Особенности формирования социально-экономического процесса в России

Шадоба Е.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шадоба Е.М. Особенности формирования социально-экономического процесса в России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 4-9.

Аннотация:
На сегодняшний день в условиях развития государства в целом и его отдельных территориальных образований особое значение приобретает формирование социально-экономических процессов. В основе проведенного в статье теоретического исследования структуры социально-экономических процессов заложен целостно-деятельностный подход. В заключение автор делает вывод, что Россия по темпам экономического развития на сегодняшний день демонстрируют отставание от развитых стран, и социально-экономический процесс нуждается в коррекции пропорций. С этой целью необходимо повысить роль образования, создать инновационную инфраструктуру, рынок инноваций и т.д.

Ключевые слова: инновационное развитие, технический потенциал, сырьевая экономика, рынок инноваций, социально-экономический процесс



В современной России в настоящее время изучение социально-экономических процессов приобретает особую актуальность. В основном данная потребность вызвана тем, что страна находится на таком этапе развития, когда политическая реальность одновременно определяется и новыми общественными, экономическими явлениями, и далеко еще не преодоленным наследием прежнего строя, также обуславливающего вектор развития страны.

Социально-экономический процесс предполагает наличие структуры и динамики, определяющих характер его реализации во временном аспекте:

– структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него первоэлементов в их взаимосвязи;

– динамика процесса базируется на показателях масштаба, продолжительности, эффективности функционирования первоэлементов [2].

Анализ имеющихся подходов к изучению социально-экономического процесса показал, что наиболее приемлемым для российского государства является целостно-деятельностный подход, интегрирующий преимущества системного, процессного и ситуационного подходов [1]. При детализации данного направления научной школы выявлено рационально последовательное формирование первоэлементов цикла социально-экономического процесса, позволяющих качественно обеспечить реализацию каждого последующего цикла. При этом развитие нового витка экономики и общества является следствием реализации предыдущего цикла.

Шесть первоэлементов социально-экономического процесса

Социально-экономический процесс состоит из шести основных первоэлементов, в тоже время необходимо отметить, что замкнутая система данного процесса дает возможности его перехода в новое более совершенное состояние (см. рис. на с. 6). Очерченный круг определяет внутреннюю среду и соответственно факторы внешней среды рассматриваемого процесса.

Рис. Схема взаимосвязи первоэлементов социально-экономического процесса

Центром социально-экономического процесса в представленной модели является социум, человек, общество, то есть социальная составляющая данной модели. В результате развития каждого первоэлемента, в первую очередь, должно рассматриваться удовлетворение потребностей общества, реализация правовых, социальных, нравственных и иных прав отдельного человека. При этом обусловлена его значимость в данном процессе посредством выделения его жизненного цикла как природообразующего начала, социальной идентичности и экономической заинтересованности.

Исходя из представленной последовательности первоэлементов, формируются линии экономической деятельности людей: 1 – сфера потребностей людей, 2 – сфера знаний, умений, навыков, интеллекта, 3 – сфера технических средств деятельности, 4 – сфера предметов деятельности, 5 – сфера технологий (превращений) в деятельности, 6 – сфера продуктов деятельности, 7 – социальная сфера.

В структуре рассматриваемого процесса имеется возможность выделения трех основных подсистем социально-экономического процесса, определяющих уровень развития экономики и социальной сферы соответствующей территории (государства, региона и т.д.). Для определения состояния экономики и прогноза ее развития в будущем необходимо придерживаться определенных пропорций подсистемы социально-экономического процесса.

Три подсистемы и три вида направленности социально-экономического развития

Выделенные три подсистемы можно охарактеризовать следующими атрибутами:

I. 1-7-4 (О-С-Ч) – ресурсно-сырьевая направленность развития социально-экономического процесса;

II. 2-7-5 (Д-С-П) – образовательно-инновационный сектор;

III. 3-7-6 (Т-С-Ш) – технико-продуктовое направление.

В настоящее время термин «сырьевая ориентация» стал доминирующим при попытках охарактеризовать современную экономику России.

При этом он воспринимается обществом исключительно как негативная и вредная для страны тенденция в развитии экономики. Сырьевая экономика стала практически для всех слоев российского общества синонимом реальной экономики, при этом не рассматриваются возможности преобразования мощнейшего природного дара, выражающегося в ресурсном потенциале, использование которого возможно для технологического прорыва на инновационную траекторию развития социально-экономического процесса.

Одним из основных вопросов в экономике является повышение эффективности промышленного сектора народного хозяйства, которая определяется уровнем используемых технологий, оборудования, машин, позволяющим получать качественную продукцию, имеющую конкурентоспособность на рынке.

Технико-продуктовая подсистема развития социально-экономического процесса в России находится на стадии упадка, так как технический потенциал промышленного сектора и иных отраслей народного хозяйства на сегодняшний день снизился даже по отношению к десятилетнему периоду в прошлом. С учетом изношенности основных фондов, отсутствия их технического перевооружения и модернизации российская продукция не может конкурировать не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Роль инноваций и образования

Обеспечение эффективного развития экономики в настоящее время обусловлено разработкой и внедрением инноваций в производственный и социальный сектор. На долю технологий, изделий и оборудования, полученных с использованием новейших знаний и технологических решений, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста ВНП.

Внедрение нововведений, являясь основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и услуг, позволяет выдержать рыночную конкуренцию, совершенствовать техническую базу, модернизировать процесс обработки природных ресурсов с позиции экономической эффективности.

Основой развития социально-экономического процесса является образование, наука и инновации. Причем данная последовательность определяет качественное развитие последующего элемента. Российское образование, претерпевшее ряд реформ за последние несколько десятилетий, приобрело новые подходы в реализации образовательного процесса, которые способствовали снижению его качества. Во многих вузах снижена роль научного направления в силу не заинтересованности обучающегося контингента, отсутствия необходимого финансирования, заинтересованности в научных результатах частного сектора. Наука развивается в отрыве от производства: при наличии инновационного потенциала, проблемой встает производство и вывод продукта на рынок. Наибольший удельный вес финансирования в инновационном секторе (35%) приходится на сырьевые компании и в основном связаны со снижением издержек на добычу полезных ископаемых и их транспортировку [3].

В качестве основного показателя, характеризующего экономический эффект каждой представленной подсистемы, является объем отгруженной продукции, работ, услуг. Так на первые две подсистемы приходится 47–48% в расчете на каждую, и не более 4% на образовательно-инновационный блок социально-экономического процесса России [3].

Вывод

Темпы развития экономики страны в целом представляются как отстающие от развитых стран, и, следовательно, исходя из проведенного анализа структуры социально-экономического процесса, необходимо изменение пропорций его развития.

Оптимальный вариант – последовательно реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение роли отрасли образования, создание инновационной инфраструктуры, развитие принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, создание рынка инноваций и благоприятной среды для инновационной деятельности. Все это будет способствовать выравниванию функционирования представленных подсистем.


Источники:

1. Горбова Т.М. Управление социально-экономическими процессами. − Брянск: БГУ, 2006. – 105 с.
2. Ивченко Б.И., Мартыщенко Л.А., Табухов М.Е. Управление в экономических и социальных системах. − СПб: Нордмед-Издат, 2001. – 248 с.
3. Россгострах: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgs.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:31:21