Административное регулирование строительной отрасли региона

Фаттахова А.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фаттахова А.Р. Административное регулирование строительной отрасли региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 164-167.

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема неэффективной системы государственного и административного регулирования отношений в строительной отрасли регионов. Намечен один из путей решения через внедрение новых инновационных методов контроля и мониторинга за строительными объектами.

Ключевые слова: государственное регулирование, строительная отрасль, административное управление, система контроля

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На текущий момент в России сложилась ситуация, когда значительная часть строительных заказов формируется государством, в том числе в лице региональных и муниципальных властей.

При столь значимом прямом участии в жизнедеятельности строительной индустрии административное регулирование со стороны ответственных уполномоченных чиновников приобретает важнейшее значение. Значимым в данном случае является не только сохранение конкурентной среды при распределении государственных строительных заказов путем равного и справедливого доступа всех участников к тендерам и конкурсам по размещению строительных объемов, но и активное регулирование и контроль за самим процессом исполнения строительных заказов, особенно в крупных городах уровня г. Казань.

Самое прямое участие в процессе строительства через административное регулирование важно еще в связи с тем, что сам процесс строительства в крупных городах напрямую влияет на жизнедеятельность города, оказывая довольно значительное влияние на социальную и экономическую эффективность его жителей и предприятий.

Самый яркий пример – дорожное строительство. Как показывает практика, выделение крупных государственных средств, в том числе из федерального бюджета не является достаточным для организации логичного, эффективного и наиболее оперативного строительного процесса. Нарушения сроков, регламентов и порядка ведения строительных работ при дорожном строительстве, которые ведут к настоящему хаосу на дорогах города и значительным потерям в экономическом плане, в принципе должны регулироваться законодательством, а также регламентирующими документами саморегулирующихся организаций в строительной сфере.

Неэффективно работающая система административного регулирования

Однако, как известно, строгость законов в России компенсируется необязательностью их применения. И имеющееся определенное несовершенство нормативной базы, и традиционный, в какой-то мере правовой нигилизм руководителей строительных компаний, и слабый контроль со стороны структур, призванных следить за исполнением всех нормативов и регламентов в строительной отрасли, отягощенный коррупцией, круговой порукой и клановыми связями. Все это приводит к тому, что многие важнейшие процессы в нашей стране, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, вынуждены идти под так называемом «ручным управлением» – чисто российском административном изобретении. И самым значительным образом это касается процесса строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В качестве примера можно вспомнить недавние события в одном из крупных населенных пунктов – г. Казань. Как известно, факт всего лишь стандартного атмосферного явления – продолжительных дождей, привел к крайне тяжелой транспортной ситуации в городской дорожной инфраструктуре. Многие транспортные магистрали были просто заблокированы, на остальных скорость передвижения транспортных средств стремилась к нулю – очевидно, что для экономических субъектов всех уровней такая ситуация приводит к реальным материальным потерям.

И в ситуации неэффективно работающей системы административного регулирования в области строительства происходило крайне показательное отвлечение самых дорогостоящих трудовых ресурсов администрации города на решение тех проблем, которые система административного регулирования должна была решить в автоматическом, рабочем порядке.

Проблема «ручного метода» административного управления в строительстве

В частности, мэр города был вынужден лично вмешиваться в решение таких проблем, как мусор в системе ливневой канализации или попадание осадков в новый подземный переход [1]. Можно просчитать количество проблем такого уровня в строительной сфере города, оценить объем рабочего времени главы города и сделать вывод, что подобный вынужденный метод решения проблем крайне неэффективен, априори может быть только очень избирательным, а, значит, все остальные проблемы такого уровня имеют шанс остаться нерешенными, и, безусловно, очень дорогостоящими, поскольку рабочее время высших должностных лиц города обходится бюджету весьма недешево.

Практика показывает, что проблема необходимости использования «ручного метода» административного управления объективно необходимого административного регулирования процессов в строительстве затрагивает все административные уровни, а не только муниципальный.

Например, глава Республики Татарстан совместно с министрами обсуждали мелкие проблемы материального снабжения строительства сельских клубов, а именно проблему несвоевременной поставки несортового леса для возведения строительных ферм [2].

Также все помнят активное вмешательство главы федерального правительства в обсуждение качества и гарантийных обязательств подрядчика небольшого участка автодороги на о. Русский [3].

Данные примеры приведены для иллюстрации абсолютно реальной проблемы неэффективной системы государственного и административного регулирования отношений в строительной отрасли. Банальное утверждение, что строительство является одним из основных локомотивов экономики, тем не менее, является абсолютной истиной и поэтому формирование эффективно, адекватно и самостоятельно работающей системы государственного административного регулирования и контроля за строительной и жилищно-коммунальной сферой совершенно неизбежно [4].

Новые инструменты мониторинга строительных объектов

Однако живем мы здесь и сейчас, и ни город, ни республика, ни страна не могут отложить жизнь на потом – поэтому при отсутствии такой системы мы наблюдаем описываемые факты «ручного управления», отвлечения самых дорогостоящих временных административных ресурсов на «мусор в колодце», «луж в переходе» или «отсутствия несортовых досок для строительства сельского клуба».

Один из путей решения данной проблемы – увеличение эффективности функционирования надзорных служб, например Государственной инспекции строительного надзора. Государственной инспекцией осуществляется государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, и в своей работе эта служба могла бы применять новые инновационные методы контроля и мониторинга за строительными объектами.

Для мониторинга процесса строительства и реконструкции необходимо использовать новые технологические возможности, которые появляются в связи с стремительным информационно-техническим развитием в мире. Для крупных строительных объектов, например, возможно использование общедоступных данных аэро, фотосъемки, в том числе данные спутниковой съемки. Возможна как разработка программного обеспечения, анализирующего общедоступные данные панорамных съемок с целью выявления возможных отклонений в порядке и регламенте проведения строительных работ, так и профессиональное визуальное изучение данных для определения возможных проблемных участков. В итоге можно было бы с минимальными затратами создать новый, ранее неиспользовавшийся инструмент мониторинга строительных объектов.

Нельзя не отметить уже пробно использовавшийся инструмент удаленного наблюдения за ходом проведения строительных работ путем установки мобильных камер, передающих изображение посредством gprs-связи. С минимальными затратами на данное недорогое оборудование, легкостью установки в любом месте и практически в любых условиях, с символическими затратами на обслуживание данный вариант удаленного наблюдения позволил бы более качественно и плотно с имеющимися трудовыми ресурсами охватить большее количество строительных объектов.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что любая отлаженная рабочая управленческая система эффективнее и оптимальнее «ручного метода» управления, априори более дорогостоящего и медленного, тем более, в системе административного и государственного контроля в сфере строительства. Поэтому построение такой системы будет одной из важных основ дальнейшего развития строительной индустрии регионов и страны в целом.


Источники:

1. Деловая электронная газета «Бизнес-Onlain» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/text/65043/.
2. Деловая электронная газета «Бизнес-Onlain» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/63694.
3. Электронная газета «Ведомости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1861046/medvedev/.
4. Романова А.И. Диагностика результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. – 2011. − № 12. − С. 122−127.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:24