Интервью с руководителями Центров и Программ Высшей школы «Институт менеджмента и маркетинга» АНХ при Правительстве РФ


Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Интервью с руководителями Центров и Программ Высшей школы «Институт менеджмента и маркетинга» АНХ при Правительстве РФ // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 11-15.

Аннотация:
Еще в конце 80-х гг. словосочетание «бизнес-образование» вызывало у большинства россиян, по крайней мере, легкое недоумение. Это и понятно, образовательная система в России длительное время развивавшаяся, как приоритетная общественная сфера, во многих случаях и по сей день является инертной, неразворотливой моделью. Мы до сих пор слабо понимаем (а зачастую просто не хотим понимать) разницу между экономическим и управленческим образованием. Однако, за последние 10 лет в России произошло осознание необходимости профессионального обучения, и оно получило импульс в сторону активного развития. Вполне естественно, что Москва и Санкт-Петербург стали первыми центрами, где появились и сформировались учебные заведения, предлагающие программы в области менеджмента. Возглавляет этот список российского бизнес-образования ‑ Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Ключевые слова: высшая школа, Академия народного хозяйства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



интервью

Еще в конце 80-х гг. словосочетание «бизнес-образование» вызывало у большинства россиян, по крайней мере, легкое недоумение. Это и понятно, образовательная система в России длительное время развивавшаяся, как приоритетная общественная сфера, во многих случаях и по сей день является инертной, неразворотливой моделью. Мы до сих пор слабо понимаем (а зачастую просто не хотим понимать) разницу между экономическим и управленческим образованием.

Однако, за последние 10 лет в России произошло осознание необходимости профессионального обучения, и оно получило импульс в сторону активного развития. Вполне естественно, что Москва и Санкт-Петербург стали первыми центрами, где появились и сформировались учебные заведения, предлагающие программы в области менеджмента. Возглавляет этот список российского бизнес-образования ‑ Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Наш корреспондент С. Волохова попросила ответить на вопрос: «Насколько остро стоит сегодня проблема получения бизнес-образования в России и почему «классического» образования в наше время уже недостаточно?» руководителей Центров и Программ одного из ведущих образовательных подразделений АНХ ‑ Высшей школы «Институт менеджмента и маркетинга»:

Капустина Сергея Николаевича (руководителя программы «Ton-Менеджер),

Попова Бориса Евгеньевича (руководителя «Президентской программы»),

Гончарову Ирину Викторовну (директора программы «Маркетинг в сфере услуг»),

Кручинину Елену Владимировну (начальника отдела Центра коммерциализации технологий).

Капустин С.Н.:

Обычное («классическое») образование у нынешних руководителей высшего звена управления отечественными компаниями колеблется от физико-технического до дипломатического. В большинстве своем руководитель и собственник, и «издатель» своего бизнеса. Поэтому ситуация на рынке настоятельно требует от них получать дополнительные знания о современных технологиях управления компанией, чтобы как минимум ‑ не утонуть, а как максимум ‑ добиться успеха. Все эти знания о формировании рыночной среды, законах и методах ведения бизнеса, явных и скрытых «рифах», а также возможностях стратегического предвидения и оценках рисков все больше и больше интересуют отечественных топ-менеджеров.

Попов Б.Е.:

Это вопрос необходимости качественной подготовки сотрудников фирм и приема на работу специалистов, которые максимально отвечают профессиональным и психологическим требованиям, умеют работать в команде. В Москве дефицит таких специалистов сильно не ощущается, а в регионах порой доходит до беды. Их пытаются либо «выращивать» в своих компаниях, либо переманивать (что не всегда удается) со стороны. Иногда собственники компаний присматриваются к будущим специалистам, начиная со студенческой скамьи, чтобы к моменту окончания вуза дипломированный специалист нужного профиля, с качественным уровнем подготовки, при стипендиальной поддержке фирмы приходил на фирму и работал по контракту.

С другой стороны, интерес современных руководителей проявляется к знаниям по отдельным дисциплинам (например, «Стратегический менеджмент»), установке контактов с зарубежными фирмами, умению работать над отдельными проектами собственной организации или совместными проектами.

Что же касается необходимости получения «бизнес-образования», я полагаю, в наши дни этот вопрос стоит очень остро. Одной из мощных программ, нацеленных на решение перечисленных выше проблем, является Государственная программа подготовки управленческих кадров, инициатором которой является президент России, которая рассчитана на пять лет и готовит примерно 5 тыс. специалистов в год. Она состоит из двух частей: обучение в российских вузах (а их около 100 , включая Академию народного хозяйства) и прохождение стажировки за рубежом.

