Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»18 / 2012

Информационные технологии в государственном секторе: социально-экономические факторы

Немец Кирилл Анатольевич, аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета, Россия

Socio-Economic Factors and the Development of E-Government - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 84

Аннотация:
В статье рассматривается взаимосвязь социально-экономических факторов и уровня развития электронного правительства. Ключевым аспектом является необходимость учета динамики социально-экономического развития при проектировании и реализации электронного правительства как фактора, определяющего скорость восприятия и уровень адаптивности граждан к электронным формам взаимодействия с властью.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Немец К.А. Информационные технологии в государственном секторе: социально-экономические факторы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 14-20.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Развитие информационных технологий, позволяющих наладить эффективные коммуникации между гражданами и органами власти − один из приоритетов развивающихся и развитых стран. Россия не является исключением, реализуя концепцию электронного правительства в рамках государственной программы «Информационное общество (2011−2020)». Несмотря на заметные успехи, находящие отражение в международных рейтингах развития электронного правительства (Россия заняла 59 и 27 места в 2010 и 2012 гг. соответственно в рейтинге ООН), существует ряд вопросов, решение которых лежит как в организационной плоскости, так и в плоскости объективных параметров социально-экономического развития.

Успешность внедрения электронного правительства с определенными допущениями можно определить посредством анализа международных рейтингов, наиболее авторитетными из которых являются:

1) рейтинг ООН (ведется с 2003 года);

2) рейтинг Университета Васеда (Waseda University, Япония, ведется с 2005 года).

В табл. 1 сведены и сопоставлены критерии, используемые в каждом рейтинге.

Таблица 1

Сопоставление критериев оценки уровня развития электронного правительства в рамках рейтинга ООН и рейтинга Университета Васеда

Критерии ООН [1]

Критерии Университета Васеда [2]

1.1. Online service index (уровень онлайн сервисов)

2.1. Required Interface-Functioning

Applications (уровень функциональности электронных приложений)

2.2. National Portal (Общенациональный портал)

Показатель определяет количество и качество правительственных ресурсов, их интерактивность

1.2. Telecommunication index (уровень телекоммуникации)

2.3. Network Preparedness (уровень готовности инфраструктуры)

Показатель включает оценку среднего количества интернет-пользователей (осуществляющих доступ со стационарных и мобильных устройств)

1.3. Human capital index (уровень развития человеческого капитала)

Показатель включает оценку уровня образования взрослого населения

2.4. Management Optimization (уровень оптимизации управления)

Показатель определяет уровень стандартизации реализации функций и предоставления услуг, уровень развития информационных служб правительства

2.5. Government CIO (уровень руководства информационной службой)

Показатель является сводным и включает в себя эффективность применения инвестиций в сфере при заданном уровне управления

2.6. E-Government Promotion (уровень популяризации электронного правительства)

Показатель характеризует уровень работы структур, занимающихся продвижением и популяризацией электронного правительства

Критерии, применяемые Университетом Васеда, сориентированы в значительной степени на организационные факторы (2.4.−2.6.), в то время как ООН дополнительно применяет показатели социально-экономического развития (уровень развития человеческого капитала).

Применение показателей развития человеческого капитала является обоснованным, так как процесс развития электронного правительства носит двухсторонний характер. С одной стороны, внедрение информационных технологий осуществляется в рамках государственного сектора, с другой, успешность и эффективность функционирования всей системы зависит от возможности принятия и адаптации в рамках общества соответствующих технологий, что, в свою очередь, непосредственно отражается на темпах модернизации нашей страны [3].

Место России в списке стран, реализующих электронное правительство

С указанными различиями в методиках оценки во многом связано место, которое занимает Россия в рейтингах 2012 года: 27-е в рейтинге ООН и 37-е в рейтинге Университета Васеда. В рейтинге ООН наиболее высокая оценка поставлена по показателю развития человеческого капитала, который во многом определил высокий уровень общего показателя.

До начала анализа стоит отметить два аспекта:

1) сопоставление стран по уровню социально-экономического развития является в определенной степени относительным, что связано с различием в социально-экономических пропорциях стран;

2) в рейтинге ООН используются методики расчета оценок, допускающие дисбаланс показателей, обусловленный применением нормализации (normalization [см. 1]) [4].

В табл. 2 (подготовлена по данным [5]) представлены отдельные характеристики 15 стран, занимающих первые 15 мест в рейтинге ООН за 2012 год.

