Российская высшая школа как фактор развития инновационного предпринимательства

Багаутдинова Н.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (36), Декабрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Багаутдинова Н.Г. Российская высшая школа как фактор развития инновационного предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 12. – С. 41-46.

Аннотация:
Осознание необходимости в повышении своего образовательного уровня является отличительной чертой современного активного и созидательного менеджера. В российских условиях этот постулат приобретает еще большее значение в силу специфических условий экономического развития страны. Как уже отмечалось, большинство современных российских предпринимателей имеют техническое образование, притом довольно высокого уровня. Они могут прекрасно справляться с текущими задачами своего бизнеса. Однако отсутствие целостных экономических взглядов, незнание современной теории и практики менеджмента не позволяют им квалифицированно и качественно осуществлять стратегическую постановку целей и определять пути их достижения. Все это заставляет многих российских менеджеров постоянно задумываться о возможности получения дополнительного образования в области современного бизнеса. Это очень непростое решение для активного менеджера.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, высшее образование, вуз, высшая школа



Осознание необходимости в повышении своего образовательного уровня является отличительной чертой современного активного и созидательного менеджера. В российских условиях этот постулат приобретает еще большее значение в силу специфических условий экономического развития страны. Как уже отмечалось, большинство современных российских предпринимателей имеют техническое образование, притом довольно высокого уровня. Они могут прекрасно справляться с текущими задачами своего бизнеса. Однако отсутствие целостных экономических взглядов, незнание современной теории и практики менеджмента не позволяют им квалифицированно и качественно осуществлять стратегическую постановку целей и определять пути их достижения. Все это заставляет многих российских менеджеров постоянно задумываться о возможности получения дополнительного образования в области современного бизнеса. Это очень непростое решение для активного менеджера.

Одним из диагностических инструментов, позволяющих менеджеру определить свои потребности в дополнительном образовании, является метод “Обучающей лестницы”. С помощью своеобразных “ступенек” этой лестницы он может четко позиционировать себя на текущий момент и определять последующие шаги.

Первая ступенька – “Осознание необходимости учиться”. Перед менеджером постоянно встает вопрос о том, какие знания ему необходимы в ближайшем будущем, чтобы эффективно вести свой бизнес? Он постоянно сталкивается с проблемой нехватки текущих знаний, а также пребывает в состоянии неопределенности относительно перспектив развития как своего бизнеса, так и экономики страны в целом. Именно это побуждает его задуматься о необходимости получения дополнительных знаний.

Вторая ступенька – “Желание учиться”. Первые две ступеньки очень похожи, но не идентичны. Менеджер может осознавать необходимость дополнительного образования, но это абсолютно не означает, что он горит желанием учиться.

Постоянная перегруженность на работе, психологическое отторжение процесса обучения, а также различные другие объективные и субъективные причины могут отражаться в нежелании человека действовать в направлении расширения диапазона знаний. Этот процесс может затягиваться во времени, что, естественно, влияет на эффективность бизнеса. Необходимо найти эффективную мотивацию для принятия такого непростого, но очень важного решения.

Третья ступенька – “Чему учиться”. Вероятно, это самый трудный вопрос. Инстинктивно любой человек с удовольствием будет учиться тому, что ему нравится или тому, что его заботит на данный момент. Такой путь редко бывает эффективным. Любые текущие проблемы могут быть преходящими и не отражать долгосрочных экономических тенденций. Вследствие этого – время и силы будут потрачены напрасно. С другой стороны, различные модные теории и области экономической деятельности очень интересны и познавательны, но имеют мало шансов быть примененными конкретно в вашем бизнесе.

В качестве примера можно привести повальное увлечение ценными бумагами в начале 90-х годов. Огромное количество различных образовательных программ и переполненные аудитории абсолютно не отражали реалий российской экономики того периода (где не было как самого рынка ценных бумаг, так и потребности в таком количестве брокеров). Поэтому выбирать программу необходимо тщательно и с учетом перспектив развития вашего бизнеса.

Четвертая ступенька – “Как учиться”. Возможны различные форматы выбранной программы. Очевидно только то, что действующий менеджер не может выбрать очную форму занятий. Наиболее распространенной формой является обучение на вечернем отделении. Это очень тяжело ‑ физически совмещать работу и учебу. Однако, возможно, данный метод ‑ самый эффективный, т.к. заочная и дистанционная формы обучения предполагают наличие высокой степени самоконтроля и мотивации, строгую и планомерную организацию свободного времени.

Пятая ступенька – “Возможность использовать полученные знания”. Это очень существенная деталь. В процессе обучения у менеджера постоянно появляется желание незамедлительно применить полученные знания на практике. Похвальное желание. Но необходимо осознавать, что в текущей работе можно использовать различные практические инструменты и приобретенные навыки. Однако комплексное использование полученных по программе знаний и навыков может быть осуществлено только по окончании всего цикла обучения.

В результате подъема по этой воображаемой лестнице активный менеджер определяет собственные потребности в образовании и, соответственно, учебное заведение, где он намеревается его получить. Необходимость приобретения качественных знаний заставляет менеджеров обращаться к программам ведущих школ бизнеса, а не выбирать учебную программу только потому, что школа бизнеса расположена рядом с его офисом или домом.

В современной экономической науке многие аспекты предпринимательской деятельности не исследуются. В частности, речь идет о таких аспектах предпринимательской активности, как поиск и анализ инновационных возможностей, генерирование идей продуктов и услуг, а также методы решения многообразных творческих проблем, стоящих на пути к успеху, включая инновационный дизайн, разработку предпринимательских стратегий, создание команд предпринимательского менеджмента и т.д.

Существует настоятельная потребность в обеспечении общетворческой подготовки будущих предпринимателей, практически приобщая их к тем методам творческой деятельности, психологическим, переборным или алгоритмическим, которые широко применяются в настоящее время во всем мире.

Последовательная реализация данного подхода к организации подготовки предпринимателей в/при российских вузах способна революционизировать всю отечественную систему инженерного и экономического образования. Ввиду его сложности и многогранности задача создания системы обучения инновационному предпринимательству представляет собой подлинный вызов российской системе высшего образования.

По мере роста потребностей экономики России в специалистах рыночного профиля выяснилось, что традиционных форм очного и очно-заочного обучения недостаточно. Для подготовки большого числа специалистов требуется развитие дистанционной формы обучения, которая используется в экономически развитых странах. Идея дистанционного образования по своей сути является рыночной (формирование обширного числа конкурирующих специалистов) и демократичной (обеспечивается возможность получения образования практически для всех слоев населения независимо от социально-профессиональной принадлежности, возраста, состояния здоровья, территориальной, культурной и правовой мобильности).

В современной ситуации приоритетной областью развития дистанционного образования становится подготовка экономистов и предпринимателей. Тесно переплетающиеся в реальном учебном процессе информационная, интеллектуальная, практическая и воспитательно-психологическая функции образования преломляются в этой области особым образом.

Информационная функция состоит в обеспечении или помощи в получении обучающимися необходимых сведений, данных, фактического материала о состоянии и тенденциях развития той отрасли экономики или предпринимательства, которая служит объектом изучения. Она не может эффективно выполняться без предварительного изучения ряда дисциплин, формирующих научный, исследовательский и практический кругозор, основных теоретико-методологических категорий и понятий, навыков по определенной систематизации получаемых сведений. К таким дисциплинам, прежде всего, можно отнести историю, философию, высшую математику, основы экономической теории. Выполнению данной функции способствуют средства массовой информации, различного рода специальные издания, любознательность и увлеченность студентов, базовый уровень информированности и эрудиции студента, работа по специальности и др.

Методические разработки для системы дистанционного образования, ориентированные на выполнение информационной функции обучения, в меньшей степени требуют тесного контакта с преподавателем, и могут принимать вид несложных теоретико-методологических разработок, определенных баз данных с рекомендациями по их использованию, систематизации, анализу и первичной обработке. Экономисты и преподаватели должны знать об особенностях экономических систем, об их основных показателях, о функциях производства, о распределении и потреблении товаров и услуг, об основах бизнеса, об управлении и коммерческой деятельности. Наиболее приемлемая форма контроля ‑ тестовый контроль знаний.

Достижение достаточно полной информированности об объекте исследования и его основных свойствах позволяет подойти к реализации главной функции обучения ‑ интеллектуальной. Она заключается в творческом постижении тенденций и закономерностей экономического развития, развитии способностей в области анализа многовариантных ситуаций, в аргументированной оценке основных причин тех или иных событий и предвидении их последствий, в умении принимать самостоятельно предпринимательские решения и обосновывать степень предполагаемого риска. Здесь таятся, пожалуй, главные проблемы на пути развития системы дистанционного образования. Они связаны с тем, что развитие интеллектуальных способностей наиболее эффективно при прямой двусторонней связи преподавателя с обучаемым, при совместном дискуссионном обсуждении проблем, спорах, наблюдении различных реакций сторон. С учетом данного обстоятельства особую роль в средствах обучения системы дистанционного образования приобретают видеоматериалы с записью лекций, семинаров, дискуссий и конференций, консультации (по телефону или посредством компьютерных сетей) и телеконференции. С другой стороны, следование жестким принципам отбора “производителей” учебно-методической продукции для системы дистанционного образования позволяет найти для этих целей наиболее квалифицированных преподавателей, обладающих высокими профессиональными навыками и педагогическим мастерством.

Окончание следует.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:54