Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»22 / 2012

Алгоритм выбора способов развития технологических знаниевых ресурсов фирмы

Благов Евгений Юрьевич, ассистент кафедры информационных технологий в менеджменте Высшей школы менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

Algorithm for Choosing Ways of Development of the Technological Knowledge Resources of the Firm - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 58

Аннотация:
В статье представлен алгоритм принятия менеджерами решений о выборе способов развития технологических знаниевых ресурсов фирмы. Алгоритм основывается на результатах эмпирической проверки гипотез о критериях данного выбора, основывающихся на специфичности технологических знаниевых ресурсов и неопределенности трансакций извлечения данных ресурсов на российских предприятиях машиностроительной отрасли.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Благов Е.Ю. Алгоритм выбора способов развития технологических знаниевых ресурсов фирмы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 83-88.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одним из наиболее значимых аспектов определения границ фирмы в современной знаниевой экономике является проблема выбора способов развития технологических знаниевых ресурсов (ТЗР) фирмы между использованием внутренних либо внешних источников требующихся ТЗР, то есть, между созданием данных ресурсов собственными силами или их извлечением из каких-либо внешних источников (что также может подразумевать различные способы извлечения).

Особо актуальным объектом исследования выбора способов развития ТЗР фирмы представляется машиностроительная отрасль.

Представленные в современной российской и зарубежной литературе исследования в области управления развитием ТЗР фирмы сфокусированы в основном на телекоммуникационной, фармацевтической и IT-отраслях промышленности и на сфере услуг, в то время как машиностроительной отрасли уделяется недостаточное внимание. Однако именно эта отрасль представляет существенный интерес для исследований ввиду таких своих особенностей, как типичная для предприятий отрасли многопрофильность, многодетальность и многооперационность производства, усложняющая управление технологическими знаниевыми ресурсами.

Факторы и критерии выбора способов развития ТЗР фирмы

Использование для развития технологических знаниевых ресурсов фирмы внутренних источников данных ресурсов подразумевает создание требующихся ТЗР собственными силами фирмы; использование же для этой цели внешних источников требующихся ТЗР может подразумевать использование различных способов извлечения ТЗР из этих источников. На основе литературы, посвященной исследованию границ фирмы с точки зрения теории трансакционных издержек и с точки зрения знаниевой теории фирмы, можно выделить три таких способа:

1) поглощение фирмы – носителя необходимых технологических знаниевых ресурсов;

2) вступление в долгосрочные кооперативные отношения с носителем необходимых ТЗР;

3) приобретение необходимых ТЗР у стороннего подрядчика.

В качестве факторов, влияющих на выбор менеджерами фирм способов развития технологических знаниевых ресурсов, автором в работе [1] на основе как анализа литературы, так и серии полуструктурированных глубинных интервью с менеджерами четырех машиностроительных компаний выделяются следующие факторы:

– важность необходимых ТЗР для результата фирмы («ВЖН»);

– взаимозависимость фирмы и возможного контрагента («ВФК») (включая взаимозависимость результатов фирмы и возможного контрагента («ВФКр») и способность менеджеров фирмы контролировать действия возможного контрагента («ВФКс»);

– уникальность необходимых ТЗР («УН1»), ТЗР фирмы в целом («УН2») и предложения фирмы («УН3») по отношению к соответствующим рынку и отрасли;

– сравнительная ориентация фирмы на конкуренцию по цене («КЦ») или качеству («КК»);

– необходимость дальнейшего развития требующихся фирме ТЗР («НРазв»).

Все эти факторы сводятся к специфичности необходимых ресурсов и неопределенности затрагивающих данные ресурсы трансакций в трактовке Уильямсона [3].

На основе анализа предположительного влияния этих факторов на специфичность необходимых технологических знаниевых ресурсов и неопределенность трансакций, связанных с получением этих ресурсов, в [1] выдвинуто девять гипотез о критериях выбора менеджерами машиностроительных компаний способов развития ТЗР, основывающихся на данных факторах.

