Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»18 / 2012

К вопросу о взаимосвязи инновационной деятельности и ее правовых основ в России

Мингалева Жанна Аркадьевна, д.э.н., профессор кафедры «Экономики и управление на предприятиях» гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета., Россия

Гатауллина Аида Анасовна, студентка 5 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия

On the Question of Interrelation between Innovation and Its Legal Framework in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 60

Аннотация:
В статье рассмотрены институциональные аспекты инновационной деятельности в России. Раскрыта взаимосвязь между темпами инновационного развития страны и особенностями российского законодательства в области охраны прав на интеллектуальную собственность и использования ее результатов в хозяйственном обороте.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Мингалева Ж.А., Гатауллина А.А. К вопросу о взаимосвязи инновационной деятельности и ее правовых основ в России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 60-65.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Несмотря на многие меры, принятые на федеральном уровне, проблемы формирования в России инновационной экономики до настоящего времени практически не поддаются решению. Как показывает статистика, состав инновационноактивных организаций из года в год остается практически неизменным. В целом по промышленности всего лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями. Состояние научно-технической инфраструктуры является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют своей экспериментальной базы [1].

Важную роль в развитии экономики страны должны сыграть институциональные преобразования, способствующие активизации инновационной деятельности. В этих целях предусматривается активизация деятельности специализированных инновационных фондов, а также создание региональных инновационных центров, обеспечивающих координацию и поддержку участников инновационной деятельности на местах – в конкретных регионах.

В настоящее время в России основным институтом поддержки инновационного предпринимательства является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это государственная некоммерческая организация, образованная постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 65 [2]. Среди основных задач Фонда − оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

Другой институт инновационного предпринимательства − Инновационный центр – представляет собой современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, который преследует достижение различных целей для развития инновационной экономики в стране, а также по обучение квалифицированных специалистов.

Союз ИТЦ

На данный момент в России существует достаточное количество проектов различных инновационных центров, которые в ближайшем будущем должны активно начать работу и давать эффективные результаты. Большинство инновационных центров страны являются партнерами Фонда содействия развитию малых форм предприятий, например, такие, как Автономная некоммерческая организация «Белгородский инновационно-технологический центр «ТРАНСФЕР», Закрытое акционерное общество «Воронежский инновационно-технологический центр», Общество с ограниченной ответственностью «Центр трансфера технологий» г. Санкт-Петербург и многие другие, которые объединены в Союз ИТЦ РФ.

Союз инновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ) был создан 10 марта 2000 года в Научном парке МГУ в г. Москве. В качестве учредителей Союза выступили 21 инновационно-технологический центр из 8 регионов России. Союз ИТЦ создан с целью содействия в развитии ИТЦ России.

В качестве своих основных задач, Союз ИТЦ обозначил совершенствование инфраструктуры инновационного комплекса России и создание информационной среды для эффективного взаимодействия ИТЦ. Кроме того стоит отметить, что Союз ИТЦ осуществляет интеграцию ИТЦ России в Европейскую сеть инновационных центров и занимается установлением устойчивых связей с федеральными и региональными органами власти. Союзом ИТЦ осуществляется ряд проектов при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по научно-методическому и организационному сопровождению реализации международных проектов в области коммерциализации и трансфера технологий. Среди проектов, реализуемых Союзом ИТЦ, ключевое место занимают проекты по налаживанию сотрудничества с европейскими бизнес-инкубаторами и инновационными центрами. Важнейшими из таких проектов являются проекты по развитию сотрудничества с европейской сетью бизнес-инновационных центров (European BIC Network – EBN) и Европейской сетью поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network − EEN). В настоящее время Союз ИТЦ РФ консолидирует серьезный потенциал для разработок и освоения производства инноваций, в том числе в области нанотехнологий, биотехнологий, электроники, медицины, навигационных и космических технологий.