Чтобы ответить на вопрос о недостаточности «классического» образования, следует рассмотреть западный опыт: там идет непрерывная профессиональная переподготовка специалистов, имеющих специализированное высшее образование. Эта деятельность развивается во всех университетах. Специалисты проходят профессиональную переподготовку с интервалом примерно два раза в год по многоступенчатой системе MBA (Master of Business Administration).

У нас МВА в таком виде только начинает развиваться, и если искать связь между Президентской программой и программой МВА, то следует отметить, что Министерство образования РФ дает возможность выпускникам Президентской программы продолжить свое обучение в рамках МВА, засчитывая дисциплины, которые преподавались на Президентской программе, сокращая обучение на один год.

Гончарова И.В.:

В нашем Центре проводятся программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для специалистов туристского и гостиничного бизнеса, начиная с 1995 г. «Классического» образования в этой сфере практически не было. До начала 90-х годов в России существовала только сеть средних специальных учебных заведений, готовивших младший персонал для гостиниц и ресторанов, и несколько «интуристовских» и «спутниковских» курсов переподготовки специалистов. Высшего же образования для туристской индустрии не было. Такая ниша не могла долго оставаться не занятой. В настоящее время образованием в сфере туризма в России занимается более ста средних и высших учебных заведений. Только в Москве, по данным Комитета по туризму Правительства г. Москвы, действует 19 высших учебных заведений по туризму. Такой быстрый рост количества «кузниц кадров» для турбизнеса впечатляет.

Несмотря на быстрое заполнение ниши в сфере туристического образования, проблем здесь хватает. В основном директора турфирм и гостиниц отмечают недостаточный уровень практической подготовки выпускников высших школ. Поэтому становится очевидным, что в сфере туристского и гостиничного бизнеса «классического» образования, конечно же, не достаточно.

Качество образования определяется тремя основными факторами: уровнем преподавательского состава, содержанием учебных программ и организацией самого учебного процесса. Преподаватель в вузе должен иметь хорошую академическую подготовку в области знаний, которые он передает, умение и опыт практической работы в этой или смежной отрасли. Если первые два условия, как правило, выполнимы, то третье условие ‑ редкость. Трудно представить себе преподавателя, читающего курс по организации обслуживания и продаж в гостинице или в турфирме, имеющего чисто теоретические представления об этом.

Высшее образование в области туризма в основном представлено двумя специальностями: « Менеджмент» и «Социально-культурный менеджмент и туризм». Бум бизнес-образования в сфере туристского и гостиничного бизнеса пришелся на начало 90-х годов. Пожалуй, только ленивый в эти годы не готовил кадры для турфирм и гостиниц.

В некоторых бизнес-школах за один-два дня можно было «научиться» разрабатывать бизнес-план турфирмы, «освоить» современные системы бронирования авиабилетов, гостиниц, научиться проводить своими собственными силами маркетинговые исследования рынка туристских услуг и услуг гостиниц, получив при этом «сертификат государственного образца» (так было написано в одном из рекламных проспектов учебного заведения, готовившего кадры для туристской отрасли).

По мере становления туристского бизнеса в нашей стране, изменяются и требования к образованию в этой сфере. Оно явно смещается в сторону качества. Эти программы более чувствительны к потребностям рынка. В этом плане у бизнес-образования есть преимущества и по уровню преподавания, и по содержанию, и наполнению образовательных программ, и по организации учебного процесса.

Кручинина Е.В.:

Руководство нынешних российских фирм в большей мере интересуют управленцы-практики, администраторы, которые не столько владеют знаниями в своей предметной области, сколько навыками по организации и ведению бизнеса в специфических российских условиях. В «классическом» образовании еще 10 лет назад рыночные дисциплины вообще не преподавались, а сейчас дают фундаментальные знания по основным бизнес-курсам.

В бизнес-образовании теоретические лекции и практические занятия, прежде всего, направлены на получение знаний о правилах российского и международного бизнеса, логики течения бизнес-процессов на рынке и в собственной компании. Основное место в учебном плане занимают предметы прикладного характера. Постоянно растет мотивированный спрос на второе высшее образование, чтобы приобрести более востребованную на рынке специальность или повысить свой профессиональный уровень, восполнив его недостающими знаниями рыночных дисциплин.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:49:57