Таблица 2

Показатели социально-экономического и технологического уровней развития первых 15 стран рейтинга ООН за 2012 год

Image 1

Общий анализ данных проводился по 20 первым странам рейтинга ООН (2012 г.) по 17 показателям социально-экономического развития за 2003−2011 годы. Корреляции между значениями рейтинга и показателями социально-экономического развития стран за рассматриваемый период не выявлено, как изначально и предполагалось. Это связано со следующими причинами:

1) относительно небольшим периодом анализа (с учетом долгосрочного характера анализируемых тенденций);

2) корректировкой критериев рейтинга ООН на протяжении периода анализа и зависимостью показателей рейтинга каждой страны от общего уровня соответствующих показателей.

Несмотря на указанные допущения, были определены пороговые значения показателей (в табл. 2 указаны как «минимальные значения») стран, успешно реализующих электронное правительство.

Значения показателей по России, за исключением показателя «количество НИОКР на 1 млн чел.», существенно ниже пороговых. Наиболее критичными являются низкие значения показателей «ВВП на душу населения» и «количество пользователей интернета на 100 жителей». Низкое значение последнего определяет проблему, связанную с затруднением у граждан в адаптации и восприятии электронного правительства.

Оценка факторов развития электронного правительства

По результатам исследования, проведенного в 2011 году Фондом «Общественное мнение» [6] среди россиян, только 11% опрошенных пользовались электронными государственными услугами; 25% ответили, что им не приходилось, но хотелось бы; и 42% – «не приходилось, и нет желания воспользоваться». А.Д. Трахтенберг в статье «Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству» исследует причины, по которым электронное правительство вызывает у значительной части населения отторжение. По мнению А.Д. Трахтенберг, характерной для России чертой является то, что исключительная важность придается «возможности личного взаимодействия с сотрудниками органов власти в обход и поверх бюрократический иерархии» [7], связанной с «тактикой слабых».

Переходя к обобщению полученных данных, стоит отметить, что первые 15 стран рейтинга ООН характеризуются сопоставимыми показателями социально-экономического и технологического развития по следующим причинам:

1) уровень социально-экономического развития (в частности, уровень жизни) напрямую влияет на интенсивность использования информационных технологий, проникновение элементов информационного общества во все сферы жизни;

2) наличие развитой инфраструктурной сети (серверов и каналов связи) позволяет расширять диапазон действия электронного правительства;

3) сохранение количества НИОКР на высоком уровне свидетельствует о наличии разработок и достаточного кадрового потенциала в обществе для реализации и восприятия концепции электронного правительства.

Влияние социально-экономических факторов на уровень развития электронного правительства неоспоримо и это влияние во многом проявляется во взаимодействии государства и граждан. При проектировании электронного правительства этот аспект должен в обязательном порядке учитываться. Оценка факторов развития электронного правительства вне влияния факторов социально-экономического развития не позволяет учесть уровень, на котором общество сможет воспринять внедряемые технологии.

Вывод

Характеристики социально-экономического развития России на сегодняшний день свидетельствуют о значительном потенциале, который должен реализоваться на уровне пороговых значений, прежде чем внедрение информационных технологий обеспечит наибольшую эффективность взаимодействия граждан и органов власти. С учетом того, что электронные услуги и функции как воплощение взаимодействия граждан и органов власти являются только частью электронного правительства.

Особое внимание должно уделяться автоматизации процессов административного управления, таких, как переход с бумажного документооборота на электронный, использование баз данных для накопления и управления необходимой информацией для обеспечения исполнения административных процессов. В тоже время, в целях преодоления традиционных особенностей восприятия органов власти обществом, существует необходимость более активной работы по выстраиванию доверительных отношений между властью и гражданами в рамках электронного взаимодействия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People. UN Department of Economic and Social Affairs. 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unpan1.un.org/ intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf.
2. The 2012 Waseda University International – Government Ranking released. Institute of e-Government, Waseda University. 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-gov.waseda.ac.jp /images/Press%20Released%20on%20e-Gov%20ranking%202012.pdf.
3. Мингалева Ж.А. Институциональные аспекты экономической модернизации // В мире научных открытий. − 2010. − № 3−3. − С. 134−139.
4. Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. − http://www.science-education.ru/102-5987.
5. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.worldbank.org.
6. В тридевятом царстве, в электронном государстве // Пресс-релиз «Фонда Общественное Мнение». 13.06.2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/ pressr_080711.
7. Трахтенберг А.Д. Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/89713723.pdf.