Ежегодные конкурсы инновационных проектов

Третьей интересной институциональной формой привлечения молодых предпринимателей к инновационной деятельности является проведение ежегодных конкурсов инновационных проектов. Среди них особо следует выделить три наиболее значимых программы, в которых участвуют и многие инновационные центры [3]:

1) программа «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»), нацеленная на выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов;

2) программа «Старт», основной задачей которой является содействие инноваторам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации;

3) программа «Развитие», направленная на развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест в высокотехнологическом секторе.

Участие в этих программах должно способствовать продвижению инноваций на рынке, стимулировать создание инновационных проектов, расширять участие молодежи в исследованиях и тем самым способствовать решению проблем, связанных с инновациями.

Проблемы законодательного регулирования и финансирования инвестиций

Многие российские регионы стремятся создавать условия для расширения производства и реализации инновационной продукции, но, к сожалению, они сталкиваются с рядом серьезных проблем, одной из которых является отсутствие в России законодательства в области инновационной деятельности, а также наличие серьезных противоречий, нестыковок и коллизий в области охраны прав на интеллектуальную собственность и использования ее результатов в хозяйственном обороте [4−5].

Так, например, недостаточно активное участие молодых инноваторов в перечисленных выше программах, их невысокая результативность связана в том числе и с неуверенностью изобретателей и инноваторов в том, что их идеи и проекты не будут украдены еще на стадии обсуждения, и согласования, что инвесторы не заберут себе все доходы от проекта в случае его успешной реализации, не оставив автору даже имени. Поэтому часто авторы инновационных проектов ищут инвесторов, не раскрывая до конца сущности проекта и не выкладывая все технические и коммерческие расчеты. Это же, в свою очередь, препятствует поиску инвесторов, которые опасаются вкладывать деньги в «неясные», непрозрачные проекты. В результате даже те промышленные предприятия, которые заинтересованы в осуществлении инновационной деятельности, предпочитают покупать новые технологии за рубежом, действуя в рамках понятных сделок купли-продажи (особенно если это новый продукт, в отношении которого зарубежными фирмами осуществляется и его послепродажное обслуживание), а не регистрация прав на новшество и изобретение в рамках отечественной правовой системы.

Таким образом, отсутствие четкого законодательного регулирования в области охраны прав на интеллектуальную собственность и использования ее результатов в экономической деятельности является одной из причин такой серьезной проблемы в развитии инновационной деятельности в России, как проблема финансирования создания инновационного продукта. А ведь многие высокотехнологичные продукты требуют расходования больших финансовых и материальных ресурсов, которые, к сожалению, могут найти не все предприятия. Также высоких затрат требует подготовка высококвалифицированных кадров, которые создают этот продукт. Поэтому одной из ключевых задач совершенствования механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности является разработка новых венчурных программ финансирования. Банки должны идти навстречу малому инновационному бизнесу, как и все другие инвестиционные структуры.

Еще одной немаловажной проблемой является продвижение продукта на рынок и его распространение. Наше общество еще не приспособилось к новинкам инновационным товарам. Поэтому серьезных усилий требует изменение инновационной ментальности российских предпринимателей, ведь, как показывает практика, на сегодняшний день инновации являются главным фактором конкурентоспособности. Реализация инноваций оказывает огромное влияние на развитие страны, на повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, а самое главное – на повышение уровня жизни населения в целом и отдельных людей в частности.

Заключение

В Российской Федерации начала складываться система инновационных центров, которые нацелены на создание нового высокотехнологичного конкурентоспособного продукта. Однако их пока еще недостаточно, поэтому в качестве первостепенной задачи нужно осознать необходимость увеличения количества ИТЦ, технопарков и бизнес-инкубаторов, которые могут реально поддержать малый бизнес.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. О концепции инвестиционной политики РФ // Предпринимательское право. – Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.businesspravo.ru.
2. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fasie.ru/o-fonde/set-itts.
3. Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fasie.ru/programmy.
4. Мингалева Ж.А. Влияние активности пат ентной деятельности на инновационное развитие национальной экономики // Экономика региона. − 2010. − № 4. − С. 71−77.
5. Мингалева Ж.А. О формировании правового поля в области инновационной и интеллектуальной деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. − 2010. − № 4. − С. 122−126.