Внешнеэкономическая деятельность регионов Юга России

Крутов О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Крутов О.А. Внешнеэкономическая деятельность регионов Юга России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 166-172.

Аннотация:
В статье рассматриваются основные тенденции развития внешнеэкономической деятельности южных регионов России. Северо-Кавказский и Южный федеральные округа, о которых идет речь, являются дотационными – в ряде их регионов дотации федерального бюджета достигают критического размера – 80%. Вместе с тем, и эти регионы страны начали развивать свою внешнеэкономическую деятельность. Одной из ее форм является привлечение иностранных инвестиций.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, прямые иностранные инвестиции, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ



В современных условиях возрастает геоэкономическая роль Юга России, что обусловлено нахождением на его территории точки пересечения мировых коммуникаций, транзитных путей, связывающих Европу и Азию, Север и Юг, Восток и Запад. Наряду с этим фактом, происходят существенные изменения мирового развития, вызванные экономическим кризисом. В свою очередь, ареал мировых глобализационных процессов постоянно расширяется, глобализация становится более разнонаправленной, многополярной, так, например, усиливается влияние стран группы БРИКС [1]. Этому сопутствовали и ряд важнейших для России долгосрочных внешнеэкономических событий, таких, как вступление страны в ВТО в 2011 году, образование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. При этом внешнеэкономическая деятельность и международные связи российских регионов, и Юга России в частности, становятся все более значимыми. Во внешнеэкономической стратегии Российский Федерации до 2020 года, принятой в 2008 г. [1], указывается на необходимость еще более активного включения российских регионов во внешнеэкономическую деятельность.

Объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие регионов страны

На сегодняшний день согласно административно-территориальному делению Юг России состоит из двух федеральных округов: Северо-Кавказского и Южного.

Признаком практически любой национальной экономики является неравномерность ее развития. Следует подчеркнуть, что тренд неравномерности развития регионов России усиливается. С одной стороны, этому способствуют объективные факторы (природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, населения, состояния различных видов инфраструктуры, отраслевой структуры и пр.), а с другой – субъективные факторы (государственная политика, состояние и эффективность нормативно-правовой базы и пр.). Одним из субъективных факторов, оказывающих значительное влияние на неравномерность развития регионов России, являются повсеместно проводимые реформы.

Неравномерность развития присуща и ряду регионов Северо-Кавказского федерального округа, притом, что объединение в его составе происходило по социально-экономическим показателям и общности проблем. Ярко выраженным исключением из этого списка выступает Ставропольский край, который по большинству показателей более схож с регионами Южного федерального округа, чем с регионами СКФО. Ставропольский край наиболее успешный в экономическом развитии регион. По этому же принципу можно выделить и Северную Осетию, которой свойственны динамично-поступательные показатели развития. В целом все субъекты Северо-Кавказского федерального округа развиваются неравномерно, но нет существенного отрыва в развитии какого-либо субъекта.

Внешнеэкономическая деятельность Северо-Кавказского и Южного федеральных округов

Особенностью СКФО является то, что все входящие в него регионы в настоящее время дотационные. В Чеченской, Ингушской и Карачаево-Черкесской республиках дотации федерального бюджета достигают критического размера – 80%. Тогда как доходы, получаемые из сбора налогов, регионов СКФО не покрывают даже половины их расходов. При таком раскладе совсем не удивительно, что бюджетное финансирование в среднем больше чем по стране, как и численность государственных инвестиций. За последние 10 лет федеральный бюджет вложил в развитие Северного Кавказа 800 млрд руб., рост по сравнению с границей предыдущего десятилетия отмечен в 12 раз [2]. В бюджете Российской Федерации на 2011 год было заложено 6 млрд руб. для инвестиционного фонда, из которых 3 млрд руб. предназначалось для Северного Кавказа.

Создавая Северо-Кавказский федеральный округ, исходили при выборе субъектов из того, что регионы представляют собой схожие экономически отсталые образования, но все-таки не депрессивные, поскольку наблюдается динамично-поступательное развитие. Это создает удобство для выработки единых программ экономического развития на весь округ. В составе ни одного другого округа Российской Федерации не имеется такого количества отсталых в экономическом развитии субъектов. С другой стороны, регионы СКФО обладают рядом особенностей в экономическом развитии.

Не менее значимым для экономики и политики России является и Южный федеральный округ. С созданием в 2010 г. СКФО была преодолена существенная дифференциация регионов ЮФО по объемам внешнеэкономической деятельности. После падения в условиях кризиса 2008 г. постепенно восстанавливаются объемы внешнеэкономической деятельности. Так, в 2011 г. внешнеторговый оборот увеличился на 42% относительно объемов 2010 г. [3]. Рассмотрим тенденции, происходящие в этой деятельности, более подробно.

По данным Федеральной таможенной службы России, за первое полугодие 2012 г. Северо-Кавказский федеральный округ занимает последнее место среди всех федеральных округов России по объему внешнеторгового оборота, а по темпу его роста опережает лишь Сибирский и Дальневосточный округа (см. рис. 1).

