Российские научные и научно-педагогических кадры в мировой системе образования

Чиркова А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чиркова А.В. Российские научные и научно-педагогических кадры в мировой системе образования // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 147-151.

Аннотация:
В статье рассматривается модель адаптации системы подготовки научных кадров высшей квалификации к интеграции в мировое образовательное пространство

Ключевые слова: системы подготовки научных кадров, научные кадры высшей квалификации, интеграция в мировое образовательное пространство



Адаптация системы подготовки научных кадров высшей квалификации (НКВК) связана, прежде всего, с развитием процессов глобализации в мировой системе образования и необходимостью усиления конкуренции российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Структурно-функциональная модель адаптации НКВК к интеграции в мировое образовательное пространство представлена совокупностью условий и факторов, влияющих на процесс адаптации, направлениями адаптации, а также результатами управляющего воздействия на данный процесс. Для оказания управляющего воздействия на процессы адаптации необходимо определить состояние объекта адаптации воспроизводства научных и научно-педагогических кадров; выявить тенденции развития системы послевузовского образования, наблюдающиеся в Европе и в мире, а также обозначить проблемы, которые препятствуют активизации интеграции не только российской системы подготовки НКВК, но этому процессу в других странах.

Основные направления адаптации

В настоящее время в сфере подготовки НКВК наблюдаются следующие основные тенденции [1];

– введение структурированных докторских программ;

– появление профессиональных докторских степеней;

– расширение карьерных перспектив докторов и постдокторантов [2];

– подготовка кадров НКВК, ориентированных на неакадемическую карьеру;

– совершенствование методов институционального и неформального руководства в сопровождении проведения диссертационного исследования, ориентация на их взаимодополняемость;

– освоение новой культуры научного руководства;

– рост требований к качеству обучения и развитие системы менеджмента качества в послевузовском профессиональном образовании.

Базируясь на анализе состояния российской системы высшего и послевузовского образования и мировых тенденций его развития, в качестве основных направлений адаптации были определены:

– комплексный подход к процессу адаптации;

– интеграция науки, образования и производства.

Обеспечение инновационного характера послевузовского профессионального образования (ППО), возможно лишь за счет интеграции этих трех сфер общественного воспроизводства;

– усиление преемственности высшего и послевузовского образования;

– соответствие ресурсных потенциалов: кадрового, организационно-управленческого, материально-технического и финансового эффективной подготовке НКВК;

– связь подготовки научных кадров и системы их аттестации;

– активизация междисциплинарных научных исследований;

– развитие института научных школ;

– расширение академической и секторальной мобильности;

– использования опыта зарубежных стран в подготовке НКВК.

Факторы, влияющие на подготовку научных и научно-педагогических кадров

На процессы адаптации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров различное влияние оказывают факторы как внешнего, так и внутреннего характера.

К наиболее значимым внутрисистемным факторам следует отнести:

– наличие соответствующей научно-инновационной среды в вузе;

– модернизация программ обучения с учетом адаптации к процессу интеграции в мировое образовательное пространство;

– институциональные преобразования в системе послевузовского профессионального образования;

– различия в социально-экономическом развитии регионов России и усиление регионализации/локализации науки и подготовки научных кадров.

Среди внешних факторов следует выделить [3]:

– активизацию процессов глобализации в образовании и формирование международного рынка труда;

– Болонский процесс и формирование общеевропейской зоны ВО;

– включение докторских программ в качестве третьего цикла высшего образования.

В процессе адаптации российской системы образования в целом и послевузовского, в частности, вузовское и научное сообщество столкнулось с рядом проблем, среди которых наиболее существенными являются:

– юридический аспект признания дипломов, ученых степеней, квалификаций и образовательных программ;

– отсутствие единых международных стандартов и унификации докторских программ;

– несоответствие специальностей и отраслей наук по присуждению ученых степеней в различных странах;

– различия в квалификационных требованиях к соискателям и аттестационных процедурах;

– различия в форме и статусе аттестационных документов;

– национальная обособленность вузов и перспективы глобализации.

Направления адаптации российского послевузовского профессионального образования

Основными направлениями адаптации российского ППО в мировое образовательное пространство являются:

1) развитие ресурсных потенциалов системы подготовки НКВК: кадрового, управленческого, материально-технического, информационного, финансового;

2) совершенствование нормативно-правового обеспечения подготовки НКВК;

3) поддержка исследовательских карьер; создание системы мониторинга карьер выпускников аспирантуры/докторантуры;

4) формирование новых требований к системе подготовки НКВК и выпускникам системы;

5) модернизация системы управления качеством подготовки НКВК и повышение качества подготовки в аспирантуре/докторантуре;

6) трансформация традиционной аспирантской подготовки в структурированные программы. Повышение уровня научного руководства, обучение и аттестация научных руководителей;

7) развитие форм интеграция науки и образования; создание и расширение исследовательской среды в системе подготовки НКВК;

8) расширение всех видов мобильности в системе подготовки НКВК;

9) развитие и внедрение форм интеграции системы подготовки НКВК и промышленности, диверсификация программ подготовки НКВК;

10) расширение экспорта образовательных услуг, за счет повышения конкурентоспособности образования в аспирантуре/докторантуре;

11) участие в стратегическом сотрудничестве в области подготовки НКВК в глобальном ландшафте: сотрудничество со странами всех континентов в этой области;

12) достижение критической массы, обеспечивающей полное воспроизводство НКВК и развитие системы их подготовки.

Вывод

Основываясь на теоретических предпосылках и методологических подходах к адаптации российской системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, реализуя на практике основные принципы адаптации, можно прогнозировать следующие результаты управляющего воздействия на этот процесс:

– модернизация структуры подготовки НКВК;

– приведение системы подготовки НКВК в соответствие с потребностями экономики страны;

– повышение эффективности системы подготовки НКВК;

– создание ФГОС ВПО 3-го уровня ВО в соответствии с современными международными требованиями;

– рост конкурентоспособности российской системы подготовки НКВК;

– рост качества подготовки исследователей высшей квалификации;

– формирование современной модели исследователя высшей квалификации;

– рост академической и межсекторальной мобильности;

– рост трудоустройства выпускников системы ППО;

– повышение индекса цитируемости работ российских ученых;

– признание российских дипломов кандидатов и докторов наук за рубежом.


Источники:

1. Левочкина Н.А. Региональные туристические бренды России как инструмент глокализации социально-экономических процессов // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2-3 декабря 2010 г. – Омск: Издательство ОИ РГТЭУ, 2010. – С. 426-428.
2. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – СПб: Питер, 2006. – 416 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:53