Приморский край: роль муниципалитетов в развитии туристического бизнеса

Мартышенко С.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мартышенко С.Н. Приморский край: роль муниципалитетов в развитии туристического бизнеса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 21. – С. 171-176.

Аннотация:
В статье определена роль и обозначены задачи муниципальных образований в развитии предпринимательства в сфере туризма. Туризм – это специфическая область деятельности, которая могла бы с одной стороны, решить проблему занятости местного населения, а с другой – привлечь инвестиции в регион, необходимые для его экономического развития. Автор задается вопросом: почему это не всегда происходит в регионах России и, в частности, в Приморском крае, обладающем уникальными природными ресурсами, флорой и фауной? По мнению автора, выходом из создавшегося положения должна стать демократизация процессов управления и повышение ответственности властей перед населением управляемых ими территорий.

Ключевые слова: муниципальное управление, Приморский край, предпринимательство в туризме, устойчивое развитие туризма



Местное самоуправление играет важную роль в общей системе управления государством. Оно призвано осуществлять связь между государством и населением. Местное самоуправление обеспечивается посредством реализации функций управления [1]. Любой объект муниципального управления должен быть направлен на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения муниципального образования. Важнейшей функцией муниципального управления является функция формирования экономической политики.

Муниципальная экономическая политика

Развитие туристского предпринимательства является одним из важных элементов экономической политики муниципальных образований (см. рис. 1). В Приморском крае, обладающем уникальными природными ресурсами для развития туризма, участие муниципальных структур в этой сфере особенно актуально. Между тем, роль муниципальных образований в области развития туризма очень сильно недооценивается. Сегодня муниципальные образования, не обладая финансовыми ресурсами, не проявляют необходимой инициативы в развитии этого важного сектора экономики для территории муниципалитета.

1

Туристские ресурсы являются основанием для развития туризма на определенной территории и неотъемлемой ее частью. Задача муниципалитета заключается в эффективном использовании этого ресурса на благо всех жителей, проживающих на данной территории. Использование ресурса – это процесс вовлечения ресурса в предпринимательскую деятельность. Для обслуживания туристского ресурса нужны люди. Поскольку сегодня одной из важнейших является проблема занятости, значимость развития туристского предпринимательства в муниципальных образованиях очень высока. Отсюда задача органов муниципального управления в создании условий для развития туристского предпринимательства.

Администрации муниципалитетов должны действовать во благо всех жителей муниципального образования, а не отдельных групп, и уж конечно не в собственных интересах. Многие главы администраций забывают, что их основная функция − выполнять социальный заказ жителей, проживающих на территории. Продвижение собственных интересов на уровне муниципалитетов гораздо заметнее, чем на других уровнях управления. Не имея достаточных финансовых средств, администрации муниципалитетов должны опираться на население, поэтому завоевание доверия населения к органам муниципального управления является одной из главных целей, без достижения которой невозможно решить все остальные задачи.

Привлечение населения к управлению развитием туризма целесообразно производить через негосударственные объединения граждан и предпринимателей.

Негосударственный сектор управления в сфере туризма

Функции негосударственного регулирования в сфере туризма исполняют некоммерческие туристские организации (ассоциации, общественные организации и объединения, федерации, профессиональные клубы), деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития туризма как социального направления.

Основными направлениями деятельности некоммерческих туристских организаций являются следующие:

– содействие в развитии профессиональной туристской среды и туристского общественного актива;

– развитие корпоративных форм туристского бизнеса, корпоративных стратегий и выполнение партнерских проектов;

– изучение и внедрение передового опыта, а также инноваций;

– развитие туристского образования и научных исследований;

– расширение масштабов туризма и его положительного влияния на экономику и социальную сферу;

– совершенствование структуры туристской отрасли;

– изучение конъюнктуры рынка и разработка рекомендаций;

– содействие в повышении качества обслуживания, диверсификации туристского продукта и его продвижении;

– содействие в развитии здоровой конкуренции на местном рынке;

– содействие развитию партнерских связей предприятий туризма с предприятиями жизнеобеспечения, в первую очередь, предприятиями транспорта, торговли и питания, выставочного бизнеса, предприятиями кредитно-финансовой сферы и другими.

Негосударственный сектор управления в сфере туризма создает основы для внутренней самоорганизации в сфере туризма и усиления общественных стимулов, являющихся необходимым условием развития туристской отрасли в целом.

Устойчивое развитие

Под устойчивым развитием в туризме понимается, в первую очередь, сохранение природных ресурсов для будущих поколений. Конечно, все туристы, прибывающие на территорию муниципального образования, должны заботиться о сохранении природы. Но у местных жителей должна быть особая заинтересованность в этом [2].

Сегодня на территории края наблюдается хаотичное и бесконтрольное развитие туристских предпринимательских структур. Такая политика не могла не сказаться на природных ресурсах края. Многие бухты и прилегающие территории загрязнены, идет бесконтрольная вырубка лесных насаждений. Чего стоят только массовые застройки прибрежных территорий убогими строениями для обслуживания туристов, что кроме как «ландшафтным терроризмом» назвать нельзя. С попустительства властей ведется массовая застройка привлекательных для туризма территорий личными дачами или загородными резиденциями власть имущих и местных олигархов.