Image 1

Южный федеральный округ по росту экспортной составляющей внешнеторгового оборота занял второе место среди всех округов, тогда у СКФО наблюдается лишь небольшой рост (см. рис. 2, расчеты автора). Если обратиться к анализу объемов экспорта по отдельным субъектам ЮФО и СКФО, то можно зафиксировать следующее: Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область и Ставропольский край являются доминирующими регионами по абсолютным показателям внешней торговли, нарастили экспорт в 3–3,5 раза. Лидерами по динамике ВЭДА Юга России выступают некоторые республики Северного Кавказа: импорт Карачаево-Черкесской Республики увеличился в 28 раз, Кабардино-Балкарской Республики – в 13 раз, а экспорт Карачаево-Черкесской Республики – в 9,7 раза. Слабая включенность регионов Северного Кавказа в ВЭД обусловлена состоянием промышленного производства, недостаточностью производства конкурентных товаров» [4].

Image 2

Однако при этом относительно первого полугодия 2011г. среди всех округов в ЮФО снизились объемы импортных операций, показатель по темпу роста импорта составляет 97% (см. рис. 3, расчеты автора).

Image 3

Иностранные инвестиции

Из анализа приведенных данных можно сделать вывод о необходимости развития внешнеэкономической деятельности СКФО и ЮФО, которая должна учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на структуру, объем, и географическое распределение внешнеторговых потоков региона.

Другой важной формой международной активности регионов являются иностранные инвестиции. Инвестиционная активность способствует устойчивому развитию любой региональной экономики, а иностранные инвестиции в этом случае являются важной составляющей внешнеэкономической деятельности и ресурсом регионального и социально-экономического развития. В привлечении иностранных инвестиций немаловажную роль играет инвестиционный климат, от привлекательности которого зависит объем и структура инвестиций, а, следовательно, конкурентоспособность региона в борьбе за их привлечение. В субъектах ЮФО и СКФО привлечение иностранных инвестиций крайне неравномерно. Наибольший объем приходится Ростовскую область, которая привлекала в 2010 г. в экономику региона 63% от общего их объема в ЮФО. В Краснодарском крае их поступление в 2010 г. составило 543 млн дол., Волгоградская области – 10 млн дол. Из семи субъектов СКФО только два – Дагестан и Ставропольский край – привлекают иностранные инвестиции. Согласно данным, отражающим объем иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя федерального округа Российской Федерации в 2011 году, СКФО имеет самый низкий показатель, ЮФО делит предпоследнем место с СФО (см. рис. 4) [4].

Image 4

Более показательными являются данные по каждому субъекту Юга России (см. рис. 5).

Image 5

Таким образом, 7 регионов Юга России из 13 не привлекают иностранные инвестиции, 6 из них входят в состав Северо-Кавказского федерального округа и лишь один в ЮФО. По общему объему иностранных инвестиций на одного жителя с большим отрывом лидирует Ростовская область, тогда как по прямым – Республика Адыгея.

Из графиков видно, что в структуре иностранных инвестиций преобладают инвестиции, не относящиеся к прямым: торговые и банковские кредиты и т.д.

Вывод

1. Среди главных причин сложившейся крайне неудовлетворительной инвестиционной ситуации в республиках Северного Кавказа выделяется их низкая инвестиционная привлекательность. Если сравнивать с общероссийской, то в среднем она ниже в 1,5–3 раза. Низкий уровень инвестиционной привлекательности республик СКФО определяется низким инвестиционным потенциалом и очень высоким уровнем инвестиционных рисков. Тем не менее, инвестиционный климат в ряде регионов Юга России постепенно улучшается, чему свидетельствует динамика привлечения иностранных инвестиций.

2. Для развития внешнеэкономической деятельности регионов Юга России необходимо более активно применять различные меры государственного регулирования, способствующие росту объема экспорта товаров, производимых в регионе. Другим инструментом, позволяющим улучшить инвестиционный климат, являются еврорегионы. Согласно распоряжению Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» создание еврорегиона, в частотности «Донбасс», рассматривается как механизм или инструмент развития внешнеэкономических связей региона. Иными словами, еврорегион представляет собой правовую форму или модель, включающую в себя инструментарий наращивания потенциала для развития внешнеэкономических связей региона.

[1] БРИКС (от англ. BRICS) – пять быстроразвивающихся стран, среди которых: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. – Прим. ред.


Источники:

1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. − М., 2008. − С. 34.
2. Воропинова О.А., Мовсесян ГГ. Особенности экономического потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Социальная политика и социология. – 2011. –№4. – С. 229−246.
3. Архипов А.Ю. Внешнеэкономический вектор современной модернизации Юга России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавазский регион. Серия: Общественные науки. – 2012. – № 2. – С. 47−51.
4. Евченко Н.Н. Внешнеэкономические аспекты трансформации экономики Северного Кавказа // Национальные интересы и безопасность. – 2012. – № 10. – С. 11−17.
5. Данные федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:19