Особенности управления полиграфическим производством в рыночной среде

Полухина А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Полухина А.Л. Особенности управления полиграфическим производством в рыночной среде // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 138-142.

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности организации полиграфического производства, влияющие на эффективность управления им в условиях конкурентной среды. Особое внимание уделяется системе нормирования производственного процесса и взаимодействию стратегического и оперативного управления производством.

Ключевые слова: нормирование, рыночная среда, печатная продукция, полиграфическое производство, информационное и методологическое обеспечение управления



Рыночные условия хозяйствования влекут неминуемые преобразования полиграфической отрасли в мультимедиа среду, что естественным образом порождает новые особенности и формирует рыночную специфику самого полиграфического производства, которая, в свою очередь, выдвигает новые требования к системе управления. Адаптируясь к требованиям рынка, современное полиграфическое производство способно обеспечивать большое разнообразие продукции и услуг с применением различных производственных технологий [1], что приводит к существенным колебаниям в технических настройках и параметрах производственной системы.

В динамичных условиях конкурентной среды при жестких временных границах выпуска полиграфическое производство нуждается в высоком уровне организации с непременным свойством гибкости производственных процессов, что предъявляет высокие требования к организации управления производством на полиграфических предприятиях [2].

Особенности управления полиграфическим производством формируются, во-первых, исходя из специфики производственного процесса печати, а во-вторых, с учетом особенностей производственного оборудования, используемого в процессе производства. В связи с этим, первостепенной задачей в процессе формирования эффективного управления полиграфическим производством является выявление всей совокупности особенностей, определяющих его специфику.

Этапы управления полиграфическим производством

В соответствии со спецификой производственного процесса, в управлении полиграфическим производством можно выделить следующие этапы:

1) расчет и оформление заказа на полиграфическую продукцию;

2) планирование и диспетчеризация загрузки производственных мощностей;

3) регистрация фактической выработки;

4) управление складскими запасами;

5) получение и анализ управленческой и экономической информации, формирование отчетности.

Особенности полиграфического оборудования:

– современное полиграфическое оборудование относится к классу высокотехнологичного оборудования, что требует соответствующей квалификации персонала;

– автоматизация полиграфического производства находится на довольно высоком уровне;

– продукция полиграфического производства является дискретной, во многих системах управления замыкание осуществляется только по результатам измерений на готовом оттиске;

– высокий уровень загрузки производственного оборудования;

– работа в режиме реального времени;

– жесткий контроль времени и качества на каждой стадии прохождения заказа.

Для планирования загрузки оборудования до распределения входящих в состав полиграфического заказа технологических операций по конкретным единицам оборудования должно быть известно расчетное время выполнения этих операций. Путем сравнения расчетных плановых и фактических показателей, полученных в ходе оформления и выполнения полиграфического заказа, осуществляется анализ управленческой и экономической эффективности предприятия.

Производственные и планово-экономические нормативы

Одним из основных этапов управления полиграфическим производством является подготовка информационного и методологического обеспечения управления, которое представляет собой комплекс производственных нормативов и алгоритмов решения отдельных управленческих задач. Нормативы и алгоритмы должны быть заложены в любую систему управления.

Для того чтобы управление полиграфическим производством представляло собой полнофункциональную систему, реализующую функции технической подготовки заказа, планирования и производственного учета, в первую очередь, необходимо разработать и сформировать его нормативное обеспечение, а именно комплекс производственных и планово-экономических нормативов, включающий следующие документы:

– нормы технологических отходов бумаги;

– нормы времени (выработки) на технологические операции;

– нормы расхода основных материалов;

– нормативы стоимости на технологические операции;

– нормативы стоимости на основные виды материалов и бумаги;

– нормативы накладных расходов и модель затрат предприятия.

Опыт внедрения информационных систем на полиграфических предприятиях показывает, что практически на любом предприятии перечисленные выше нормативы формально присутствуют, но они, как правило, малопригодны для настройки информационной системы. Основными причинами низкого качества нормативного обеспечения управления полиграфическим производством являются:

– ориентация на узкий круг специалистов, в связи с чем нормативы содержат неполные данные (подразумевается, что все, что не отражено в нормативах, общеизвестно);

– быстрое устаревание нормативного обеспечения полиграфии: развитие техники опережает разработку нормативной базы;

– некоторые технологические операции не нормируются, и затраты на них рассматриваются как накладные расходы (иногда это оправданно, но может помешать процессу планирования);

– производственные и планово-экономические нормативы различаются по структуре (разная детализация операций, разная параметризация и т.п.).

Поэтому перед внесением нормативной базы в систему управления требуется провести работу по ее формализации.

Анализ отклонений от плановых показателей

Для оперативного контроля за деятельностью предприятия используется анализ отклонений, под которыми подразумеваются отступления от плановых показателей, допущенных в ходе производственной деятельности.

Анализ составляющих отклонений позволяет выявить причины невыполнения или перевыполнения плана, а также определить, кто за это должен нести ответственность. Причинами возникновения отклонений могут быть недостатки в организации как производства, так и планирования, в частности при установлении нормативов. Возможны отклонения, возникающие в результате действия непредвиденных обстоятельств, носящих разовый, единичный характер. Практически на всех предприятиях случаются отклонения сезонного характера.

Для того чтобы анализ отклонений дал действенные результаты, предварительно следует выяснить, какие составляющие отклонений обусловлены производственными причинами, а какие – ошибками планирования. И только после этого следует концентрировать усилия на совершенствовании производственного менеджмента или системы нормирования.

При этом практика показывает, что существующий уровень взаимодействия оперативного и стратегического управления производством полиграфической продукции является крайне нерезультативным, что влечет за собой ряд проблем, решение которых требует внедрения новых или модернизированных технологических процессов, а также переподготовки работников основного производства [3]. Для полиграфического производства характерны следующие проблемы: дефицит производственных мощностей, неоптимальность календарных планов производства, прерывность производственных циклов, нарушения технологии производства, неэффективное управление запасами. Кроме того, на уровень взаимодействия стратегического и оперативного управления производством влияет специфика полиграфического производства (см. табл. на с. 141).

Таблица

Специфика полиграфического производства

Вывод

Таким образом, внедрение системы нормативного обеспечения управления, отражающего специфику полиграфического производства, а также совершенствование механизма взаимодействия стратегического и оперативного управления производством печатной продукции станет залогом успешного осуществления полиграфическим предприятием хозяйственной деятельности в условиях конкурентной среды.


Источники:

1. Воротягин И.А. Проблемы и стратегические перспективы развития полиграфических холдингов в России // Российское предпринимательство. – 2012. – № 3. – С. 107–111.
2. Воротягин И.А., Пыткин А.Н. Особенности развития предприятий полиграфического холдинга в конкурентной среде. – Пермь: Полиграф Сити, 2010. – 50 с.
3. Немтинов Р.В., Пыткин А.Н. Механизм взаимодействия стратегического и оперативного управления производством конкурентоспособной продукции // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12 (2). – С. 80–85.
4. Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития // Отраслевой доклад Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. – М., 2012. – 74 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:28:17