Дикий туризм приобрел угрожающие масштабы. Необходимо осуществлять политику перехода к индустриальному туризму и идти по пути цивилизованного мира.

Особенность туристского предпринимательства на уровне муниципального образования заключается в том, что потребителями туристского продукта являются не жители территории, а преимущественно туристы, приезжающие из больших городов. Жители, в основном, выступают в роли производителей туристского продукта. Поэтому под устойчивым развитием туризма на территории муниципального образовании местные жители и администрация должны понимать удовлетворенность туристов отдыхом на их территория и желание посетить ее снова.

Стремление к получению сиюминутных прибылей привлекает в туристский бизнес в высокий сезон огромное количество недобросовестных предпринимателей. В массовом количестве производится сбыт недоброкачественной и даже опасной продукции, устанавливаются завышенные цены. Заботясь об устойчивости развития туризма на своей территории, муниципальные образования должны взять все эти процессы под свой контроль.

Борьба с браконьерством

Для Приморского края с его уникальной природой и фауной борьба с браконьерством должна стать не только обязанностью правоохранительных органов, но и администраций муниципалитетов и всех жителей. Сегодня браконьерство процветает на всей территории края, и стало отдельной отраслью теневого бизнеса. Те же запрещенные к вылову морепродукты повсеместно продаются туристам, и никто из местной администрации не задается вопросом, откуда что берется. Необходимо сделать так, чтобы местные жители не пополняли ряды браконьеров, а активно боролись с этим явлением, считая, что цивилизованное использование этих ресурсов будет выгодно всем жителям территории.

Местные власти должны заботиться об имидже туристской территории и привлекать новых туристов на свою территорию. Знакомству с территорией и видами туристских услуг туристы могут в процессе посещения территории во время массовых мероприятий, организуемых в муниципальных образованиях. Жители больших городов и иностранные туристы с удовольствием посещают всевозможные фестивали, праздники, приуроченные к знаменательным датам или посвященные редким представителям флоры и фауны. Такие события являются мощным мультипликатором в продвижении территории (см. рис. 2) [3].

2

Привлечение внешних ресурсов и инвестиций

Конечно, для развития туризма необходимо развивать инфраструктуру, а на это нужны денежные ресурсы. Но инвестиции не могут появиться на пустом месте. На начальном этапе необходима инициатива самих жителей. И тут организационная роль администраций очень велика. На благоустройство отдельных туристских объектов или территорий необходимо привлекать жителей муниципалитета. Решения должны приниматься сообща с жителями. Не нужно упускать из внимания и такой важный ресурс как граждане крупных городов, имеющие собственность на территории муниципального образования и приезжающие на территорию для отдыха.

Необходимо чтобы местные жители и «приезжие собственники» не входили в конфликт, и приезжие не чувствовали себя чужаками, а приравнивались по правам к жителям, их мнение должно учитываться и требует большего уважения. Часто уровень грамотности и культуры таких собственников выше среднего уровня местных жителей (исключения, конечно, есть) и поэтому лучше их привлекать к общественной деятельности на благо муниципальной территории, чем вступать с ними в конфронтацию.

Кроме того, на территории муниципальных образований часто могут размещаться предприятия регионального и федерального подчинения. Контакты и совместные действия с представителями этих предприятий могут быть тоже очень полезны.

Местная инициатива по развитию туризма всегда приветствуется при разработке региональных программ развития туризма [4]. Вхождение в региональные программы должно гарантировать методическую и финансовую поддержку инициатив муниципальных территорий.

Заключение

В Приморском крае сегодня должного развития туризма не происходит. Туристская индустрия не выдерживает конкуренции с туристским предложением сопредельных государств. Несмотря на то что последние годы покупательская способность большей части населения края падает, с каждым годом увеличивается поток туристов, выезжающих с целью отдыха, рекреации и туризма за пределы края. Поэтому проблема туризма и туристского предпринимательства требует особого внимания властных структур всех уровней.

Мощным стимулом к развитию предпринимательства в России должны стать демократизация процессов управления и повышение ответственности власти перед населением управляемых ими территорий. В туристской отрасли необходимо внимательно изучать проблемы предпринимательских структур и мнения потребителей туристского продукта. Изучение опыта зарубежных стран также будет полезным.


Источники:

1. Гарант. Информационно-правовой портал. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/186367.
2. Мартышенко Н.С. Экологический туризм – важнейшее направление развития международного туризма в Приморском крае // Российский Журнал Экотуризма. – 2012. – № 3. – С. 34−38.
3. Шумович А.В. Великолепные мероприятия: Технологии и практика event management. − 3-е изд. − М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. − 336 с.
4. Еремина И.А. Экологический туризм: проблемы развития в России // Российское предпринимательство. − 2007. − № 8 Вып. 1 (95). − c. 164−168. − http://www.creativeconomy.ru/articles/9904/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:22