Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»23 / 2012

Управление развитием полиграфического производства в условиях кризиса

Полухина Алла Леонидовна, Соискатель, сектор региональной экономики, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия

Стрельникова Елена Владимировна, Аспирант, сектор региональной экономики, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 32

Аннотация:
В статье рассматриваются системные проблемы отечественной полиграфии в условиях кризиса и активного развития средств мультимедиа. Сделан акцент на необходимости применения в полиграфической деятельности бизнес-модели, обладающей возможностью адаптации к изменяющимся требованиям медиа-рынка.
Цитировать публикацию:
Полухина А.Л., Стрельникова Е.В. Управление развитием полиграфического производства в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 118-122.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Полиграфическому производству сегодня приходится функционировать в условиях жесточайшей конкуренции. С одной стороны, стремительное развитие техники и информационных технологий, как альтернативных средств представления и передачи информации, с другой стороны – кризисные явления в мировой экономике, усугубившие и без того непростое положение полиграфических предприятий.

Мировой финансово-экономический кризис отразился на российской полиграфии. Полиграфическая отрасль, как и многие другие, переживает тяжелые времена: и крупные комбинаты, и маленькие типографии вынуждены бороться за выживание. Сокращение персонала, реструктуризация и продажа активов, замораживание инвестиционных проектов – это объективная реальность последних лет. События развиваются настолько стремительно, что информация устаревает раньше, чем ее успевают опубликовать. Управление полиграфическим предприятием в условиях неопределенности – объективная реальность нынешнего времени [3].

Роль эффективного менеджмента в условиях кризиса

В качестве основных кризисных факторов, оказывающих негативное воздействие на стабильность полиграфического производства, отметим следующие:

− со стороны потребителей наблюдается снижение объемов заказов, выдвижение требований отсрочки платежей и снижения цен на полиграфические работы и услуги, внесение изменений в номенклатуру заказа, уход к конкурентам с более гибкой ценовой политикой;

− со стороны поставщиков – ужесточение условий поставки и оплаты, в частности, учащение требований предоплаты, срывы поставок, повышение цен на товары и услуги;

− со стороны банков – повышение ставок по кредитам и займам, усложнение процедур и снижение возможностей предоставления кредитов и займов, задержка платежей.

Подобные тенденции, в свою очередь, негативным образом отражаются на состоянии и функционировании полиграфического производства:

− повышается нестабильность производства;

− снижаются объемы и число тиражей и прочих заказов на печатную продукцию;

− наблюдается отток покупателей;

− обостряется ценовой демпинг;

− возникают и увеличиваются долги перед поставщиками;

− дефицит ликвидности;

− срывы поставок продукции;

− в крайнем случае – убытки, остановки производства и неопределенность перспектив.

Устойчивое функционирование в условиях кризиса предполагает, прежде всего, эффективный производственный менеджмент, способный своевременно и квалифицированно предвидеть и нейтрализовывать на стадии возникновения кризисные явления в производственной деятельности. В частности, эффективный менеджмент в полиграфическом производстве должен включать в себя [3, 4]:

− в сфере производства – анализ себестоимости, оптимизацию производственных процессов и затрат на ремонты и ТО, оперативный анализ рентабельности заказов;

− в сфере управления – контроль ключевых показателей бизнеса, обеспечение ликвидности, снижение затрат, бюджетирование, планирование поступлений и расходов, эффективный менеджмент персонала;

− в сфере снабжения и закупок – оптимизация складских запасов, тщательный выбор поставщиков;

− в сфере сбыта и продаж – управление отношениями с клиентами, гибкая ценовая политика, определяющая конкурентоспособные цены, ориентация на индивидуальные потребности клиентов.

Производство печатной продукции и контент в цифровом формате

Кризис 2008–2009 гг.в и его затянувшиеся последствия доказали объективную реальность: возврата к прежним условиям ведения полиграфического бизнеса, вероятно, уже не будет. По результатам анализа последствий кризисных явлений на полиграфическом рынке, состояния и проблем развития полиграфических холдингов, главной практической задачей эксперты определяют – обозначить основные этапы движения в сторону мультимедийности и освоения новых источников доходов [2, 5]. Практически, для полиграфических предприятий это означает необходимость решения сложнейшей задачи – нахождения оптимального баланса между производством печатной продукции и расширяющейся сферой распространения контента в цифровом формате.

Продолжающиеся кризисные явления в мировой экономике дали старт принципиальным изменениям, определяющим дальнейшее развитие издательско-полиграфического комплекса страны. Стремительное развитие электронных средств массовых коммуникаций вызывает дискуссии о возможности замены печатной прессы на интернет-СМИ и полного перевода книгоиздания на планшетные носители. Эти вопросы в какой-то степени уже стали общепринятыми, но что примечательно – ответы в большинстве случаев имеют диаметрально противоположный смысл: или наступил «конец эры Гуттенберга», или «печать будет существовать вечно». Из многочисленных дискуссий последнего времени по данной проблематике можно сделать главный вывод – электронные коммуникационные технологии будут иметь возрастающее влияние на общественное сознание и повышенное воздействие на рынок печатной продукции, вытесняя (замещая) печатные издания.

