Культура предпринимательства: сущность и составляющие

Буторина О.В., Фукалова Ю.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Буторина О.В., Фукалова Ю.С. Культура предпринимательства: сущность и составляющие // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 57-62.

Аннотация:
Культура предпринимательства в России представлена в статье как важная составляющая бизнеса, способствующая его росту и развитию. Исследована динамика показателей, по каждой из ее составляющих. Рассмотрены особенности и проблемы формирования и развития культуры предпринимательства в нашей стране.

Ключевые слова: предпринимательство, культура предпринимательства, современная экономика, индекс предпринимательской активности

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Начиная с 80-ых годов XX века в России происходят трансформационные процессы, предполагающие формирование новых институтов. Одним из таких институтов является предпринимательство.

Предпринимательство призвано выполнить следующие функции:

1) реализовать предпринимательские инициативы;

2) обеспечить самозанятость;

3) усилить самодостаточность хозяйствующих субъектов при формировании доходов;

4) повысить эффективность функционирования национальной экономики в целом;

5) усилить толерантность между социальными группами.

Предпринимательская культура

Выполнение перечисленных функций во многом определяется сущностью предпринимательства как коммерческой деятельности в высокорискованной сфере, направленной на получение сверхприбыли на основе производства товара-инноватора или товара рыночной новизны.

При этом в российской теории нет единой трактовки предпринимательства и не определены его отличительные особенности от бизнеса. Как известно, оба вида коммерческой деятельности имеют общие черты:

1) единые принципы хозяйствования (ориентация на получение прибыли, инициативность, самостоятельность и др.);

2) общие сферы деятельности (производство товаров, предоставление услуг, финансовая деятельность, консалтинг и др.).

Особенности предпринимательства предполагают формирование его культуры как его базовой отличительной особенности и управленческого фактора, воздействующего на его дальнейшее развитие.

Предпринимательская культура как институт определяет особенности поведения хозяйствующих субъектов в социально-экономических процессах. Сущность культуры предпринимательства имеет много общего с понятием культуры. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова культура определена как совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей [3]. С учетом отличительных особенностей предпринимательской деятельности культуру предпринимательства можно трактовать как совокупность принципов осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с национальной (общественной) нормативно-правовой базой, обычаями, традициями, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса [6].

Исходя из такой трактовки предпринимательской культуры, можно выделить ее составляющие:

– законность;

– реализация обязательств;

– честность при осуществлении коммерческой деятельности;

– разработка «этического кодекса» внутри фирмы, не противоречащему общественным нормам и традициям, и следование ему.

Составляющие предпринимательской культуры

1. Законность. В Конституции РФ запрещается любая коммерческая деятельность, предполагающая монополизацию и использование недобросовестной конкуренции, а также в обязанности субъектов вменяется своевременная уплата налогов и сборов.

2. Строгое выполнение обязательств и обязанностей в соответствии с российским законодательством и традициями делового сообщества

3. Честность при осуществлении коммерческой деятельности ориентирована на личностные характеристики предпринимателя. Именно данный элемент формирует общественное мнение и, как следствие, имидж предпринимателя, отношение к нему социума. Поэтому особенно важным является соблюдение предпринимателями общих этических норм, правил и обычаев делового оборота.

Таким образом, культура предпринимательства это система правовых и этических критериев (норм), регламентирующая отношения внутри делового сообщества, при соблюдении действующих правовых актов, правил, норм.

Предпринимательская культура призвана выполнять свои экономические и социальные функции.

Экономические функции предпринимательской культуры: обеспечение роста эффективности производства; укрепление и усиление конкуренции; принятие бремени экономических рисков; разработку и реализацию экономических инноваций; эффективное управление капиталом; стабилизацию экономических процессов.

Социальные функции предпринимательства заключаются в создании условий для роста общественного благосостояния; в обеспечении самозанятости; в повышении социальной мобильности.

В целом, реализация данных функций способствует воспроизводству предпринимательской культуры, что также невозможно без непосредственного участия государства. Как известно, государство призвано создавать общие «правила игры» для хозяйствующих субъектов, способствующие усилению или ослаблению предпринимательских инициатив. Помимо государства, как фактора, формирующего цивилизованную внешнюю предпринимательскую среду, нормы, к факторам, формирующим культуру предпринимательства, относятся личностные характеристики предпринимателя, а также созданная им корпоративная культура.

Качество управления данными факторами может способствовать развитию предпринимательской культуры для наиболее полной реализации основных социальных и экономических функций.

Предпринимательская активность

Как известно, разработка концепций и программ базируется на комплексном факторном анализе, который включает в себя исследование не только самого явления (динамика и структура предпринимательства), но и факторов, определяющих его развитие.

Наш анализ основывается на использовании данных официальной статистики и экспертных оценок. На рис.1 представлена динамика индекса предпринимательской уверенности в России в период 2000−2008 гг. в различных секторах экономики [7]:

1

На рис. 1 показана неравномерность распределения рисков предпринимательства по сферам экономики России: устойчиво прогрессивной является динамика индекса предпринимательской уверенности в розничной торговле (значение от 5 до 15), а также в обрабатывающих производствах (от 2 до 6); устойчиво негативной является динамика того же индекса в строительстве (от 0 до −28).