В качестве примера формулировок гипотез можно привести формулировку гипотезы 1:

«Увеличение ВЖН будет приводить к увеличению вероятности склонности менеджеров к созданию необходимых ТЗР собственными силами, поглощению фирмы – носителя необходимых ТЗР и вступлению в долгосрочные кооперативные отношения с носителем необходимых ТЗР при увеличении ВФКс, и, в свою очередь, к уменьшению вероятности склонности менеджеров к приобретению необходимых ТЗР у стороннего подрядчика».

Формулировки остальных гипотез имеют аналогичный вид.

Эмпирический анализ сформулированных в [1] гипотез проводился на последующей стадии исследования с помощью порядкового пробит-анализа на выборке топ-менеджеров (генеральных директоров, технических директоров и директоров по развитию) 30 российских машиностроительных компаний.

На основе критериев, использование которых респондентами для выбора способов развития ТЗР фирмы подтверждается по результатам эмпирического анализа на статистически значимом уровне, разрабатывается алгоритм выбора способов развития технологических знаниевых ресурсов фирмы.

Алгоритм выбора способов развития технологических знаниевых ресурсов

Очевидным начальным этапом выбора способов развития технологических знаниевых ресурсов при осознании менеджерами наличия «разрыва» в используемых фирмой ТЗР [2] является выбор между использованием внутренних либо внешних источников данных ресурсов, необходимых для закрытия этого «разрыва».

Это решение принимается на основе фактора НРазв, так как по результатам эмпирического исследования на статистически значимом уровне подтверждается предположение о том, что увеличение этого фактора увеличивает вероятность склонности менеджеров к созданию ТЗР собственными силами фирмы.

Так, если необходимые технологические знаниевые ресурсы требуют дальнейшего развития в процессе использования фирмой в большей степени, чем сравнимые ТЗР, которые фирма использует в настоящее время или планирует использовать, то менеджерам следует из возможных способов развития предпочесть создание данных ресурсов собственными силами фирмы. Если же фактор НРазв не больше такового для сравнимых ТЗР, то представляется более релевантным вариант извлечения требующихся ТЗР из внешних источников.

В случае предпочтения данного выбора, следующим этапом является выбор одного из трех возможных способов извлечения данных ресурсов из внешних источников.

Первый из критериев выбора между данными способами основывается на факторе ВФКс.

По результатам эмпирического анализа на статистически значимом уровне подтверждается предположение о противоположно направленном воздействии факторов ВФК (в том числе ВФКс) и НРазв на вероятность склонности менеджеров к выбору создания долгосрочных альянсовых взаимоотношений с фирмой – носителем необходимых ТЗР.

Поэтому при сравнительном увеличении способности менеджеров контролировать действия данного потенциального контрагента, по сравнению с другими в алгоритме, рекомендуется выбор данного способа развития ТЗР.

Однако результаты эмпирического исследования также показывают, что на вероятность склонности менеджеров к выбору этого способа оказывает отрицательное воздействие увеличение фактора УН1 по отношению к соответствующему рынку.

Соответственно, выбор такого способа развития ТЗР фирмы, как создание долгосрочных альянсовых взаимоотношений с носителем необходимых ТЗР рекомендуется только в том случае, когда необходимые технологические знаниевые ресурсы не являются более уникальными по отношению к соответствующему рынку, чем другие сравнимые ТЗР, которые фирма использует в настоящее время или планирует использовать.

В противном случае, равно как и в том случае, когда способность менеджеров контролировать действия возможного контрагента не выше в сравнении с другими актуальными и потенциальными контрагентами, критерием принятия решения является фактор ВФКр.

Согласно результатам эмпирического анализа, на статистически значимом уровне частично подтверждается предположение о противонаправленном влиянии факторов ВФК и НРазв на вероятность склонности менеджеров к выбору приобретения необходимых ТЗР у стороннего подрядчика, и частично не подтверждается предположение о противонаправленном влиянии этих факторов на вероятность склонности менеджеров к выбору поглощения фирмы – носителя необходимых ТЗР.

В обоих случаях при отрицательном влиянии увеличения НРазв на вероятность склонности менеджеров к выбору соответствующих способов влияние увеличения ВФКр является положительным.

