Налоговые льготы. Их сущность и направленность

Бобоев М.Р., Кашин В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (36), Декабрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бобоев М.Р., Кашин В.А. Налоговые льготы. Их сущность и направленность // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 12. – С. 18-24.

Аннотация:
Помимо постоянно действующих налоговых льгот в нашей стране существует механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, т. е. предоставляются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.

Ключевые слова: налоги, налоговые льготы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Помимо постоянно действующих налоговых льгот в нашей стране существует механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, т. е. предоставляются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.

Основной подход при рассмотрении ходатайств о предоставлении налоговых льгот со стороны налоговых органов состоит в следующем. Налоговая льгота по своей сути является формой субсидии, а эффективность субсидий в масштабах экономики достигается лишь при их максимальной концентрации в точках экономического роста. Из этого следует, что в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и качества выпускаемой продукции, использовать гибкую ценовую политику в соответствии с потребностями внутреннего рынка. Такие предприятия могут стать действительными лидерами макроэкономической стабилизации, способными вытянуть за собой всю цепь сопряженных производств, обеспечивая в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.

Иной подход к предоставлению налоговых льгот может нарушить базовый принцип построения современных систем налогообложения ‑ равный подход ко всем категориям налогоплательщиков, привести к распылению государственных средств, а также дестабилизации конкурентных механизмов регулирования рынка с вытекающими из этого негативными социально-экономическими последствиями.

В связи с этим с целью оценки целесообразности предоставления налоговых льгот индивидуальным плательщикам тщательно анализируются представляемые ими расчеты и обоснования. Особо пристальное внимание уделяется при этом следующим аспектам:

‑ порядку и срокам компенсации выпадающих доходов бюджета;

‑ достижению конкурентных преимуществ выпускаемой продукции;

‑ позитивному влиянию на положение в сопряженных отраслях;

‑ социальному эффекту.

Обратимся к конкретным примерам.

При оценке эффективности льготного режима налогообложения предприятий общества инвалидов принималась в расчет прежде всего ее социально-экономическая составляющая, поскольку поддержание стабильного функционирования такого рода предприятий, позволяющих обеспечить занятость и повысить уровень благосостояния одной из наиболее незащищенных категорий населения, является исключительно важной государственной задачей. Сохраняя рабочие места для инвалидов, государство, с одной стороны, освобождает себя от необходимости расходования дополнительных средств на их социальное обеспечение, а с другой ‑ создает условия для их социально-психологической реабилитации. Однако спортивные предприятия и общества инвалидов практически монополизировали импорт подакцизных товаров и укрепили свое влияние в других секторах экономики. Они же стали “торговать” льготами. В результате потери федерального бюджета от льгот, предоставленных только различным спортивным организациям, ежегодно превышали 6 млрд. долл. По оценкам Минфина, только в 1996-1997 гг. ежегодный объем налоговых льгот и только в части налогов, поступающих в федеральных бюджет, превышал 63 трлн. руб. (то есть составлял порядка 15 млрд. долл.), примерно на такую же сумму региональные органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления предоставили льгот по налогам, поступающим в их бюджеты. (Шаталов С. Налоговая политика и проблемы налогового законодательства // Фискальная политика и управление государственным долгом. – М.: ЦЭМИ РАН, 2000, С.84-101).

Компьютеризация в налоговой сфере. Как известно, по ходу развертывания информационной революции во многих странах Запада начали проводиться исследования в отношении рационализации и повышения эффективности работы государственных органов, основанные на использовании новых технологий. Соответствующий анализ был проведен и в отношении органов, осуществляющих работу по сбору налогов. Действительно, именно в этой сфере государственным чиновникам приходится иметь дело с большими объемами отчетности, производить массу расчетов, сводить и контролировать информационные блоки разных ведомств и организаций, готовить своды статистических данных, обеспечивать налоговый блок для бюджетной отчетности и т.д. Окажись возможным перевод основной массы этих расчетов на методы компьютерной обработки данных, внедрение методов безбумажного обмена информацией во всех звеньях налоговой системы, открылись бы серьезные перспективы экономии ресурсов и затрат человеческого труда на рутинной работе и перевода этих ресурсов в сферу контрольной работы и информационного обеспечения налогоплательщиков.

Однако уже первые попытки провести такую реорганизацию работы налоговых органов выявили серьезные затруднения и проблемы.

Во-первых, после применения компьютеров на первых порах объемы бумажного оборота не только не сократились, но, наоборот, даже выросли. Оказалось, что достижению полезного эффекта мешает устаревшие правила и нормы документооборота, а также недостаточная квалификация счетных работников. Пришлось осуществить значительные затраты на проведение пересмотра учетных и контрольных процедур, на реорганизацию системы отношений между различными звеньями налоговой системы и на переобучение работников налоговых органов.

Во-вторых, выявились дополнительные трудности в связи с необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым требованиям и методам работы налоговых органов. Нередко темпы реформирования приходилось снижать, тратить время и средства на программы убеждения налогоплательщиков в преимуществах перехода на безбумажные технологии подготовки и представления налоговой отчетности. Встречались случаи серьезных споров, в которых налоговым органам предъявлялись обвинения в нарушениях прав граждан, в стремлении собирать о жизни людей частную информацию, не являющуюся необходимой для целей взимания налогов. Чтобы избежать таких обвинений и споров, налоговым органам приходилось перестраивать свою работу, а в некоторых случаях даже вносить соответствующие изменения в налоговое законодательство (естественно, после тщательной проработки всех нюансов в соответствующих институтах государства).

В-третьих, налоговые органы встретились с массой претензий в отношении обеспечения конфиденциальности предоставляемой им на магнитных носителях персональных данных о доходах, имуществе и других сторонах частной жизни граждан. Как известно, налоговые органы пользуются привилегией собирать и хранить информацию о частных финансовых и имущественных делах граждан и предприятий с обязательным условием неразглашения этой информации для любых лиц и органов, не связанных непосредственно со сбором налогов. С помещением этой информации на магнитные носители у налогоплательщиков появились серьезные опасения в отношении утечки данных в процессе их передачи, обработки и хранения.

Между тем, налоговые органы не могли дать абсолютной гарантии, что их банки данных и электронные каналы передачи информации будут абсолютно защищены от любых попыток взлома со стороны посторонних лиц. Хотя такой абсолютной защиты не существует до сих пор, налоговые органы предприняли неординарные усилия по внедрению двойных и даже тройных схем страховки. Введение жестких нормативов, ограничивающих доступность к персональной налоговой информации, разработка особых технических средств защиты информации и каналов связи, позволили убедить налогоплательщиков в том, что при данном состоянии дел вероятность разглашения их информации сведена до предельно возможного минимума.

Все эти факторы оказывают серьезное влияние на происходящие изменения в работе налоговых органов и порядок организации налогового процесса на всех его этапах. Сюда входят и учет налогоплательщиков, и проведение учетной и статистической работы по налогам, и порядок составления и представления налоговой отчетности гражданами и предприятиями, и самые общие и ключевые процедуры сбора налогов и контрольной работы на всех уровнях государственной власти.

Сбор налогов ‑ это первостепенная функция государства. Она создает финансовый фундамент для осуществления всех иных функций, обеспечивая членам общества конституционные гарантии в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, охраны правопорядка.

Не вызывает сомнений, что собираемость налогов определяется прежде всего состоянием экономики. Более богатые и развитие страны, естественно, имеют возможность собирать в качестве доходов относительно большую долю ВВП, чем страны менее развитые, каковой, в частности, и является Россия. Однако необходимо помнить, что если уровень налоговых изъятий превышает возможности экономики, то возникают объективные предпосылки для образования недоимки, что особенно характерно для стран с переходной экономикой.

Сбор налогов, безусловно, зависит и от эффективности работы налоговых органов. В последние годы наблюдается тенденция к снижению недоимки, что свидетельствует о постоянном совершенствовании форм и методов работы налоговых органов по выполнению своей фискальной функции. И это дает определенные результаты.

Особое беспокойство по-прежнему вызывают нарушения налогового законодательства. Такие нарушения случаются очень часто, и это при том, что налоговыми органами постоянно проводится активная работа по своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве.

В целом значение контрольной работы трудно переоценить и потому к ней предъявляются особые требования. Здесь главное ‑ формирование у налогоплательщиков понимания неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов.Поэтому среди важных задач налоговых органов остаются оптимальный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, пропагандистская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности, внедрение эффективных методов контроля и взыскания.

К сожалению, до сих пор ликвидированы далеко не все существующие схемы уклонения от уплаты налогов. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться просчитывать собственные действия на шаг вперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы, оперативно перекрывая возможные каналы возникновения налоговых нарушений. Следует предусмотреть установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, создать механизм пресечения “теневых” экономических операций, способствовать развитию у граждан и организаций ответственности за уклонение от налогов. Основными направлениями данной работы будут являться:

‑ изменение организационной структуры налоговой администрации – создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность;

‑ ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является создание центров обработки данных, где предусматривается формирование информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников (государственных и негосударственных структур). Это позволит проводить полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщике, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми категориями налогоплательщиков;

‑ реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, и т.п.

Не следует забывать, что устойчивого улучшения собираемости налогов нельзя добиться и без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой культуры, но об этом поговорим в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:34