Методы оценки программ реализации электронного правительства

Константинов А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Константинов А.И. Методы оценки программ реализации электронного правительства // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 17. – С. 11-16.

Аннотация:
В статье рассмотрены методы оценки эффективности государственных программ по реализации электронного правительства.

Ключевые слова: эффективность, результативность, электронное правительство, методы оценки; государственные программы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Концепция электронного правительства до сих пор недостаточно изучена, она несет в себе множество выгод, как хорошо известных, так и скрытых. О некоторых из них инициаторы могут даже не догадываться до осуществления программы.

Эти выгоды заключаются:

– в уменьшении затрат на осуществление государственной деятельности;

– нахождении новых источников доходов;

– развертывании новых видов коммерческой деятельности, появлении новых сфер предоставления услуг и фирм, работающих в этой сфере;

– упрощении взаимодействия между гражданами и государством;

– расширении участия граждан в демократических процессах.

Если рассматривать электронное правительство как государственную программу, то его ценность заключается в тех выгодах и преимущества, которые будут созданы для общества, а также в формировании новых возможностей для граждан в самостоятельном получении выгод. Однако следует иметь в виду, что создание электронного правительства может оказаться дорогостоящим проектом и поэтому его ценность для общества необходимо доказать. Чтобы добиться наиболее рационального использования общественных средств, требуется как можно точнее определить их отдачу, сопоставлять ее с затратами, сравнивать различные варианты программ с точки зрения издержек и выгод [4].

Программы электронного правительства предлагают множество различных выгод для правительства, они могут быть классифицированы на пять основных категорий. Любая успешная программа должна нести выгоды относящиеся, по крайней мере, к одной из этих областей; но самыми успешными программами являются те, которые предоставляют выгоды сразу в нескольких областях [2]:

1) финансовые выгоды: уменьшение затрат на осуществление государственной деятельности и увеличение собираемых налогов;

2) экономическое развитие;

3) уменьшение избыточности: консолидация и интеграция правительственных систем;

4) увеличение роли граждан в управлении государством;

5) повышение качества и доступности государственных услуг.

Ценность программ электронного правительства

Независимо от типа получаемых обществом выгод, лучший способ измерять результативность и эффективность выполнения программ электронного правительства состоит в оценке достижения поставленных ими целей, во-первых, относительно самих этих программ и, во-вторых, относительно целей ведомств, ставших инициаторами этих программ.

Правительства развитых стран, а также региональные власти применяют несколько методов оценки инициатив в сфере электронного правительства. К их числу относятся [3]:

− анализ затраты-выгода, анализ чистой приведенной стоимости и внутренней нормы доходности;

− определение прибыли на инвестированный капитал;

− оценка степени удовлетворения пользователей;

− скорость оборота средств;

− оценивание и сопоставление эффективных практик.

Возрастающая потребность в измерении показателей выполнения работы правительства и характеристик степени его ответственности перед гражданами и обществом привела к появлению сложных и многосторонних исследований, направленных на определение относительной ценности различных программ электронного правительства. Для доказательства эффективности инициатив необходимо проведение обширного анализа затрат реализации каждой альтернативы (включая альтернативу – «не делать ничего»), анализ удовлетворения основной цели программы, а так же общих выгод от программы. Затраты, выгоды и риски каждой альтернативы должны быть оценены в контексте текущей ситуации. Важным фактором является наличие дополнительных источников финансирования – спонсоров, партнеров. Не следует упускать возможности объединения усилий различных ведомств, так блага от реализации программы, скорее всего, могут быть распределены без особых потерь. Рыночные потребности и заинтересованность участия частного сектора, так же являются важным критерием в процессе выбора той или иной программы.

Многие ведомства используют так называемый анализ портфеля, чтобы оценить риск, который может сопутствовать всем развертываемым программам электронного правительства, рассматривая их как единый портфель. Такой вид анализа допускает финансирование программ, которые характеризуются высокой степенью затрат, за счет балансировки их программами, предоставляющими высокий уровень преимуществ относительно затрат на их реализацию. Одной из важных характеристик в этом анализе является отношение совокупного риска к средним ожидаемым доходам по всем инвестициям полного портфеля.

Управление рисками является частью таких исследований.

Как измерить эффективность программ электронного правительства?

Анализ рисков рассматривает воздействие и вероятность того, что определенные факторы будут препятствовать получению ожидаемых выгод от осуществления программы электронного правительства. В этот анализ включаются риск превышения запланированной стоимости, риск использования технически устаревших решений или риск возникновения ситуации расхождения с текущими политическими приоритетами. Сюда также включаются риски того, что исполнители программы пренебрегут какими-либо эффективными технологиями или что потенциальные потребители не заинтересуются данной программой.

Среди наиболее часто используемых методов оценки эффективности программ электронного правительства выделяют следующие [1]:

1) чистая приведенная стоимость, чтобы измерять прибыль на инвестиции в проекты;

2) анализ выгоды/затрат, чтобы рассчитывать затраты на проект относительно выгод (материальных и неосязаемых);

3) анализ затраты/эффективность, для вычисления материальных и неосязаемых выгод для конкретных групп населения;

4) анализ портфеля, чтобы определить совокупный риск, связанный с ожиданиями возврата инвестиций от полного портфеля проектов.

В табл. показаны положительнее и отрицательные стороны указанных методов, а также специфика.

Таблица

Сравнение методов оценки отдачи от инвестиций программ электронного правительства

Image 1

Эти методологии оценки используются во многих странах мира. При этом большинство пионеров электронного правительства соглашаются с утверждением, сделанным журналом «Public Sector CXO», что электронное правительство, подобно политике, является локальным. Это означает, что не существует универсального подхода к определению эффективности той или иной программы. Соответственно, не существует единственного метода измерения. И если какой-либо метод успешно применяется одним правительством или ведомством, то это не значит, что он может аналогичным образом применяться повсеместно.

Выгоды от технологий электронного правительства

Чтобы максимизировать выгоды от технологий электронного правительства и расширить использование программ электронного правительства, государство должно сформировать и поддерживать рынок соответствующих высокотехнологичных продуктов. Практика показывает, что не все программы электронного правительства приветствуются, даже несмотря на те выгоды, которые они обещают предоставить.

Это означает, что для достижения максимального эффекта от программ необходимо развертывать и проводить среди граждан и бизнеса соответствующие рекламные, информационные и образовательные кампании. Граждане должны быть хорошо осведомлены о том, что они могут взаимодействовать с государством в режиме он-лайн и о том, какие преимущества принесет им такой способ взаимодействия.

В свою очередь создатели электронного правительства должны постоянно отслеживать мнение граждан по вопросам их потребностей в развитии различных направлений электронного правительства и степень их удовлетворения существующими сервисами, а также проводить мониторинг перспективных тенденций развития онлайновых технологий.


Источники:

1. Anexys, LLC, Indiana University-Bloomington Institute for Development Studies and META Group, Inc., The Anexys Primer on Measuring ROI in E-Government, 2001.
2. Australian National Office for the Information Economy, E-Government Benefits Study/Measuring the demand for, and the benefits of, E-Government, Preliminary findings, 2002.
3. High Payoff in Electronic Government Measuring the Return on E-Government Investments A Report for the Intergovernmental Advisory Board. 2003.
4. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 23:58:01