Как нам представляется, такая неравномерность может быть связанна с конъектурой рынка, сроками оборота капитала, различия в окупаемости и доходности проектов.

Также достаточно интересным является показатель, характеризующий уровень предпринимательской активности в населенных пунктах, представленный на рис. 2 [7].

2

На основании данных графика можно сделать вывод о неравномерности предпринимательской активности: ее наиболее высокие значения в мегаполисах (свыше 7%); средние – в средних (5%) и крупных (4,7%) городах и селах (4,2%); самый низкий показатель – в малых городах (3,6%).

Правонарушения при ведении бизнеса

Выделенные тенденции не противоречат результатам национального исследования развития предпринимательства в регионах, выполненного НИУ ВШЭ в 2011 году. По его результатам, установлено, что заметные различия существуют в уровне и «качестве» активности предпринимательства, как по видам деятельности, так и по территориальной принадлежности [11].

Неравномерность развития предпринимательства связанна, как нам представляется, с незавершенностью формирования культуры предпринимательства в национальной экономике в целом, а также каждой ее структурной составляющей.

В соответствии с официальной статистикой величина показателей правонарушений в сфере предпринимательской деятельности незначительна, что связано с учетом только уголовных и налоговых преступлений в России [7].

Вместе с тем наблюдается общая позитивная динамика правонарушений по малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям (так, с 2003 по 2010 гг. их количество возросло с 9000 до 29000), относительно устойчивой является динамика уголовных и налоговых преступлений, совершаемых малыми предприятиями (за весь анализируемый период их количество не превышало 5100); наиболее значительный рост (с 9700 в 2003 г. до 27 000 в 2010 г.) правонарушений наблюдается среди индивидуальных предпринимателей.

Устойчивый рост уровня правонарушений среди субъектов малого предпринимательства может свидетельствовать о наличии существенных противоречий между самостоятельностью, экономической свободой, инициативой и правовой составляющей, нормами делового сообщества.

Честность в экономических отношениях

Вторым элементом является – уровень выполнения обязательств и обязанностей, социальной ответственности.

Выделенные зависимости во многом могут быть объяснены особенностями формирования традиций предпринимательства в России.

Деструктивные действия предпринимателей во многом объясняются их недостаточной подготовленностью к социальной и общественной ответственности [9].

Сформированные историческим прошлым негативные тенденции во многом определяют современный социальный облик предпринимателя не только в обществе в целом, но и в экономических взаимосвязях внутри делового сообщества.

Важным элементом предпринимательской культуры является честность в экономических отношениях при осуществлении коммерческой деятельности.

В целом структурный анализ развития предпринимательской культуры и ее составляющих в современной России определяется следующими особенностями: в предпринимательской практике доминируют неформальное регулирование взаимоотношений (личный опыт); в отношениях с партнерами преобладают агрессивные стратегии; в отношениях с персоналом преобладают патерналистские ценности; социальная ответственность предпринимателя находится только в стадии формирования.

Вывод

Выделенные особенности культуры предпринимательства и его структурных составляющих в экономике современной России свидетельствуют о начавшихся прогрессивных изменениях: в личной идентификации; в ориентации при развитии на производство, а не на торговлю; с формированием организационной культуры; в усилении осознании общественной пользы, приносимой людям.


Источники:

1. Кузнецова Т. Как создать культуру взаимного доверия и уважения в компании // Новый менеджмент. – 2011. − № 1. – С. 26−30.
2. Курбатова Л.Н. Инновационная функция менеджмента как характеристика управленческой культуры // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие инновационного предпринимательства в современной экономике», г. Пермь, 22−23 апреля 2008 г. / Пермский государственный технический университет. − Пермь, 2008 . – С. 164−169.
3. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. − М.: ИНФРА-М, 2009 . – 608 с.
4. Лепихина Т.Л. Роль менеджмента в формировании предпринимательской культуры фирмы // Российское предпринимательство. − 2011. – № 12. − Ч.1 . – С. 39−44.
5. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие для вузов. − Москва: ИНФРА-М, 2011. – 348 с.
6. Малое и среднее предпринимательство в России: ст. сборник / Росстат. – М.: Росстат, 2009, 2010, 2010 . – 172 с.
7. Российский статистический ежегодник. – М., 2010.
8. Невская М.А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: практическое пособие. − М.: Дашков и К, 2009 . – 229 с.
9. Неретин О. Федеральная политика в сфере культуры // Российское предпринимательство. – 2012. − № 4. − С. 4−9.
10. Савицкая Л. Внутренний мир организаций // Новый менеджмент. – 2012. − № 1. − С. 62−68.
11. Чиркунов О. Экономическое чудо: рынок и культура // Вопросы экономики. – 2010. − № 9. − С. 15−25.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:45:49