Оценка параметра при переменной, соответствующей фактору ВФКр для пробит-модели с зависимой переменной вероятности склонности менеджеров к выбору варианта поглощения фирмы – носителя необходимых ТЗР по результатам эмпирической проверки гипотез значительно выше, чем для пробит-модели с зависимой переменной вероятности склонности к выбору приобретения необходимых ТЗР у стороннего подрядчика.

Исходя из этого, при сравнительном увеличении взаимозависимости результатов фирмы и возможного контрагента, по сравнению с другими возможными контрагентами, рекомендуется выбор поглощения фирмы – носителя необходимых ТЗР.

Напротив, при сравнительном уменьшении этой взаимозависимости рекомендуется выбор приобретения необходимых ТЗР у стороннего подрядчика.

В отличие от остальных критериев алгоритма, соответствующих предположениям гипотез о влиянии на выбор способов развития ТЗР факторов, основывающихся на специфичности данных ресурсов и неопределенности трансакций, связанной с их получением, эти два критерия выглядят нелогично. В самом деле, согласно предположениям [3], увеличение сравнительной взаимозависимости результатов фирмы и возможного контрагента, то есть, уменьшение неопределенности трансакции должно приводить к увеличению склонности выбора менеджерами приобретения необходимых ТЗР у стороннего подрядчика.

Можно предположить, что этот результат является следствием воспринимаемой менеджерами возможности синергии от интеграции с фирмой – носителем необходимых ТЗР [4], обладающей высокой степенью взаимозависимости результатов с фокальной фирмой.

Соответственно, интересным направлением дальнейшего развития исследований факторов, влияющих на принятие решений о выборе способов развития ТЗР фирмы, является проверка того, при каких условиях значимость воспринимаемой возможности синергии как основы критериев выбора выше значимости неопределенности трансакции.

В схематическом виде разработанный алгоритм выбора менеджерами способов развития технологических знаниевых ресурсов фирмы представлен на рис. (см. на с. 87).

Рис. Алгоритм выбора менеджерами способов развития технологических знаниевых ресурсов фирмы

Заключение

Основные результаты описываемого в работе исследования можно суммировать в следующих выводах.

Во-первых, выделены основные используемые фирмами способы развития технологических знаниевых ресурсов: создание требующихся ТЗР собственными силами фирмы, поглощение фирмы – носителя необходимых технологических знаниевых ресурсов, вступление в долгосрочные кооперативные отношения с носителем необходимых ТЗР и приобретение необходимых ТЗР у стороннего подрядчика.

Во-вторых, выявлено пять основных факторов, влияющих на выбор данных способов менеджерами фирм машиностроительной отрасли.

В-третьих, в результате эмпирического исследования выборки топ-менеджеров российских машиностроительных компаний определены основывающиеся на данных факторах критерии выбора способов развития технологических знаниевых ресурсов фирмы.

Наконец, на основе данных критериев разработан алгоритм выбора способов развития ТЗР, который может использоваться менеджерами фирм различных отраслей (в первую очередь, машиностроительной отрасли) для управления развитием технологических знаниевых ресурсов фирмы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Благов Е.Ю. Восприятие потребности в обновлении технологического знания // Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. – 2010. – Вып.3. – С. 23–46.
2. Зак М.Х. Разработка знаниевой стратегии // Управление знаниями: хрестоматия. – СПб: Высшая школа менеджмента. – 2009. – С. 162–188.
3. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О.И. Уильямсон; Пер. с англ.: научн. ред. В.С. Катькало. СПб: Лениздат. – 1996. – 702 c.
4. Tanriverdi H., Venkatraman N. Knowledge relatedness and the performance of multibusiness firms / H. Tanriverdi, N. Venkatraman // Strategic Management Journal. – Feb. 2005. – Vol. 26, Issue 2. – pp. 97–119.
5. Vanhaverbeke W., Gilsing V., Duysters G. Competence and governance in strategic collaboration: the differential effect of network structure on the creation of core and noncore technology / W. Vanhaverbeke, V. Gilsing, G. Duysters // Journal of Product Innovation Management. – Sep. 2012. – Vol. 29, Issue 5. – pp. 784–802.