С этой точки зрения, на наш взгляд, и должна строиться система государственной и региональной поддержки инновационной деятельности в части мобилизации финансовых средств на инноватику.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. В частности, это согласованность инновационной политики с государственной экономической политикой, а также использование единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих выбранному экономическому курсу страны.

Существенная особенность современного периода заключается в том, что наиболее важные приоритеты инновационного развития все более связываются не с дорогостоящими проектами прорывного характера, а с долгосрочной работой по укреплению всех звеньев национальной инновационной системы − в экономике, в информационной сфере, в образовании, в охране окружающей среды и в изучении космоса. Именно эти элементы формируют базу научно-технологического развития всех отраслей.

Поэтому, если целевым ориентиром является улучшение качества жизни населения и достижение устойчивого социально-экономического развития страны, то государственная инновационная политика становится важнейшей составной частью общей государственной социально-экономической политики.

Механизмы активизации инновационной деятельности в российских регионах

В целях активизации инновационной деятельности в российских регионах необходимы новые механизмы, обеспечивающие:

− формирование и реализацию инновационной политики;

− формирование государственной инновационной стратегии, основанной на приоритетном развитии высокотехнологичных и наукоемких отраслей;

− использование современных финансово-кредитных механизмов для стимулирования инновационных процессов;

− совершенствование законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения участников инновационных процессов.

Эти механизмы должны обеспечить решение следующих задач на региональном уровне:

− уточнение стратегии и приоритетов развития инновационной сферы, критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность региональной продукции;

− концентрация ресурсов на приоритетных направлениях и привлечение свободного капитала к финансированию проектов технологического перевооружения промышленности;

− развитие системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

− координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для комплексного решения задач инновационного развития в рамках реализации государственной инновационной политики.

Решение всех этих задач должно обеспечить формирование и функционирование модели инновационных процессов (см. рис. 2), в рамках которой должны решаться региональные проблемы инновационного развития.

Рис. 2. Модель инновационных процессов

 Image 2

Заключение

Таким образом, с помощью вышеизложенных механизмов, по мнению автора, можно добиться значительных успехов при разработке региональной экономической политики, способствующей развитию инноваций в регионах, и как следствие – структурной перестройки национальной экономики. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241