Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»20 / 2012

Государственное регулирование рынка продукции птицеводства

Юдин Евгений Александрович, аспирант отдела аграрного маркетинга, ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии, Россия

State Regulation of the Market of Poultry Products - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 64

Аннотация:
В статье отражены основные направления государственного регулирования отечественного рынка продукции птицеводства и меры по управлению его конкурентоспособностью. Анализируется ситуация, связанная с вступлением России в ВТО. Проводится идея о том, что роль государства в формировании условий высокой конкурентоспособности птицеводческой продукции отечественных сельхозпроизводителей должна быть активной и отвечающей требованиям мировой экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Юдин Е.А. Государственное регулирование рынка продукции птицеводства // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 134-139.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Государственное регулирование АПК является важнейшим направлением аграрной политики экономически развитых стран. При этом используются различные экономические рычаги, способствующие созданию благоприятной среды для эффективного функционирования АПК.

В России в условиях аграрных изменений мы наблюдаем формирование системы государственного регулирования сельского хозяйства. Помимо прямого субсидирования отдельных подотраслей АПК, в настоящее время используются косвенные меры поддержки отрасли: страхование урожая, единый сельскохозяйственный налог, субсидирование процентных ставок по кредитам, федеральный лизинг и др.

Новый этап в развитии сельского хозяйства, характеризующийся совершенствованием механизма его регулирования, начался в 2006 году и связан с реализацией национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и последующей разработкой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 гг.» [3].

Современные государственные механизмы регулирования птицеводства направлены главным образом на достижение интенсификации производства отечественной птицеводческой продукции и повышение ее конкурентоспособности на рынке.

При этом особую важность имеет государственное регулирование и управление конкуренцией на рынке продукции птицеводства. Деятельность государства в управлении конкуренцией и конкурентоспособностью должна осуществляться по трем основным направлениям: создание конкурентной среды, регулирование конкуренции на внутреннем рынке, поддержка конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке (см. рис.).

 Рис. Направления государственного управления конкуренцией и конкурентоспособностью на рынке

 Image 1

Управления конкурентоспособностью продукции птицеводства

Государственное воздействие на конкурентную среду представляет собой инструмент регулирования экономики, направленный на предотвращение нарушений экономического равновесия, основными моментами которого являются:

– охрана и поощрение конкуренции;

– контроль над предприятиями и организациями, занимающими превалирующее положение на рынке;

– ценовой контроль;

– содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Значимым направлением государственного управления конкурентоспособностью продукции птицеводства на внутреннем рынке является защита отечественных сельхозпроизводителей от недобросовестной конкуренции, что, в первую очередь, применительно к реализации внутри страны импортной продукции, более низкая цена которой обуславливается экспортными субсидиями в странах-экспортерах, занижением таможенной стоимости продукции и др. К мерам данной защиты на внутреннем рынке могут относиться импортные пошлины (направленные на уменьшение диспаритета цен между ввозимой и отечественной продукцией) квоты на ввоз, ограничивающие объемы импорта.

Первым мероприятием со стороны государства, действительно регулирующим рынок мяса птицы, выступило принятие и реализация постановления Правительства РФ от 23.01.2003 № 48 «О мерах по защите российского птицеводства», которым были установлены импортные квоты на ввоз мяса птицы на 2003−2006 годы (2003 г. – 774 тыс. тонн, 2004 г. – 1050 тыс. тонн, 2005 г. – 1090 тыс. тонн, 2006 г. – 1130,8 тыс. тонн).

Дальнейшее таможенно-тарифное регулирование рынка мяса птицы осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006−2009 гг.» (предусматривающее увеличение поставок по импорту к 2009 г. до 1252 тыс. тонн).

В период кризисной экономической ситуации (2008−2009 гг.) было принято постановление Правительства РФ от 08.12.2008 № 918, в результате чего на 2009 год был сокращен объем импортной квоты на 300 тыс. т мяса птицы и значительно повышены таможенные тарифы на внеквотные поставки. На 2010−2012 гг. объемы импортных поставок определены постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010−2012 гг.» [3].

Ситуация после вступление России в ВТО

Следует отметить, что 16 декабря 2011 г. состоялось подписание протокола присоединения России к ВТО. Вступление России в ВТО сопряжено с рядом ограничений в отношении реализации государственной аграрно-продовольственной политики (ограничения охватывают регулирование доступа к рынку, внутреннюю поддержку сельского хозяйства и экспортное субсидирование). Россия согласилась по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа. Так средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 11,2% по сравнению с текущим уровнем в 15,1% (ставки по видам продукции представлены в табл. 1).

