Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»20 / 2012

Формирование инновационно-ориентированной рабочей силы в регионе

Комогорцева Елизавета Павловна, аспирантка, Байкальский государственный университет экономики и права, ассистент кафедры экономики и психологии труда, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, Россия

Formation of innovation-oriented labor force in the region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 54

Аннотация:
В статье проводится идея о том, что для развития потенциала инновационно-ориентированной рабочей силы необходимо направить усилия на повышение уровня жизни населения, удовлетворение его материальных, социальных и духовных потребностей, что возможно при условии финансовых вложений в человеческий капитал.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Комогорцева Е.П. Формирование инновационно-ориентированной рабочей силы в регионе // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 62-66.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях инновационно ориентированной экономики актуальным становится вопрос формирование главного ресурса экономики региона − рабочей силы. Рабочая сила, сформированная в инновационно-ориентированном регионе, способствует развитию его инновационного потенциала.

В экономической науке сущность категории «рабочая сила» не изменилась и представляет собой совокупность способностей к труду. Однако чтобы придать ему инновационный характер, необходимо использовать инновации в его создании, то есть в самом процессе формирования. Отсюда следует, что изучение данного вопроса основано на процессном подходе, а процесс формирования рассматривается как система процессного типа. При рассмотрении данной системы в региональном аспекте выходом становится потенциал инновационно-ориентированной рабочей силы (ПИОРС).

В целях идентификации подпроцессов основного процесса первым этапом является определение факторов, влияющих на формирование ПИОРС. Определение факторов же основывается на теориях классификации человеческих потребностей А. Маслоу и К. Альфред [3], так как они являются основной побудительной силой человеческой деятельности, а значит базисом формирования и развития самой рабочей силы. Из теории экономистов были использованы два следующих утверждения.

1. Человеческие потребности делятся на группы: физические потребности, потребности в безопасности, потребности в причастности, потребность признания.

2. В группе человеческих потребностей отсутствуют доминанты, и все они в равной степени имеют значение для современного человека.

Соотношение человеческих потребностей с факторами, обеспечивающие их удовлетворение, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Классификация факторов формирования инновационно-ориентированной рабочей силы

Группы

человеческих потребностей

Факторы, формирования ПИОРС

Физические потребности

– жилищно-коммунальное хозяйство;

– продовольственная обеспеченность;

– обеспеченность рекреационными зонами

Потребности в безопасности

– продовольственная безопасность;

– экологическая безопасность;

– здравоохранение;

– правоохранительная система

Потребности в причастности

– семья;

– образование;

– информационно-коммуникационное обеспечение

Потребности признания и  самовыражении

– образование;

– дополнительное образование

Факторы инновационно-ориентированной рабочей силы

Физические потребности определяются как потребность в пище, воде, жилье и отдыхе [2]. Основными факторами в данной группе являются:

1) жилищно-коммунальное хозяйство, которое призвано обеспечить безопасные и благоприятные условия проживания;

2) продовольственная обеспеченность, которая обеспечивает физическую и экономическую доступность продовольствия для любого человека в соответствии с рациональными нормами здорового питания в объемах, достаточных для поддержания активной жизни;

3) обеспеченность рекреационными зонами подразумевает обеспечение природной или специально организованной территорией, где население проводит часы досуга (парки, скверы, национальные парки и др.) для восстановления физических и психических функций человека.

Потребности в безопасности связаны с защитой от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и физиологическими потребностями. Это могут обеспечить следующие факторы:

1) продовольственная безопасность подразумевает обеспечение населения высоким качеством и безопасностью потребляемых продуктов питания;

2) экологическая безопасность обеспечивает экологический баланс в окружающей среды и ее защищенность от причинения жизненно важных ущербов (или от угроз таких ущербов), наносимых экологии и непосредственно человеку;

3) здравоохранение обеспечивает доступность медицинского обслуживания, тем самым сохраняя и повышая уровень здоровья населения;

4) правоохранительная система призвана защищать население от общественных опасных деяний лицами, которые своими преступлениями могут нанести ущерб физическому и психологическому здоровью людей.

Потребности к причастности выражается в стремлении людей к социальному общению, оказанию взаимной помощи, налаживанию дружеских отношений. Удовлетворение таких потребностей возможно посредством социальных институтов семьи и образования [1].

Семья является первичной социальной группой, которая в условиях быта удовлетворяет физическое и духовное самовоспроизводство индивида, формирует моральную ответственность и отношение к социальной причастности.

Образование предполагает не только процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, но и также образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Однако само социальное общение предполагает непосредственно процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию, что являются коммуникациями. Эффективность коммуникаций достигается посредством инновационных средств связей.

Потребности в признании и самовыражении связаны с образованием, семьей и коммуникационным обеспечением. Это естественно, так именно в обществе индивид имеет стремление к повышению личной конкурентоспособности для достижения наивысших результатов. Однако основная область человеческой деятельности, которая связана с самовыражением человека, проявлением его субъективности – это культура общества.

Потребности населения и их финансирование

Таким образом, исходя из человеческих потребностей, факторы инновационно-ориентированной рабочей силы необходимо классифицировать, в первую очередь, по признаку потребностей населения. В результате мы выявляем две группы факторов:

1) факторы, обеспечивающие жизнеспособность и работоспособность населения, выполняют воспроизводственную функцию;

2) факторы, удовлетворяющие социальные потребности населения, выполняющие функцию развития.

Так как эти факторы удовлетворяют материальные, социальные и духовные потребности, они характеризуют качество жизни населения. А качество жизни населения влияет на такой показатель категории «рабочая сила», как трудовой потенциал. С другой стороны, эти же факторы являются причинами движения рабочей силы (естественного и механического), что напрямую влияют на количественный показатель категории «рабочая сила», трудовые ресурсы. Прямое влияние этих факторов на рабочую силу определяет их как основные процессы в соответствии с классификацией типов процессов при применении процессного подхода.

При обеспечении функционирования данных процессов необходимо финансирование, которое осуществляется за счет различных источников: инвестиций, средств из бюджетов регионов и непосредственно государства, а также за счет средств из бюджета населения. Таким образом, финансирование процесса формирования рабочей силы определяет его стоимостную ценность, то есть человеческий капитал.

Для эффективного управления всей системы формирования рабочей силы необходимым элементом является государственное и региональное регулирование с помощью законодательных и нормативных актов.

Тогда классификация процессов формирования рабочей силы будет иметь вид, представленный в табл. 2.

Таблица 2

Классификация процессов формирования рабочей силы по признаку типов процессов

Тип процесса

Процессы

Выходы

Основные процессы

Демографические процессы

Трудовые ресурсы

Обеспечение качества жизни

Трудовой потенциал

Вспомогательные процессы

Финансирование

Человеческий капитал

Процессы управления

Законодательство

Время

Заключение

Таким образом, мы определили сущность процессов, связанных с повышением потенциала инновационно-ориентированной рабочей силы. Они должны быть направлены на повышение уровня жизни населения, удовлетворение его материальных, социальных и духовных потребностей, что возможно при условии финансовых вложений в человеческий капитал.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Драчева Е.Л., Юлинова Л.Ю. Менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/index.htm.
2. Экономика труда / под ред. Винокурова М.А., Горелова Н.А. – СПб.: Питер, 2004. – 656 с.
3. Теории классификаций человеческих потребностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomanagement.ru/articles.php?Klasifikacij_chelovecheskih_potrebnostey.