Точное прогнозирование развития событий в данном направлении весьма проблематично, так как бумажные СМИ имеют ряд уникальных преимуществ. Тем не менее, существует ряд объективных предпосылок для расширения сфер влияния электронных средств массовых коммуникаций:

− в информационной сфере в ближайшее время все больше будут доминировать интернет-СМИ и мультиплатформенные СМИ. Этому способствует всеобщая «дигитализация» – перевод любого контента в цифровой формат и его доставка потребителю по любому каналу (ПК, ридеры, планшетники, мобильные телефоны и др.);

− низкие темпы распространения интернета в России не меняют общей тенденции, связанной с простотой копирования цифрового контента, его оперативностью и изменениями модели потребления информации в обществе;

− тенденция сокращения доходов от печатной рекламы и снижение объемов печатных СМИ приведет к кризису системы распространения прессы, ее рентабельность будет снижаться и на определенном этапе этот бизнес станет убыточным.

Системный кризис в отечественной полиграфии

Если оценивать все происходящие события в медиа-среде с позиции полиграфической деятельности, которая в основном занимает промежуточное положение в общей цепи создания и реализации печатной продукции и является сферой услуг, то ее дальнейшее развитие практически полностью зависит от спроса на тот или иной контент и успешности его распространения. И в данном случае, когда речь идет об издательской продукции, полиграфия может содействовать конкурентоспособности этих процессов за счет расширения и качественного выполнения требуемых работ (услуг).

В этой связи следует констатировать, что печатный бизнес как таковой постепенно теряет уровень актуальности и перед полиграфическими предприятиями неизбежно встает задача позиционирования своего положения в складывающейся системе мультимедиа. К сожалению, сегодня нельзя сказать, что такая постановка вопроса широко обсуждается в профессиональных полиграфических кругах. И это в то время, когда, как отмечают многие эксперты, влияние изменений в медиа-среде на полиграфическое производство хоть и опосредованно, но постоянно возрастает.

Сегодня уже можно говорить о начале развития в отечественной полиграфии системного кризиса под воздействием расширяющегося применения новых информационных технологий. Их влияние уже проявляется ежемоментно и связано с возникновением целого ряда негативных для полиграфии факторов. Это, главным образом, последовательный спад объемов производства печатной продукции, крайне низкий уровень рентабельности ведения полиграфического бизнеса и увеличение количества убыточных типографий, изменение структуры рынка полиграфических работ в результате усиления конкуренции с зарубежной полиграфической базой. Возможна трансформация существующей системы децентрализованной печати, и как следствие, на базе возможностей сетевой передачи данных и цифровой печати образование центров распространения печатных изданий «по требованию».

Стратегическая бизнес-модель в полиграфической деятельности

Стремительные изменения в медиа-среде и растущая конкуренция со стороны цифровых медиа требуют от издателей печатной продукции новых подходов и технологических решений. Падение выручки от продаж, вызванное ускоренным развитием компьютерных технологий, побуждают издателей печатных СМИ искать новые способы распространения своей продукции. Среди них – распространение цифровых версий изданий через специальные сетевые сервисы, сохраняющие верстку и дизайн печатных аналогов.

Полиграфическим предприятиям необходимо определить, какую роль они играют в настоящее время на общероссийском и региональном рынках печатной продукции. Необходимо провести анализ своих возможностей и возможностей конкурентов. Следует определить перспективные объемы потребления печатной продукции разного рода в регионе и свою долю в обеспечении этой потребности. Исходя из этого разработать стратегию развития предприятия и определить затраты, требуемые для реализации разработанной стратегии, предложить механизмы получения средств на выполнение поставленных задач, рассчитать сроки окупаемости требуемых капитальных вложений.

Сегодня очень важно представлять достоверную картину состояния мировой полиграфии и уровень полиграфического производства в России, оценивать силу воздействия на полиграфию мультимедийных средств коммуникации и на этой основе определять стратегические направления дальнейшего развития рынка печатной продукции и полиграфических работ, рынков оборудования, материалов, труда и капитала. Конечным результатом такого анализа должна стать стратегическая бизнес-модель в полиграфической деятельности, обладающая возможностью адаптации к изменяющимся требованиям медиа-рынка.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Антон Н. Мировой рынок полиграфических услуг и перспективы его развития. – Рига: Балтийская международная академия, 2009.
2. Воротягин И.А. Проблемы и стратегические перспективы развития полиграфических холдингов в России // Российское предпринимательство. – 2012. – № 3. – С. 107–111.
3. Воротягин И.А., Пыткин А.Н. Особенности развития предприятий полиграфического холдинга в конкурентной среде. – Пермь: Полиграф Сити, 2010. – 50 с.
4. Полухина А.Л. Особенности управления полиграфическим производством в рыночной среде // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22.
5. Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития // Отраслевой доклад Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. – М., 2012. – 74 с.