Таблица 1

Ставки импортных пошлин на ряд товарных позиций в АПК

Продукция

Ставки импортных пошлин, %

дельта

сейчас

в ВТО

Зерно

15,1

10,0

-5,0

Молочная продукция

19,8

14,9

-4,9

Растительные масла и животные жиры

9,0

7,1

-1,9

Сахар, $/т

243

223

-20

Говядина*

15 (50)

15 (55−27,5)

 

Свинина*

15 (75)

0 (65−25)

 

Мясо птицы*

25 (95)

25 (80−37,5)

 

Живые свиньи

40,0

5,0

-35,0

* в скобках указана внеквотная пошлина

После вступления России в ВТО внутриквотная пошлина на мясо птицы составит 25%, внеквотная – 80%, в случае отмены квот Россия должна будет установить единую ввозную пошлину на мясо птицы – не более 37,5%. Учитывая вступление России в ВТО, конкуренция на рынке птицеводческой продукции значительно усилится. Поэтому необходимо вплотную заниматься продвижением продукции на экспорт. Мировой сельскохозяйственный рынок традиционно закрытый, и особенно он труднодоступен для России. Вступление в ВТО дает нам возможность расширить рынки сбыта, но для этого необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность и качество продукции, соответствующее ветеринарным требованиям, которые в ряде стран более жесткие, чем в России. Риски российского АПК после вступления в ВТО рассмотрены в табл. 2.

Таблица 2

Возможные риски развития АПК после вступления России в ВТО [2]

Возможные риски

Комментарий

Снижение инвестиций в АПК

− инвесторы не уверены в перспективах своего бизнеса ввиду зависимости от экономической политики государства и эффективности защитных мер;

− в животноводческой отрасли при развитии негативного сценария (в случае, если не сработают меры защиты) маржа может снизиться в 2 раза, сроки окупаемости проектов увеличатся в 1,5–2 раза (с 6−8 до 10−12 лет).

Сокращение маржи, увеличение сроков окупаемости проектов

Сбыт в Россию больших объемов импорта сельхозпродукции

− снижение тарифной защиты приведет к росту импорта, который будет давить на рентабельность и способствовать вытеснению неэффективных игроков (наименее устойчивыми окажется сектор ЛПХ и КФХ), а в долгосрочной перспективе крупным производителям будет обеспечено доминирующее положение на рынке;

− России не гарантирован выход на рынки стран-участников ВТО

Снижение тарифной защиты при отсутствии гарантий доступа российской продукции на внешние рынки

Анализ возможных рисков вступления России в ВТО в условиях снижения тарифной защиты сельхозпродукции свидетельствует о необходимости увеличения господдержки отраслей АПК с целью повышению конкурентоспособности и экономической эффективности отечественного АПК, а также благоприятного инвестиционного климата. По оценке экспертов, ежегодный уровень поддержки птицеводческой отрасли после вступления России в ВТО должен составлять порядка 20 млрд рублей.

В условиях глобализации агропродовольственных рынков и членства России в ВТО встает вопрос о повышении конкурентоспособности отечественной продукции (в частности продукции птицеводства) на внешнем рынке. Основными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и ее доли на внешнем рынке, являются экспортные субсидии, наличие сертификатов на соответствие международным стандартам качества, поддержка в создании экспортной инфраструктуры.

Вывод

Подводя итог, следует отметить, что главным субъектом, формирующим конкурентную среду и осуществляющим поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынке, является государство, которое призвано решать задачу создания равных конкурентных возможностей для сельхозпроизводителей на внутреннем рынке и поддерживать их на мировых рынках. По нашему мнению, роль государства в формировании условий высокой конкурентоспособности птицеводческой продукции отечественных сельхозпроизводителей должна быть активной и отвечающей требованиям мировой экономики. Для управления конкурентоспособностью требуется системный подход к научной обоснованности данного процесса, разработке его принципов и методов. На государственном уровне должна сложиться методологическая база управления конкурентоспособностью, включающая определение критериев уровня конкурентоспособности продукции и создание правовой базы управления этим процессом.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Целевая ведомственная программа Минсельхоза России «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010−2012 годы».
2. Агросектор и риски вступления в ВТО // Агроинвестор. – 2012. − № 2. – С. 18−22.
3. Информационно-правовой портал Garant.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru.